Развитие творческой личности ребенка в системе дополнительного образования

Развитие творческой личности ребенка в системе дополнительного образования thumbnail

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования.

Суняйкин Дмитрий Викторович,

Педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦТДМ» г. Славгорода

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования. Анализируя специфику дополнительного образования, автор делает вывод о том, что оно создает возможности для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется роли педагога в развитии творческих способностей детей в художественно эстетическом, театральном направлении. Ключевые слова: дополнительное образование, творчество, творческая деятельность, творческие способности, музыкальные способности.

В современных условиях много векторного развития системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственном уровне активно обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счет расширения сети учреждений дополнительного образования и спектра предоставляемых в них образовательных услуг, возможности финансирования из средств федерального и региональных бюджетов, привлечения высококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятий с детьми с целью их положительной культурно-социальной адаптации в общество, выявления, развития и поддержки наиболее способных, творчески одаренных детей.

В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании»[1]. Креативноцивилизационный подход, лежащий в основе образования XXI века, задает ориентиры для культурного обогащения общества гуманными, творчески созидающими личностями, чьи стремления должны быть направлены на самообразование, самореализацию и самосовершенствование во имя сохранения таких ценностей, как истина, добро, красота и справедливость. Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности обучающихся.Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развиваются потребностно-мотивационная сфера и опыт общения. Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс 1) активно-деятельностных технологий обучения и воспитания, 2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие 4) хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов.

Много вариативность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать то из них, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его дарованиям, творческим способностям. В настоящее время в нашей стране функционируют множество школ искусств, центров детского творчества, детских художественных, музыкальных школ, клубов, в которых ребенок занимается в свободное от учебы время. На XII съезде уполномоченных по правам ребенка в г. Пскове «Талантливые дети России: поддержка и защита», который проходил в октябре 2015 г., рассматривались проблемы развития творческого и художественно-эстетического потенциала детей в ходе реализации Концепции дополнительного образования. На примере Алтайского края хочется отметить, что с 2014 года в ней начала реализовываться государственная программа по поддержке учреждений культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры, основными задачами которой является развитие творческих способностей детей и подростков, создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, популяризация детского творчества. Результаты творческой деятельности детей высоко оцениваются на областных, всероссийских и международных конкурсах: «Малые Дельфийские игры», «Таланты земли Алтайской», «Детские фантазии» и др. Система дополнительного образования отличается тем, что в ней реализуются образовательные программы по конкретному направлению деятельности и области знания: художественное творчество –декоративно прикладное искусство (оригами, бисероплетение, резьба по дереву, вышивка, художественная роспись), живопись, дизайн, хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство; техническое творчество (моделирование), туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность, спорт, исследовательская работа [2]. Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя авторские программы, разрабатываемые компетентными специалистами.

Для педагогов, работающих в системе дополнительного образования, важно определить, есть ли у ребенка природные задатки к занятиям тем или иным видом творческой деятельности: художественно-эстетической, технической, спортивной. А для этого необходимо обладать психолого-педагогическими знаниями о том, что такое способности и как они проявляются у ребенка в зависимости от возраста, уровня развития, среды, в которой он растет, в чем отличие художественно-образного мышления от предметно-логического, как индивидуально-психологические свойства личности –тип темперамента, характер, особенности эмоционально-волевой сферы –влияют на расширение творческого потенциала ребенка, его достижений, успехов. Поэтому на начальном этапе занятий в центре дополнительного образования опытные специалисты проводят психолого-педагогическую диагностику на выявление типа мышления, уровня общих и специальных способностей ребенка с тем, чтобы помочь сделать правильный выбор и очертить перспективы развития в избранном виде деятельности. Некоторые специалисты считают, что дополнительное образование является для многих детей «социальным лифтом». Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность по интересам, например, в центре детского творчества, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищено  и уверенно в любой ситуации делового, межличностного, профессионального взаимодействия. Центры дополнительного образования создают условия для социальной адаптации детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости. В системе дополнительного образования заложен большой воспитательный потенциал. Общение педагога с детьми изначально положительно эмоционально окрашено.Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивации достижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве. Нравственная позиция педагога, выражающаяся в искренней поддержке эмоциональных порывов обучающихся реализовывать задумки, в поощрении их фантазии, воображения ,оказывает влияние на развитие у детей оценочно-эмоционального отношения к окружающему миру, его чувственному восприятию. Создавая атмосферу творческого взаимодействия, педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть их творческие способности. Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого акта, выражающийся в радостном предвкушении успеха.

Читайте также:  Консультация для родителей пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка

Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в центрах дополнительного образования, в кружках и секциях, ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества. Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно-эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности

и продуктам индивидуально-творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы(сопереживание(эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.).

