Развитие творчества ребенка в разных видах деятельности

Старший воспитатель первой квалификационной категории:

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода в осмыслении и преобразовании окружающего мира, развитие активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны помочь нашим детям  воспитать и развить пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые найдут яркое выражение в их творчестве. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует начинать развивать творческие способности детей.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в возрасте от 2-х до 5-6 лет дети чрезвычайно любопытны и любознательны, у них есть огромное желание и потребность в познании окружающего. Воспитатели и родители, поощряя любознательность и сообщая детям знания, вовлекают их в различные виды деятельности и тем самым  расширяют детский опыт. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка и для будущей творческой деятельности.

Сам ребёнок вряд ли не найдёт художественные средства для выражения и развития творческой активности, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Ребёнку необходимо помочь определить и начать развивать ту деятельность, которая его заинтересует и тогда он почувствует желание ею активно заниматься.  На сегодняшний день из практики работы дошкольных учреждений и многолетних наблюдений непосредственно в  МДОУ “Петушок” можем констатировать, что  наиболее ярко проявляются и развиваются творческие способности детей дошкольного возраста в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой.

Учитывая специфику нашего дошкольного учреждения (приоритет художественно-эстетического развития воспитанников), мы стараемся искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.

Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому во всех группах, начиная с раннего возраста созданы  «уголки детского творчества». В уголках находится очень много разнообразного материала в соответствии с возрастом, обеспечена его доступность для детей, в режиме дня выделено время на самостоятельную творческую деятельность. Это позволило создать в группах оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Дети получили возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной деятельности, а также знакомства с окружающим миром и познания свойств предметов. В уголках детского творчества находится и много так называемого “бросового материала” –  предметов –заместителей. С помощью этого материала воспитатели с детьми проектируют режиссерские игры, в которые дети впоследствии с удовольствием играют. В процессе игры воспитывается и умение придумать и создать орудие своей деятельности – игрушку.

Для реализации творческих задач во всех видах деятельности в нашем детском саду в системе организуются и проводятся интегрированные занятия, в ходе которых дети учатся видеть мир как единое целое, воспринимать окружающее через мир природы, музыки и живописи.

Развитие творчества всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, формирует, создаёт, к чему-то сам стремится. Многолетние наблюдения показали что создать интересную и радостную обстановку в группе помогают театрализованные игры, да и кто из воспитателей не знает, что дети очень любят устраивать концерты, петь песни, читать стихи, танцевать изображать разных животных. Театрализованные игры – прекрасный способ раскрыть творческий потенциал и раскрепостить ребёнка, и поэтому театрализованные игры пользуются у наших детей большой любовью. Начиная с ясельной группы традиционными стали просмотры кукольных сценок, забав, спектаклей, где дети являются не пассивными зрителями, а активными участниками действия и зачастую именно от их участия зависит продолжение действия и поведение героев.

  На протяжении ряда лет я, как старший воспитатель, планирую и  организую в вестибюлях мини-выставки (конкурсы), так как считаю, что только  творческий союз воспитателей, родителей и воспитанников, их совместное сотрудничество, творческое семейное общение, взаимное доверие  наполняют жизнь детей интересными событиями, стимулируют дальнейшую самостоятельную деятельность.

Проведение разнообразных выставок и  конкурсов позволяет укрепить взаимодействие с семьями воспитанников, активизирует творческое общение родителей с детьми. В нашем детском саду традиционными стали конкурсы “Удивительное рядом”, “Осенние дары”, “Зимние узоры”, “Космос”, “День птиц”, “Что умеет моя мама”, “Умелые руки папы”. Активно участвует в этой работе воспитатель по изодеятельности, она считает и практика показывает правильность ее позиции, что для развития и подержания интереса с детьми старшего дошкольного возраста необходимо не только вносить разнообразие в техники рисования, но и использовать нетрадиционные материалы, прекрасно зарекомендовали себя техники смешивания материала для создания ярких контрастных рисунков, восковые мелки в сочетании с акварелью, перламутровая гуашь и также  акварель помогают придать работникам сказочность и волшебство. Рисовать можно кисточкой, карандашом, мелками, а ещё – пергаментной бумагой, ребристым картоном, окрашенной нитью. Рисование в нетрадиционных техниках помогает развивать в детях всё то что пригодится им в дальнейшей жизни: образное и пространственное мышление, ловкость рук, владение технологиями и главное – творческий подход к каждой новой работе.

Творческая работа организована не только в групповых комнатах, в зале, в изостудии, но и на прогулочных участках. Подручные материалы: снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения начиная с раннего возраста. Старшие дети совместно и при участии взрослых с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных постройках и фигурах.

