Развитие творчества ребенка в разных видах деятельности
Старший воспитатель первой квалификационной категории:
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода в осмыслении и преобразовании окружающего мира, развитие активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны помочь нашим детям воспитать и развить пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые найдут яркое выражение в их творчестве. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует начинать развивать творческие способности детей.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в возрасте от 2-х до 5-6 лет дети чрезвычайно любопытны и любознательны, у них есть огромное желание и потребность в познании окружающего. Воспитатели и родители, поощряя любознательность и сообщая детям знания, вовлекают их в различные виды деятельности и тем самым расширяют детский опыт. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка и для будущей творческой деятельности.
Сам ребёнок вряд ли не найдёт художественные средства для выражения и развития творческой активности, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Ребёнку необходимо помочь определить и начать развивать ту деятельность, которая его заинтересует и тогда он почувствует желание ею активно заниматься. На сегодняшний день из практики работы дошкольных учреждений и многолетних наблюдений непосредственно в МДОУ “Петушок” можем констатировать, что наиболее ярко проявляются и развиваются творческие способности детей дошкольного возраста в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой.
Учитывая специфику нашего дошкольного учреждения (приоритет художественно-эстетического развития воспитанников), мы стараемся искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.
Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому во всех группах, начиная с раннего возраста созданы «уголки детского творчества». В уголках находится очень много разнообразного материала в соответствии с возрастом, обеспечена его доступность для детей, в режиме дня выделено время на самостоятельную творческую деятельность. Это позволило создать в группах оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Дети получили возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной деятельности, а также знакомства с окружающим миром и познания свойств предметов. В уголках детского творчества находится и много так называемого “бросового материала” – предметов –заместителей. С помощью этого материала воспитатели с детьми проектируют режиссерские игры, в которые дети впоследствии с удовольствием играют. В процессе игры воспитывается и умение придумать и создать орудие своей деятельности – игрушку.
Для реализации творческих задач во всех видах деятельности в нашем детском саду в системе организуются и проводятся интегрированные занятия, в ходе которых дети учатся видеть мир как единое целое, воспринимать окружающее через мир природы, музыки и живописи.
Развитие творчества всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, формирует, создаёт, к чему-то сам стремится. Многолетние наблюдения показали что создать интересную и радостную обстановку в группе помогают театрализованные игры, да и кто из воспитателей не знает, что дети очень любят устраивать концерты, петь песни, читать стихи, танцевать изображать разных животных. Театрализованные игры – прекрасный способ раскрыть творческий потенциал и раскрепостить ребёнка, и поэтому театрализованные игры пользуются у наших детей большой любовью. Начиная с ясельной группы традиционными стали просмотры кукольных сценок, забав, спектаклей, где дети являются не пассивными зрителями, а активными участниками действия и зачастую именно от их участия зависит продолжение действия и поведение героев.
На протяжении ряда лет я, как старший воспитатель, планирую и организую в вестибюлях мини-выставки (конкурсы), так как считаю, что только творческий союз воспитателей, родителей и воспитанников, их совместное сотрудничество, творческое семейное общение, взаимное доверие наполняют жизнь детей интересными событиями, стимулируют дальнейшую самостоятельную деятельность.
Проведение разнообразных выставок и конкурсов позволяет укрепить взаимодействие с семьями воспитанников, активизирует творческое общение родителей с детьми. В нашем детском саду традиционными стали конкурсы “Удивительное рядом”, “Осенние дары”, “Зимние узоры”, “Космос”, “День птиц”, “Что умеет моя мама”, “Умелые руки папы”. Активно участвует в этой работе воспитатель по изодеятельности, она считает и практика показывает правильность ее позиции, что для развития и подержания интереса с детьми старшего дошкольного возраста необходимо не только вносить разнообразие в техники рисования, но и использовать нетрадиционные материалы, прекрасно зарекомендовали себя техники смешивания материала для создания ярких контрастных рисунков, восковые мелки в сочетании с акварелью, перламутровая гуашь и также акварель помогают придать работникам сказочность и волшебство. Рисовать можно кисточкой, карандашом, мелками, а ещё – пергаментной бумагой, ребристым картоном, окрашенной нитью. Рисование в нетрадиционных техниках помогает развивать в детях всё то что пригодится им в дальнейшей жизни: образное и пространственное мышление, ловкость рук, владение технологиями и главное – творческий подход к каждой новой работе.
Творческая работа организована не только в групповых комнатах, в зале, в изостудии, но и на прогулочных участках. Подручные материалы: снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения начиная с раннего возраста. Старшие дети совместно и при участии взрослых с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных постройках и фигурах.
