Развитие творческой личности ребенка в процессе занятий детским дизайном
Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский
д/с № 3 комбинированного вида» Аширова Н. Х.
Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творческой личности в целом. Структура дизайна сложная и многогранная. Её делят на дизайн для детей и дизайн – деятельность детей. К понятию дизайн – деятельность детей относят:
- Архитектурно – художественное моделирование среды, где дети работают в трех измерениях: кукольная среда, детская среда, взрослая среда.
- Дизайн одежды.
- Прикладные аранжировки из разных материалов.
Дизайн для детей включает:
- Благоустройство предметно – пространственной среды.
- Благоустройство природной среды.
Дизайн – деятельность детей и дизайн для детей тесно взаимосвязаны между собой и их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Развитие творческих способностей в дизайн – деятельности возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.
Основу дизайн – деятельности составляет исполнительство и творчество. Исполнительство заключается в умении использовать изобразительно – технические навыки для создания изображения. Связь исполнительства и творчества находятся во взаимосвязи.
С целью формирования творческой личности ребенка, элементарных умений, навыков и способностей в дизайн – деятельности педагогам необходимо решать следующие задачи:
- воспитывать эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта;
- создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнат с учетом специфики материала (цвет, форма, фактура) и пространства;
- приобщать детей к совместно – раздельной дизайн – деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.
Для решения поставленных задач воспитатель направляет восприятие детьми произведений искусства, эстетического в природе и быту, поощряет изобразительное творчество, привлекает к участию в детском дизайне. У детей формируется пространственное воображение, которое является основой «проектного мышления». Вначале совместно с воспитателем, а затем самостоятельно дети подбирают и украшают игрушки – сувениры, предметы быта, одежду, участвуют в убранстве групповой комнаты.
Занятия дизайном способствует формированию у детей устойчивого замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждается чувство творческого удовлетворения («Я – директор», «Я – модельер», «Я – архитектор»). В сотворчестве с другими детьми ярче выступают индивидуальность каждого ребенка, различия в работах девочек и мальчиков: выбор цели (девочки – декоративность, мальчики – сюжет), особенности творческого почерка, техники исполнения.
Дети дошкольного возраста способны видеть различия в костюмах персонажей, одежде сверстников и взрослых, подражать опрятно и нарядно быть одетыми. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат по назначению (гостиная, кухня – столовая, спальня). Наблюдая и оценивая особенности убранства комнат (дома, в детском саду) дети переносят доступные им принципы этого убранства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) в собственную практику создания кукольно – игрового интерьера.
Это делает возможным, наряду с традиционными видами изобразительной деятельности, приобщения детей к новым ее видам: архитектурно – художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками – украшениями из разных материалов.
Архитектурно – художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся окружающая его обстановка, интерьер как элементы общей культуры формируют эстетическое отношение к быту.
Занимаясь архитектурно – художественным дизайном, дети работают в трех измерениях: кукольная, детская, взрослая среда. Воспитатель поэтапно планирует детский дизайн в интерьере. Вначале дети учатся благоустраивать свое ближайшее кукольно – игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними «детский интерьер» (ширмы – перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя «Гулливерами» и «хозяевами» своих пространств. Игры в «дом», «семью», «куклы» приобретают устойчивый характер, отличающийся стремлением к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Дети учатся подбирать несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно – игровых пространств (обои, занавески, мебель, скатерти и дорожки и т. д.), а также декорации к спектаклям, развлечениям и помещения к праздничным утренникам.
Сначала педагог направляет усилия детей на доработку так называемых «белых пятен» убранства, что предполагает их сотворчество с художником: дети завершают работу – создают различного рода миниатюры (рисунки, панно, фризы) по типу «Дорису», «Докрась», «Дострой» и тому подобное. Затем вместе с педагогом переходят к созданию творческих композиций, выполняемых ими от замысла до реализации. Например, «Русский терем», «Дом – новостройка». Дети оживляют эти панно, вставляя свои рисунки в проемы окон. Перед занятием воспитатель предлагает детям представить обстановку современного дома и сказочного терема, как бы заглянув в эти окна снаружи. В подобной работе, как показывает опыт, пробуждаются чувства авторства, соавторства, коллективизма.