В МДОУ “Петушок” в системе ведется работа по элементарному музицированию – детям доступны шумовые и музыкальные инструменты. Во всех возрастных группах в течение года дети во время музыкальных занятий и в свободной деятельности имеют возможность извлекать звуки, исполнять простейшие ритмы и мелодии, сочинять и исполнять свои музыкальные фантазии. Это действительно свободное элементарное детское творчество без границ! Результат шестилетней работы с каждой группой мы демонстрируем уже пять лет на районном конкурсе “Апрельская Веснушка”, где шестилетние дети показывают свои креативные возможности игры в ансамбле, а также владение художественным словом, изобразительное творчество и танцевальную пластику.

Что должно быть главным и на наш взгляд самым важным в работе по данному направлению? То, что какими бы ни были виды, формы способы развития творческих способностей ребёнка, главное – чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствуя при этом  поддержку и одобрение со стороны родителей и воспитателей, научился мыслить и выражать свои идеи свободно и смело. И ещё – воспитатели должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке. Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая любую работу в любой деятельности детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя. И нужно так организовывать работу в каждой возрастной группе, начиная с ясельной, чтобы детям было доступно все, начиная от простейших пирамидок и конструкторов до материалов по изодеятельности и музыкальных инструментов и всегда важно помнить, что мало просто дать в руки, надо организовать и направить деятельность ребенка – тогда будет и результат и радость от реализации собственных возможностей каждого.

Источник

«Патриотизм – это не доблесть  и

 не профессия, это единственное

человеческое чувство.  Это  любовь

 к Родине, к ее народу, ко всему

  тому, что впитано с молоком  матери»

Бакланов Г.И.

Проект Маленький гражданин великой страны.

       Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели    

Актуальность темы:

          Мы живем в сложное и неспокойное время.  В нашей жизни происходят события, которые заставляют нас думать и чувствовать по-новому, переосмысливая и переоценивая происходящее.

        Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей.  Что ждет их  впереди? Какое духовное наследие мы им оставим?  Какие обычаи и традиции?

Многонациональный народ, населяющий нашу страну, понимает важность и значимость этого вопроса. Возродить, сохранить и передать подрастающему поколению традиции и культуру народа – задача трудная, но благородная.

     Сегодня, как никогда актуальны слова академика Д.СЛихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины»

          Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры   в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

Цель:

-развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепленип государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи  патриотического воспитания:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Методы и приемы.

  • диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
  • примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
  • имитационные игры;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • психогимнастика;
  • творческое исследование;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, видеороликов с последующим моделированием новых версий;
  • социально-поведенческий тренинг;
  • дискуссии.       

 Гипотеза:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и  на занятиях.  Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемые в системе.     Образовательный процесс в  ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги и родители будут  работать в рамках единой образовательной системе.

Предполагаемый результат:

  Дети должны знать и  называть:

-Домашний адрес; испытывать любовь привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду; дорожить своей семьей, домом.

-Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности, нести ответственность за их выполнение.

-Место проживания: город, республика, предприятия родного города их значимость; символику города, достопримечательности.

-Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции; Знать столицу нашей Родины. Ее  историю, достопримечательности. Знать флаг, герб, гимн России. Показывать на карте  несколько  крупных городов.

-Должны знать природу России, ее  обитателей.

                                                                                                                                                                                                                                      Презентация проекта:

Оформление творческого проекта. Представление проекта.

Основные направления реализации проекта:

  1. Разработать проекты: «Маленький гражданин великой страны»

                                                  «Все начинается с детства»

  1. Воспитывать любовь к Родине посредством занятий.

    Разработать и провести циклы занятий:

  «Хорошо у нас в саду»

 «Моя семья – мой дом»

 «Русская изба»

Беседа-размышление   «Русский самовар»

«Абакан-столица Хакасии», «Символика»

«История моего города»,  «Герб  моего города»

«Лаборатория целебных вод» (Знакомить детей с озерами Хакасии)

«Горы Хакасии»

«Москва – столица нашей Родины»

«Мои права и обязанности»

«Города-Герои»

КВН «Моя малая Родина»(С участием родителей)

Викторина  «Уроки  этики поведения для детей и родителей».

«Рыцарский турнир вежливости»

3. Патриотическое воспитание через русское и хакасское народное творчество: 

               Художественная литература

-Чтение рассказов, стихов, сказок:

«Жадная собака», «Два барана», «Лев и лисица»

«Старик и сыновья» и др.

«Гуси-лебеди», «Хаврошечка», Заучивание скороговорок, дразнилок, считалок

Заучивание стихов о дружбе, о Родине, любви, взаимопомощи.

Конкурс пословиц и поговорок о дружбе, о Родине.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши “Три толстяка”, Д. Родари “Приключения Чиполлино” (беседа о справедливости сказочного государства). «Серая шейка»

Конкурс чтецов.

