Развитие творческой активности ребенка в процессе игровой деятельности

Ганьжа Надежда Сергеевна
Семинар «Развитие творческой активности детей в игровой деятельности»

Понятие “творческие игры“: включает в себя сюжетно-ролевые игры, театрализованные, конструктивно-строительные и дидактические. В творческих играх отображаются впечатления детей об окружающей жизни.Рассмотрим конкретные примеры:

В нашей группе мы используем дидактические игры, которые мы планируем и используем в воспитательно – образовательной работе. При занятии используем как составную часть, и как основной формой активности ребенка. В часы, отведенные для дидактических игр, мы предлагаем детям, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной, где дети играют как по своему желанию, по подгруппам и индивидуально. Игры подбираем с учётом плана. Такой подход даёт нам возможность выявить знания, уровень развития детей. Помогает подсказать нам, какие игры полезны для детей, в чём сильны, или отстают.

Сюжетно – ролевые игры обозначаются свободным сюжетом, то есть придуманный детьми. В нашей группе это самая привлекательная деятельность для детей. Дети задают сюжет, стараются распределять роли. Обыгрывается воображаемая условная ситуация. В игре дети развивают самостоятельность, навыки саморегуляции, формируется доброжелательное отношении к сверстникам, учатся договариваться с сверстниками, самостоятельно решать возникшие конфликтные ситуации.

Творческие сюжетно-ролевые игры предполагают наличие нескольких участников. Дети развивают сюжет, спонтанно придумывают развитие событий, создают проблемы и тут же учатся искать компромиссы. В нашей группе созданы условия для того, чтобы ребята могли в одной игре соединять несколько сюжетных линий. Например,дети пробуют играть сюжетную линию: детский сад – семья – магазин. Развитиесюжета может быть следующим: папа отводит ребенка в школу, идет в магазин за покупками, а мама тем временем готовит дома обед.

Театрализованные игры. Творческие игры детей дошкольного возраста театрализованной направленности объединяют детей общей идеей, мотивируют их дружно взаимодействовать в коллективе. Чтобы театрализованные творческие игры максимально выполняли свою цель, взрослыми должна быть проведена соответствующая предварительная подготовка.Она включает в себя приобретение или самостоятельное выполнение атрибутики: костюмов, масок, кукол. Мы совместно с родителями и детьми практикуем изготовление игр и пособий своими руками. Разработка игр по профессиям, по патриотическому воспитанию. Изготовление масок птиц по познавательному проекту «Птицы нашего края», изготовление масок к сказкам.

Приведем примеры данного вида деятельности:Кукольный театр: пальчиковый, на руке. В планах нашей группы освоить игры-спектакли, драматизации по известным детям художественным произведениям.

Конструктивно-строительные игры. Эта разновидность творческой игры. Участвуя в этом виде деятельности, дети знакомятся с профессией строителя, архитектора, дизайнера. Такие творческие игры для детей практически всегда переплетаются с сюжетно-ролевой игрой. Дети не просто манипулирую муляжами строительного материала, но и разыгрывают целую сюжетную линию. Они распределяют роли (водитель, строитель, бригадир, договариваются о цели игры, разыгрывают разные ситуации. Опять же, чтобы игра была интересной для детишек и выполняла свои воспитательно-обучающие функции, нужно максимально обеспечить ее проведение необходимой атрибутикой. Это должны быть разнообразные конструкторы, наборы кубиков, игрушечный транспорт разного вида

Источник

Развитие творческих

способностей детей через игровую деятельность

Психолог

Берчатова Э.В.

Д/сад «Солнышко»

2006 г.

        Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

        Способности человека – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Творческие способности определяются созданием предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

        Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

        Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявления особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.

        Уже в 3-4 года на занятиях по изодеятельности дети используют цвет для передачи эмоционального отношения, оттенков настроения. Выполняя задания через игру и игровые действия, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш испытывает удовольствие от вида деятельности, тем больше ему хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс деятельности.

        И все-таки ярко способности начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста уже сами могут проявлять творчество в составлении сказок, в рисовании картин, в организации игр, в конструктивных и развивающих играх. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: это сенсорные эталоны, символы, знаки, прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, планы. Использование таких обозначений позволяет детям обобщить свой непосредственный опыт, выделить в деятельности наиболее существенные для решения задачи стороны.