В МДОУ “Петушок” в системе ведется работа по элементарному музицированию – детям доступны шумовые и музыкальные инструменты. Во всех возрастных группах в течение года дети во время музыкальных занятий и в свободной деятельности имеют возможность извлекать звуки, исполнять простейшие ритмы и мелодии, сочинять и исполнять свои музыкальные фантазии. Это действительно свободное элементарное детское творчество без границ! Результат шестилетней работы с каждой группой мы демонстрируем уже пять лет на районном конкурсе “Апрельская Веснушка”, где шестилетние дети показывают свои креативные возможности игры в ансамбле, а также владение художественным словом, изобразительное творчество и танцевальную пластику.
Что должно быть главным и на наш взгляд самым важным в работе по данному направлению? То, что какими бы ни были виды, формы способы развития творческих способностей ребёнка, главное – чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствуя при этом поддержку и одобрение со стороны родителей и воспитателей, научился мыслить и выражать свои идеи свободно и смело. И ещё – воспитатели должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке. Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая любую работу в любой деятельности детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя. И нужно так организовывать работу в каждой возрастной группе, начиная с ясельной, чтобы детям было доступно все, начиная от простейших пирамидок и конструкторов до материалов по изодеятельности и музыкальных инструментов и всегда важно помнить, что мало просто дать в руки, надо организовать и направить деятельность ребенка – тогда будет и результат и радость от реализации собственных возможностей каждого.
Источник
«Патриотизм – это не доблесть и
не профессия, это единственное
человеческое чувство. Это любовь
к Родине, к ее народу, ко всему
тому, что впитано с молоком матери»
Бакланов Г.И.
Проект Маленький гражданин великой страны.
Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Актуальность темы:
Мы живем в сложное и неспокойное время. В нашей жизни происходят события, которые заставляют нас думать и чувствовать по-новому, переосмысливая и переоценивая происходящее.
Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Многонациональный народ, населяющий нашу страну, понимает важность и значимость этого вопроса. Возродить, сохранить и передать подрастающему поколению традиции и культуру народа – задача трудная, но благородная.
Сегодня, как никогда актуальны слова академика Д.СЛихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины»
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
Цель:
-развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепленип государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи патриотического воспитания:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Методы и приемы.
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
- имитационные игры;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- психогимнастика;
- творческое исследование;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, видеороликов с последующим моделированием новых версий;
- социально-поведенческий тренинг;
- дискуссии.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях. Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемые в системе. Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги и родители будут работать в рамках единой образовательной системе.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
-Домашний адрес; испытывать любовь привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду; дорожить своей семьей, домом.
-Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности, нести ответственность за их выполнение.
-Место проживания: город, республика, предприятия родного города их значимость; символику города, достопримечательности.
-Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции; Знать столицу нашей Родины. Ее историю, достопримечательности. Знать флаг, герб, гимн России. Показывать на карте несколько крупных городов.
-Должны знать природу России, ее обитателей.
Презентация проекта:
Оформление творческого проекта. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
- Разработать проекты: «Маленький гражданин великой страны»
«Все начинается с детства»
- Воспитывать любовь к Родине посредством занятий.
Разработать и провести циклы занятий:
«Хорошо у нас в саду»
«Моя семья – мой дом»
«Русская изба»
Беседа-размышление «Русский самовар»
«Абакан-столица Хакасии», «Символика»
«История моего города», «Герб моего города»
«Лаборатория целебных вод» (Знакомить детей с озерами Хакасии)
«Горы Хакасии»
«Москва – столица нашей Родины»
«Мои права и обязанности»
«Города-Герои»
КВН «Моя малая Родина»(С участием родителей)
Викторина «Уроки этики поведения для детей и родителей».
«Рыцарский турнир вежливости»
3. Патриотическое воспитание через русское и хакасское народное творчество:
Художественная литература
-Чтение рассказов, стихов, сказок:
«Жадная собака», «Два барана», «Лев и лисица»
«Старик и сыновья» и др.
«Гуси-лебеди», «Хаврошечка», Заучивание скороговорок, дразнилок, считалок
Заучивание стихов о дружбе, о Родине, любви, взаимопомощи.
Конкурс пословиц и поговорок о дружбе, о Родине.
Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши “Три толстяка”, Д. Родари “Приключения Чиполлино” (беседа о справедливости сказочного государства). «Серая шейка»
Конкурс чтецов.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Найди флаг России», «Найди герб страны»
«Чей костюм», «Мир профессий»
«Пиктограммы», «Мое настроение», «Волшебный мешочек», «Волшебный клубочек» и др.