В дизайн – деятельности «Дети – модельеры» предусматривается приобщение детей к тому, что мы обычно называем повседневной и празднично – театральной одеждой (платье, костюм, обувь, головные уборы, аксессуары). Дети начинают понимать, что одежда должна соответствовать условиям ее использования, что мода в одежде (цветосочетания, фасоны, ткани) – явление приходящее, что особенности гардероба определяются не только модой и назначением, но и своеобразием культуры и традиций разных народов. Опыт изобразительной деятельности и аранжировок, просмотры «альбомов мод» и собственные наблюдения помогают им при создании гардероба «королевы и пастушки», «колдуна и феи». Дети знакомятся с новыми для них оборудованием, инструментами, тканями (манекены, лекала, выкройки и другое).
Воспитатель учит детей создавать рисунки тканей для разной одежды, подбирать ткани для разных фасонов и фасоны для разных тканей. Например, тематическое занятие «Одежда вчера, сегодня, завтра». Дети сначала рассматривают иллюстрации, слайды, запоминают, в какой одежде ходили крестьяне и бояре, воины и царедворцы, купцы и дворяне в прошлом, что носят их современники, представляют, что будут носить потом.
Интересен и полезен детский дизайн аранжировок (композиций) из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и другое). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. Аранжировки обогащают детскую деятельность новым содержанием. Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый и другое) развивает сенсорные художественные способности и интеллект ребенка.
Развитие элементарных умений в дизайн – деятельности требует от педагога творческого руководства детской деятельностью, не терпит формализма, скуки. Разнообразие обстановки создает эффект новизны, способствует выработке у детей вариативного подхода к организации свободной деятельности. Педагог должен обладать творческим воображением, уметь пользоваться им при решении тех или иных композиционных задач, тонко чувствовать красоту и выразительные свойства различных материалов. Прежде чем приступать к теоретическому исполнению, необходимо поразмыслить и решить как использовать материал, чтобы в конечном итоге создать образ темы, который вызовет определенный эмоциональный отклик.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать инструменты.
Неумение правильно держать кисть, карандаш, ножницы тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Овладение техникой изображения позволяет детям свободно отражать в объекте свой творческий замысел, создавать интересные выразительные работы. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания продуктов деятельности свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.
Источник
Анна Клиновицкая
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн-деятельности
Введение
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГТ, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Цель: создание условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, творческого потенциала дошкольника средствами дизайн – деятельности.
Задачи:
1.Обучающие задачи:
– развитие криотивного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми дизайн – деятельности.
– создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
– формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения.
– развивать интерес к дизайн творчеству.
2.Воспитывающие задачи:
– формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.
– формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.
– формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.
– стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.
3. Развивающие задачи:
– развить интерес к дизайн – творчеству.
– развить познавательную активность, общение, самостоятельность.
– развитие художественного и творческого потенциала.
– развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности.
В результате первого года обучения дети должны знать:
• Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция).
• Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура).
• Технологию выполнения аппликации из различных материалов.
• Правила оформления готового изделия.
• Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.
• Освоение различных техник рисования кистью на различных материалах.
Уметь:
• Составлять композицию.
• Наносить рисунок на ткань с помощью различных штампов.
• Декоративно оформлять изделие.
• Контролировать качество изделия.
• Вырезать по контуру предметы сложной формы.
В результате второго года обучения дети должны знать:
• Называть основные понятия дизайна и композиции.
• Называть элементы композиции.
• Правела выполнения техники «Декупаж».
• Правела выполнения техники «Пэчворк».
• Правила выполнения простых элементов в техники «Квилинг»
Уметь:
Самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы.
Из бросового материала составлять композиционное построение различной формы, используя ритм, симметрию.
Создавать изделие по собственному замыслу.
Оценивать результат своей работы.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Основная часть. Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн – деятельности.
Раздел 1. Детский дизайн как метод творческого развития детей.
«Творчество – является уделом всех, оно обязательно должно являться
нормальным и постоянным спутником детского развития».
В. В. Давыдов
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Что же такое творчество (энциклопедическое понятие) – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимость.
Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.
Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
По данным педагогов и психологов к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.
Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты.
Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа.Все это имеет большое значение:
видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.
Вот почему так актуальны занятия дизайн – деятельностью старших дошкольников. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить интеллектуальную деятельность маленького человека. Занятия дизайн – деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческойдеятельности с применением нетрадиционных техник:
лепка,
конструирование,
бисероплетение,
изонить,
вязание,
вышивание,
квиллинг,
папье-маше,
оригами,
карвинг,
кусудама,
скрапбукинг,
граттаж,
декупаж,
фельцевание,
торцевание,
пескография и т. д.
У детей развиваются художественно-творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна,а также:
развивается наглядно-образное мышление;
художественный и эстетический вкус, чувство стиля;
развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;
повышается эстетическая культура детей;
развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;
получение навыков работы с различными материалами;
формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.
Источник