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь то танец, или песня, роль в спектакле или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым. Здесь следует отметить также и то, что в творческом процессе выделяют две стороны –эстетическую и рациональную, которые, в принципе, отделить друг от друга невозможно [3]. Ребенку изначально присуще эмоционально-образное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей. В качестве примера развития творческих способностей у детей и подростков хочется привести программу работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества детей и молодёжи» города Славгорода Алтайского края. Данный центр осуществляет образовательную деятельность в различных направлениях: Художественное, социально-педагогическое; декоративно-прикладное искусство; эколого-биологическое направление; туристко-краеведческое и техническое направление. Особой популярностью пользуются у детей объединения художественной направленности. Так, в«ЦТДМ» по программе «Театральное искусство» с детьми занимается педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, автор данной статьи Суняйкин Дмитрий Викторович. Разработанная им авторская программа носит художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей разного возраста, по структуре является многоступенчатой. В подготовительной группе обучаются дети 5-6 лет (количество обучающихся 12 человек), младшая группа рассчитана на возраст 7-10 лет (количество обучающихся 24 человек), средняя группа –11-13 лет (количество обучающихся 14 человек), старшая группа –14-18 лет (количество обучающихся 16 человек) и Занятия проводятся 2 раза в неделю, в старшей группе 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин, за исключение подготовительной группы, где занятие длится 30 мин. 
Обучить приемам актерского мастерства: умению чувствовать и переживать, импровизировать, создавать мысленные образы;раскрыть творческую индивидуальность и развивать художественную одаренность;формировать умения слушать и исполнять художественные произведения различных жанров Главная цель программы –создание условий для самоопределения детей, их духовно-нравственного и эстетического развития; развитие актёрских, речевых и творческих способностей в процессе обучения и исполнительской деятельности. Задачи программы:

воспитывать чувство коллективизма.

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых базируется весь образовательный процесс: природо-сообразности, культуро-сообразности, взаимосвязи обучения и развития, индивидуализациии коллективной направленности, взаимосвязи эстетического воспитания с актёрской подготовкой. Реализация данных принципов в совокупности способствует развитию творческой активности детей, дает им возможность приобретать опыт культурного взаимодействия, участвовать в культурной жизни родного города и края, демонстрировать свои творческие способности воспитывать эстетический вкус и любовь к театральному искусству и другим его видам;творческие достижения на различных конкурсах, фестивалях
По результатам обучения в конце года обучающиеся должны достигнуть следующих результатов: охраны речевого голоса;методики дыхательной гимнастики;В программе значительное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Применяются:
Программа по характеру деятельности является образовательно-творчески-комплексной, так как обеспечивает разностороннее эстетическое развитие детей, готовность применять полученные знания и умения по чтецкому и актёрскому искусству в индивидуальном исполнительском опыте и коллективном. Художественно-эстетическая деятельность позволяет осваивать детям духовный опыт поколений, национальные и культурные традиции русского народа; формирует у них образ творческого «Я». Выдающийся педагог дополнительного образования Б.В. Астафьев в своих работах подчеркивал воспитательное значение детского творчества, выделял его ценностную составляющую. Он полагал, что каждый, кто хоть чуть-чуть ощутил радость творчества в том или ином виде искусства, сможет более глубоко воспринимать и ценить все-то хорошее, что сделано и делается выдающимися мастерами в этой сфере, чем тот, кто воспринимает искусство пассивно. Воспитательная ценность театрального творчества ребенка заключается в том, что у него есть потребность выражать свои жизненные ощущения в действии, чувствовать гармонию и наполнять ею свой уникальный мир. Дети от природы своей склонны к творчеству, это проявляется у них непосредственно в общении, игре, конкретном виде деятельности на интуитивном уровне. При обучении ребенка театральному искусству развитие их творческих способностей становится целенаправленным процессом, управляемым со стороны педагога. Для развития творческих способностей детей в актёрском мастерстве важным является создание эмоционально привлекательной развивающей среды, которая определяется как система педагогических условий по реализации целей и задач образовательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям отбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с репродуктивного уровня освоения знаний, умений и навыков на продуктивно-творческий уровень развития личности. Каждое занятие строится в режиме диалогового общения. Педагог включает детей в ситуации группового, коллективного взаимодействия, предоставляет возможность каждому проявлять инициативу и самостоятельность, учиться согласовывать свои действия в коллективной творческой деятельности. Развивая творческие способности детей, педагог активно применяет такие методы обучения, как словесные: беседы о истории театра, об эмоционально-образном содержании пьес; наглядные: демонстрация видео-постановок; практические: упражнения(на развитие голоса, слуха, чувства ритма, дыхания, на дикцию, на выразительность); ролевые игры, методы стимулирования творческой активности, методы оценки творческих способностей;
Таким образом, творческие способности понимаются как интегративное свойство личности, проявляющееся на интеллектуальном, мотивационном и личностном уровнях. Развитие творческих способностей детей становится неотъемлемой частью деятельности педагога в системе дополнительного образования и нуждается в стимулировании. Условиями развития творческих способностей является педагогически целесообразно организованная среда, позволяющая самореализоваться ребенку в определенном виде деятельности и приобрести опыт духовно-творческого общения в коллективе.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка цао

