Развитие творчества ребенка родительское собрание
Зелена Нецель
Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребенка»
Цели:
• выявить представления родителей о способностях детей;
• познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;
• показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
• учить выявлять и развивать творческие способности у детей.
Эпиграф к собранию:
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».
Б. Асафьев
Оборудование: бумага А 4, ручки, цветные карандаши.
Ход собрания
I. Лекция
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира,перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине.Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие,которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
С чего начать?
Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.
Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.
Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу.
Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
По мнению известно психолога К. Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.
Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
II. Практическая работа
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
На развитие творческих способностей у ребенкаположительно влияют различные виды детской деятельности:
• Окружающий мир.
• Развивающие игры и игрушки.
• Рисование.
• Лепка.
• Чтение.
• Музыка.
• Аппликация.
Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л. Я. Субботиной «Развитие воображения у детей».
Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал», Приложение 1)
Игра «Музыка»
Родители слушают музыку.После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.
Упражнение «Незаконченный рисунок»
Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
Игра «Рифмоплет»
Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка, сочиняют двустишья на заданные рифмы.
Игра «Изобретатель»
Предлагается придумать:
– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.
«Хорошо-плохо»
– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например,утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься,ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.
«Нестандартные задачки»
– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.
Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?
«Что будет, если…»
– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
III. Итог
Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей,то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны.Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку.порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Источник
Родительское собрание на тему:
« Развитие творчества у детей».
Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
(Звучит спокойная музыка, родители проходят в групповую комнату, рассаживаются за столами; собрание начинается с инсценировки короткой сценки детьми старшей группы).
Появляется Мальвина; зовёт Буратино и Артемона заниматься рисованием; Артемон послушно садится, а Буратино не хочет, его приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Мальвина говорит: – сегодня мы будем учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается. На большом листе рисует ромашку, объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, и всё выполняет точно также как объяснила Мальвина. Буратино чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист большую кляксу, рассматривает и ставит рядом ещё одну. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона , ругает Буратино за выполненную работу.( Дети уходят из группы)
Воспитатель: – Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Давайте сейчас вместе вернёмся к нашим сказочным героям и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие начала?
Предложить родителям высказать свои мнения.
Вопросы к родителям: – Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребёнку? В чём оно может проявляться? Можно ли говорить что детям присуще творчество?
– Да, уважаемые родители, во многом вы правы. Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создаётся нечто новое. Не важно, будет это новое материальным, доступным органам чувств другого человека – его мысли, чувства.
Любая ли деятельность человека является творческой? В основном выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он тесно связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет уже известные ему приёмы и способы действий (это то, что сейчас делал Артемон). Второй вид – творческий. Например, человек сначала обучается своей профессии, с течением времени у него появляется привычка к выполняемым действиям, он их всего лишь воспроизводит. А когда он попадает в какую-нибудь необычную ситуацию, здесь уже включается творчество. Так происходит смена воспроизводящих действий творческими.
В жизни ребёнка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень часто бывает необходимо проявить творчество. В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят годы, и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете, выполняя изо дня в день профессиональные обязанности, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, идёт проторённой дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.
В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней.
Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Кроме того, ребёнком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции.
Каким же образом можно развить творчество у ребёнка- дошкольника? Я предлагаю вам , дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного.
(Звучит песня « Разноцветный мир»)
А больше всего на свете мы , конечно же любим играть. Давайте поиграем!
Игра №1
Мы привыкли, что каждой вещи присущи определённые признаки. Вот, например, река.
(на листе бумаги слева записывается слово – «река»)
-Какой она бывает? (широкой, горной, холодной.)
-А молоток? (большой, тяжёлый, железный; свойства присущие молотку записываются справа.)
– А может ли река быть большой? Тяжёлой? Железной? (например поток расплавленного металла)
– А молоток холодным, широким? Горным?
– А теперь попробуйте совместить свойства одного предмета со свойствами другого!
Выслушиваются варианты родителей.
(Картина и яблоко; камень и молоко и др.)
Этот способ развития творчества получил название « метод фокальных объектов» (от слова «фокусироваться»). Это означает, что мы концентрируем наше внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях, как в фокусе объектива фотоаппарат, – чётко и ясно. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их – желательно чтобы это были предметы хорошо знакомые детям, – а затем начинаем примерять признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданное сочетание этих признаков с изучаемым объектом позволяет увидеть его с разных сторон. Новые и интересные свойства. Тем самым метод локальных объектов погружает ребёнка в ситуацию исследования, пробуждает познавательную активность, интерес к объекту.
Игра №2.
Уважаемые родители! У вас на столах лежат карточки, на которых написаны
Какие – то необычные слова. Что бы они могли значить?
( Вихрахер; пальчатки; тепломер; колоток; суночка; мазелин; болерьянка; копатка).
– Такие наименования дети дали предметам, названия которых им были неизвестны. И им пришлось придумать свои собственные. А сможете ли вы определить, что же за предмет получил то или иное название?
Игра №3
– родителям предлагается создать художественный образ (например, аквариум, весенний день, цирк). Однако вместо красок и кисточек на столах находятся кусочки материи. Крупы. Нитки, цветная бумага. Бросовый и природный материал. (В процессе выполнения родителями задания звучит спокойная музыка.)
Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра. Они легко преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов. Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребёнка, его эстетические переживания и расширяется кругозор. Оттачиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности. А чтобы изобразительная деятельность ребёнка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Ведь осеннее дерево можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами. Мелками, угольком, а можно – с помощью сухих осенних листьев, кусочка материала или из разных видов круп!
Игра №4.
Ну а теперь нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы папа, вы автосигнализация и т.д.
Большой город. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник.
Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.
Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопывают двери. Заводят мотор. Поехали.
День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Игра дает ему возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. В игре дошкольник получает уникальный опыт, без неё невозможно представить саму жизнь ребёнка. Известно, что если ребёнок не играет, то либо он болен или « перепедагогизирован». К сожалению, мы стали сегодня меньше времени уделять играм детей, увлёкшись вопросами обучения. А ведь именно играя можно многому научиться…
Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Мы надеемся, что эти игры помогут вам поддержать и развить творческие способности детей.
Источник