                  Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Найди флаг России», «Найди герб страны»

«Чей костюм»,  «Мир профессий»

«Пиктограммы»,  «Мое настроение», «Волшебный мешочек»,  «Волшебный клубочек» и др.

Коммуникативные игры:

«Кто чем приметен», «Путаница», и др.

Русские и хакасские народные подвижные игры:

«Гуси-лебеди», «Краски», «Пятнашки», «Рукавичка» (Хакасская игра)

 «Горелки», «Уголки», «Море волнуется», «Классики», и др.

Хороводные игры:

«Заинька», «Плетень», «Ворон»

Народные традиции и праздники:

Вечер – развлечение «У семейного очага», «Посиделки на скамейке», «Турнир  вежливости»   «Масленица»,  «Рождественские колядки»

Национальные праздники: «Чыл-Пазы» ” (“День земли”),  “Чир – Инес”.

Разучивание песен:

«Ссора», муз. О.Фельцман; «Настоящий друг», муз. Б.Савельева, Детские песни В.Шаинского,  «С чего начинается Родина?», «Родные просторы»

Праздники:

«Хороши просторы наши», «В стране березового ситца», «Мой папа самый-самый», «Мамы разные нужны…»,  «День-Матери».

«Семья вместе, душа на месте», «В кругу друзей», развлечение “Друг в беде не бросит”.и др.

Инсценирование детских сказок:

«Не обижайте муравья», «Две лягушки»,    «Колосок», «12 месяцев»

4. Важным условием патриотического воспитания является взаимодействие с семьей:                

Выставки детского, коллективного творчества, сотворчества детей и родителей:

Коллективные работы по тематике «Добро»:

«Наши достижения», «Портфолио достижений»

«Портфолио семьи»

Выставки: «Моя мама-рукодельница», «Участок моей мечты»,  «Город моей мечты»

«Семейные реликвии», «Пасхальное яйцо», «Елочка-красавица»

Консультации:

«Как научить ребенка жить в мире людей»

«Приучение ребенка к труду»

«Наказание  ребенка в семье»

«Современная семья и ее роль в развитии ребенка»

«Игра и труд в воспитании детей»

«Семья как основа развития и становления личности ребенка»

Тренинги:

«Осьминоги и осьминожки»

«Время перемен»

Совместные досуги

«Уроки этики поведения для детей и родителей»

«Моя семья»

Организация добрых дел

Изучение семейного воспитания и обучения детей дома:

-целевое посещение семей

-анализ и самоанализ воспитания и обучения детей

-анкетирование родителей

-обобщение опыта

5. Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:

 Изготовление игровых пособий:  «Пограничники»,  «Пожарные»,  «Спасатели», «Пешеходы и  пассажиры», «Пиктограммы», «Мое настроение», «Наши права», «Азбука эмоций»

Оформление 

Изготовление  атрибутов государственных символов России, города, Республики.

            «Панорама добрых дел»,

             настенное панно «»Я пришел», «Мое настроение»

            Создание мини-музея «Города России», «Лаборатория Целебных вод Хакасии»

         Оформление выставок рисунков

Оформление альбомов:

«Я познакомлю вас со своей семьей»

Создание альбомов:

«Достопримечательности города»,  «Где мы любим отдыхать»

 «Хорошо у нас в саду», «Правила Друзей»

 «Дорогие и любимые наши бабушки и дедушки», «Нам года не беда», «Как молоды мы были»

«О бабушках и дедушках»,»Семя вместе  и душа на месте»,

6.Использование нетрадиционной изобразительной деятельности:

Рисование:

  «Портрет мамы»,«Портрет моего друга»,  «Мой лучший друг»,. «Мой любимый город», «Чистый город»

Аппликация

«Дом моего друга»

Выставка работ:  «Природа моего края», «Флаг моей республики»,  

«Вечный огонь» и т.д.

7. Физкультура и здоровье:

 Организация дней здоровья

эстафеты  

 Экологические походы

Беседы на темы:

 «В здоровом теле, здоровый дух»,  «Я и природа»

 Физкультурные досуги:

«Мы здоровью скажем да!»

 «Папа, мама, я спортивная семья!» « Старинные русские народные игры»

«Русские игрища»

 «Игралочка» и др.

Спортивные развлечения:

Веселые старты

«Самая здоровая семья» и др

8. Акции:

 «Озеленение участков», «Покормите птиц зимой»

   Экологический форум «Сделаем планету Чистой!»

Познавательное  мероприятие «Памятники»

9. Воспитание любви к Родине через экскурсии и наблюдения:

Прогулка  в «нетронутый лес»

 Экскурсия в городской музей «Знакомство с историей города»

 Экскурсия к Вечному огню.

 Экскурсия в «Русскую горницу», «Хакасская юрта»  

Встречи с интересными людьми.

Источник