Ссылки на источники1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. –[Дата обращения11.02.2016].2. Пенягина В.И. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы // Материалы научно-практической конференции: Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. –Тамбов, 27 апреля 2012 г. // https://dopobr.68edu.ru/archives/2388. –[Дата обращения11.02.2016].3. Йованович Т.Г., Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Педагогические идеи Л.Н. Толстого в контексте творческой самореализации личности// Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. №10(174) / ВолгГТУ. –Волгоград, 2015. –144 с. (Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания»; вып. 24). –С. 108111.4.Шарафутдинова Г.Р. Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности// https://openlesson.net/536/. –[Дата обращения11.02.2016].

Данная работа была озвучена на Методической учёбе педагогов ЦТДМ

9.04.2018г.

Источник

20 Марта 2020

Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности.  На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают  хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе.

На формировании личности ребёнка важную роль играет его воспитание. Уже в раннем возрасте у ребёнка важно и нужно развивать эстетический вкус; воспитывать нравственные качества, умение общаться и формировать определённое отношение к окружающему миру. Для этого необходимо сотрудничество ребёнка и взрослого, но на определённом этапе ребёнок способен самостоятельно оценить ситуацию. Найти выход из сложившегося положения. Тем не менее, целесообразно содружество, сотворчество педагога и воспитанника, и, если педагог смог понять ребёнка, как индивидуальность, то он сможет максимально развить личность этого ребёнка, учитывая его ресурсы и возможности.

Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыражаться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.

Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • создание условий свободного выбора каждым ребенком видов деятельности, удовлетворяющие самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию, творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранного им дополнительного образования программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Дополнительное образование является по сути практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется педагогами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность. Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Гибкость дополнительного образования как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Одной из направлений: художественно-эстетическое;

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности.

Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного и творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Цель кружковой работы – формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие природных данных детей, творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий декоративно-прикладного искусства.

Занятие в кружках художественно-эстетической направленности обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Занятия в кружках дополнительного образования детей направлены на развитие  творческого потенциала воспитанников.

Читайте также:  Образования детей в период раннего развития ребенка

Трудно представить нам жизнь ребенка  без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами).  Например, занятия декоративно – прикладным творчеством выполняют  несколько важных функций: с одной стороны она является носителем духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление, художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Работа, которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший результат возможен  там, где есть   положительная мотивация к творческой деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является изготовление подарка или сувенира  для мамы, бабушки, папы, друга. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

В кружке дети участвуют в разных видах коллективной деятельности. Но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Потребность в творчестве – один из самых главных и сильных мотивов прихода детей в объединение. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого активной позиции, и тогда он становится не просто созерцателем происходящего, но и творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе и творческое.

Занятия в моем кружке «Кудесник» имеют большое воспитательное значение. В процессе работы декоративно-прикладным творчеством у детей формируются качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности: усидчивость, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощь.

Кроме того, кружок «Кудесник» – это одна из форм эстетического воспитания детей. В объединении дети кратко знакомятся с историей нашего края, орнаментным искусством, законами красоты в костюме, одежде.

Занятия в кружке приносят детям душевное равновесие, снимают усталость, улучшают настроение.

Занятия лепкой и росписью способствуют  развитию у детей творческого воображения. Сам процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созда­нию образов и развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок психологически облегчает  ребенку работу с материалом (бумагой, соленым тестом, бисером и т.д.). Очень важно то, что в процессе творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ребенка стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.

Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.

Здесь очень важно соблюсти пропорцию – «быть рядом, но чуть-чуть впереди», то есть общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе, но не опускаться до его уровня, а, наоборот, поднимать до своего уровня.

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен­ности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополни­тельного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.

Большин­ство детей действительно испытывают огромную потреб­ность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в круж­ках, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению.

В центре дополни­тельного образовательного процесса находится кон­кретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информа­цию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудо­вой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуально­го жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способно­стей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип явля­ется основополагающим в системе дополнительного об­разования детей

Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в обще­нии, отсутствие усидчивости, сложности в учебе.

Наша задача поста­раться увлечь ребенка интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к зна­ниям, активной творческой деятельности.

Суть педагогической поддержки в данном случае состо­ит в создании воспитывающей среды, в которой происхо­дит развитие творческой личности ребенка.

Благодаря системе художественно-эстетическому воспитанию у детей активно развиваются творческие способности. У воспитанников появляется положительное отношение к заданиям творческого  характера, меняется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающие в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию  и воображению при выполнении работ творческого характера.

Таким образом, мы, педагоги способствуем то­му, что каждый ребенок учится определять и сопостав­лять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами, обеспечиваем каждому ребенку «ситуацию успеха», содействуем самореализации личности ребенка.

Источник