Коммуникативные игры:
«Кто чем приметен», «Путаница», и др.
Русские и хакасские народные подвижные игры:
«Гуси-лебеди», «Краски», «Пятнашки», «Рукавичка» (Хакасская игра)
«Горелки», «Уголки», «Море волнуется», «Классики», и др.
Хороводные игры:
«Заинька», «Плетень», «Ворон»
Народные традиции и праздники:
Вечер – развлечение «У семейного очага», «Посиделки на скамейке», «Турнир вежливости» «Масленица», «Рождественские колядки»
Национальные праздники: «Чыл-Пазы» ” (“День земли”), “Чир – Инес”.
Разучивание песен:
«Ссора», муз. О.Фельцман; «Настоящий друг», муз. Б.Савельева, Детские песни В.Шаинского, «С чего начинается Родина?», «Родные просторы»
Праздники:
«Хороши просторы наши», «В стране березового ситца», «Мой папа самый-самый», «Мамы разные нужны…», «День-Матери».
«Семья вместе, душа на месте», «В кругу друзей», развлечение “Друг в беде не бросит”.и др.
Инсценирование детских сказок:
«Не обижайте муравья», «Две лягушки», «Колосок», «12 месяцев»
4. Важным условием патриотического воспитания является взаимодействие с семьей:
Выставки детского, коллективного творчества, сотворчества детей и родителей:
Коллективные работы по тематике «Добро»:
«Наши достижения», «Портфолио достижений»
«Портфолио семьи»
Выставки: «Моя мама-рукодельница», «Участок моей мечты», «Город моей мечты»
«Семейные реликвии», «Пасхальное яйцо», «Елочка-красавица»
Консультации:
«Как научить ребенка жить в мире людей»
«Приучение ребенка к труду»
«Наказание ребенка в семье»
«Современная семья и ее роль в развитии ребенка»
«Игра и труд в воспитании детей»
«Семья как основа развития и становления личности ребенка»
Тренинги:
«Осьминоги и осьминожки»
«Время перемен»
Совместные досуги
«Уроки этики поведения для детей и родителей»
«Моя семья»
Организация добрых дел
Изучение семейного воспитания и обучения детей дома:
-целевое посещение семей
-анализ и самоанализ воспитания и обучения детей
-анкетирование родителей
-обобщение опыта
5. Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:
Изготовление игровых пособий: «Пограничники», «Пожарные», «Спасатели», «Пешеходы и пассажиры», «Пиктограммы», «Мое настроение», «Наши права», «Азбука эмоций»
Оформление
Изготовление атрибутов государственных символов России, города, Республики.
«Панорама добрых дел»,
настенное панно «»Я пришел», «Мое настроение»
Создание мини-музея «Города России», «Лаборатория Целебных вод Хакасии»
Оформление выставок рисунков
Оформление альбомов:
«Я познакомлю вас со своей семьей»
Создание альбомов:
«Достопримечательности города», «Где мы любим отдыхать»
«Хорошо у нас в саду», «Правила Друзей»
«Дорогие и любимые наши бабушки и дедушки», «Нам года не беда», «Как молоды мы были»
«О бабушках и дедушках»,»Семя вместе и душа на месте»,
6.Использование нетрадиционной изобразительной деятельности:
Рисование:
«Портрет мамы»,«Портрет моего друга», «Мой лучший друг»,. «Мой любимый город», «Чистый город»
Аппликация
«Дом моего друга»
Выставка работ: «Природа моего края», «Флаг моей республики»,
«Вечный огонь» и т.д.
7. Физкультура и здоровье:
Организация дней здоровья
эстафеты
Экологические походы
Беседы на темы:
«В здоровом теле, здоровый дух», «Я и природа»
Физкультурные досуги:
«Мы здоровью скажем да!»
«Папа, мама, я спортивная семья!» « Старинные русские народные игры»
«Русские игрища»
«Игралочка» и др.
Спортивные развлечения:
Веселые старты
«Самая здоровая семья» и др
8. Акции:
«Озеленение участков», «Покормите птиц зимой»
Экологический форум «Сделаем планету Чистой!»
Познавательное мероприятие «Памятники»
9. Воспитание любви к Родине через экскурсии и наблюдения:
Прогулка в «нетронутый лес»
Экскурсия в городской музей «Знакомство с историей города»
Экскурсия к Вечному огню.
Экскурсия в «Русскую горницу», «Хакасская юрта»
Встречи с интересными людьми.
Источник