        Ряд исследований отечественных психологов (Леонтьев, Эльконин, Запорожец) показали: развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности: конструировании, изобразительной деятельности, речевой и игровой.

        Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

        Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию воображения. Описанные им приемы оказались настолько универсальными, что их с успехом применяют для развития творческих способностей в детской игре.

        Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей. Они, конечно, не могут заменить «железа» и «верстака с инструментами», не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям, это только одно из средств развития способностей. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Читайте также:  Развитие моторики ребенка раннего возраста

        Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

        Какие развивающие игры и игровые задания мы используем в своей работе?

        – «На что похоже?»

        Цель: поиск сходных признаков далеких друг от друга предметов.

        – «Оживший предмет»

        Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.

        – «Что бывает?»

        Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет.

        – Говорить от имени»

        Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.

        – «Найди предмет с заданным характером или настроением»

        Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи. (пример: найди самую грустную куклу).

        – «Оживший предмет»

        Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи – гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).

        – Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.

        – «Игра-соревнование»

        Цель: кто больше назовет красивых слов, проведет больше линий, быстрее пройдет по извилистой дороге; кто больше составит оттенков определенного цвета.

        Для организации работы по развитию творческих способностей в разных видах деятельности необходимы игры нового типы, игры, моделирующие сам творческих процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

        Для развития дошкольника основной путь – это обобщение своего собственного чувственного опыта, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений.

        Можно знать, например, виды животных, называть их, но не уметь анализировать и доказывать. Почему, то или иное животное ведет присущий ему образ жизни или как связан человек со всей живой природой. Ребенок-дошкольник опирается прежде всего на наглядные средства. Поэтому основным в образовании творческого начала дошкольника мы считаем организацию собственного опыта, которые взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условных заместителей, моделей и схем.

        Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма при его организации это наблюдение и экспериментирование, например, при ознакомлении с природными явлениями и временами года. Здесь обязательно нужна помощь взрослого, чтобы помочь увидеть новое в знакомом. Только потом взрослый помогает обобщить опыт и обозначить его символом: круг, квадрат, треугольник, пятно белого цвета, снежинка, сосулька и т.д.

        Второй формой в организации опыта ребенка будет проживание им в различных ситуациях. Мы используем накопленный опыт детей и учим их выражать свое отношение. Взрослый подводит ребенка к раскрытию некоторых закономерностей, и учить выражать свое впечатление. Так, знакомясь с характерными признаками зимы педагог создает ситуацию вживания посредством прослушивания музыкального произведения, а также посредством вхождения, например в картину (опыт Зубаревой – остановиться, послушать, посмотреть, почувствовать). Дети, вживаясь в образ, выражают свои чувства (кружатся как снежинки, дрожат от холода как зайчата). Дети выражают свои впечатления языком движений, языком живописи, языком музыки.

        На протяжении всего дошкольного возраста развиваются творческие способности детей. Они непосредственно связаны с психическими процессами, особенно с воображением. Любое творчество ребенка означает попытку выразить себя, свое отношение к миру.

        Во-первых, развитие творческих способностей нужно начинать с самого раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия, опережающие развитие способностей. В-третьих, понимаясь каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, творческие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые, незаметно для себя, приобретают очень важное умение, это умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решение.

        Итак, мы пришли к выводу как же надо развивать творческие способности. Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста. То есть с очень раннего по современным представлениям. Второе важное условие эффективного развития способностей – это необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

        Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, мастерскую с материалами и инструментами, строительные материалы, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач и многое другое. Все это составляет развивающую среду, существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать. При этом предоставляется ребятам большая свобода в выборе занятий, их последовательности во времени и способах работы.

        Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимается выше и выше. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое важное условие. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его  интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

        Но представленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Вот последнее, пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

        Классификация способностей очень велика и до конца еще не изучена. В дошкольном возрасте это могут быть художественные способности, речевые, интеллектуальные, конструктивные и многие другие. Чтобы правильно строить работу по развитию способностей, необходимо выявить склонности ребенка, изучить и подобрать индивидуальные программы и лишь потом строить работу.

        Мы же в своей работе опираемся на средний уровень развития ребенка. Отсюда и строим работу. Это значит, что мы закладываем только предпосылки для развития творческих способностей детей.

        Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются, в основном, не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию на общечеловеческие ценности.

        Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

        Понимание того, какие средства, в какой последовательности и на каком содержании следует давать детям дает возможность проводить с детьми различную работу в различной форме и на различном материале.

        Главное условие успешности работы по развитию творческих способностей – это четкое осознание его развивающей цели, вместе с детьми открывая способ решения.

Читайте также:  Дневник развития ребенка для заполнения

Источник

Светлана Пашкова
Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста

Консультация

Тема: «Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста».

Пашкова Светлана Алексеевна, воспитатель 1квалификационной категории

МКДОУ Детский сад №2 с Красногвардейское

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, побуждает к творческой активности.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, подели, конструкции. Новизна – это первая важная особенность детского творчества.

Развитие творческости, креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности.

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).

Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств.

Актуальность данной темы заключается в том что, игра является одним из наиболее важных компонентов в воспитании детей и развитии их творчества. Так как в играх ребенок развивает свои умственные способности и физические. Именно в игре дети сталкиваются с современной техникой, становятся более целеустремленными, веселыми и сообразительными. В игре вырабатывается трудолюбие, смекалка, наблюдательность и настойчивость в достижении своей цели. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим взрослые получают полную возможность воздействовать на ребенка.

Особенности развития творческих способностей дошкольников

Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность».

Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Игра как средство развития творчества.

Детская игра всегда носит творческий характер.

В возрасте от трех до семи лет игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.

Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.

С одной стороны это справедливо. Если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин “творчество” неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.

Л. С. Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры. Детские игры очень разнообразны.

Виды игр

Игры со скрытыми правилами

(сюжетно-ролевые игры)

Игры с фиксированными, открытыми правилами

(дидактические, познавательные, подвижные, развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры забавы и театрализованные игры)

Различают следующие виды игр: сюжетно–ролевые, театрализованные, дидактические, игры–забавы и подвижные, строительные игры.

Сюжетно – ролевые.

Сюжетно – ролевые игры создают сами дети при некотором участии взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Сюжетно – ролевая игра активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие различных персонажей

Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или создание недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия. Обычно для этой цели, дети, используют различные игрушки и не только игрушки. Они создают для себя, не только, удобную обстановку для игры, но и делают ее похожей на настоящую. Ведь не все дети сразу могут воспринимать воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и её предметы.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.

Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение творческойсюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых» .

Театрализованные игры

Театрализованные игры в отличие от сюжетно – ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жестов) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и умению готовить место для представлений.

Театрализованные игры делятся на:

– Игры – драматизации

– Игры – литературных произведении

Театрализованные игры – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в литературное произведение. Последовательность событий, ролей, поступков героев, и их речь определяется текстом литературного произведения. Детям необходимо дословно запомнить текст, понять образ героя. Ребенок понимает идею произведения и искренне выражает свои чувства.

Читайте также:  Первичная фаза развития ребенка анзье

С помощью данной игры у ребенка развиваются различные способности. Такие как, понимание литературного произведения, развитие поэтического слуха и выразительности речи, способность воспринимать и запоминать текст.

Своеобразие игр – драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр – драматизаций являются сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их.

Дидактические игры

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов,а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события жизни). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения.

С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них воспитывается сосредоточенность, внимание, память, сообразительность, настойчивость, развиваются познавательные способности, умение сдерживаться и управлять своим поведением. Дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, у них активизируются разнообразные умственные процессы и они получают эмоциональную радость. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа [16, с 45].

Игры – забавы и подвижные игры.

Особую группу составляют игры – забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия, или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся: «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку) [3, с 256].

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние оказывают подвижные игры и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны ясность замысла, содержательность, простота и занимательность.

Строительные игры

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно – ролевой. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно – ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача,решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.

Строительные игры имеют важное значение, и, для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психического состояния ребенка (болезнь, настроение и т. п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.

Важное место в художественно – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дельнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, поскольку он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра – манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно – ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры – соревнования, игры – общения, домашний труд.

Специалисты справедливо считают, что индивидуальные способности и дарования ребенка наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности

Воспитатель должен выступать в настоящее время в несколько ином качестве, он не только должен осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью детей, но и сам становиться ее активным участником.

Источник