Развитие творческого потенциала ребенка в семье

Родительское собрание

Тема: Творческие способности и их роль в жизни ребенка

Цели: 
1) познакомить родителей с понятиями «способности», «творческие способности»;

2) показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;

3) учить выявлять и развивать творческие способности у детей.

Эпиграф к собранию:

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев

Оборудование:

бумага А4, ручки, цветные карандаши, мячик.

Ход собрания

I. Приветствие. Сообщение темы собрания.

– Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, что такое способности, как выявить склонности ребенка, как помочь развить потенциальные творческие способности наших детей в доступной и интересной для них деятельности. Нашу встречу я хочу начать со слов Б.Асафьева:

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев

II. Теоретическая часть 

     По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя». Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.

     Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

     В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

     Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

– Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретения, открытия, что-то новое.

– Зачем нужно развивать творческие способности?

Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

– Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

  • Окружающий мир.
  • Развивающие игры и игрушки.
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Чтение.
  • Музыка.
  • Аппликация.

III Практическая часть

Если в семье и в школе в системе использовать разнообразные приемы и творческие задания, то можно создать условия для развития творческих способностей наших учеников. Сейчас я хочу предложить вашему вниманию задания и упражнения, работа над которыми вызывает у ребят огромный интерес, и которые вы так же можете использовать дома. 
Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал», (Приложение № 1)

  1. Упражнение «Незаконченный рисунок».

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

  1. Упражнение «Хорошо-плохо»

Вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

  1. Упражнение «Предложение – чайнворд» 
    Есть такая игра, которая называется «чайнворд». В этой игре называются разные слова, причем каждое новое слово должно начинаться на ту же букву, на которую оканчивается предыдущее слово. По законам этой игры можно составить целое предложение. Например, такое: «КарлсоН НарисоваЛ ЛасточеК КлюющиХ ХалвУ». Или такое: «ДюймовочкА АккуратнО ОчистилА АпельсиН». Попробуйте составить такое же предложение-чайнворд про героев сказки А. Толстого «Золотой ключик». При этом предложения должны состоять не менее чем из пяти слов и начинаться с имени героя: 

– БуратинО…; 

-КарабаС…; 
-МальвинА…; 
-ДуремаР…; 
-АртемоН…; 

  1. Упражнение «Нестандартное использование предмета»

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: “Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу “молоток”. Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.

    Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

      Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого”.

  1. Упражнение «НГОК»

Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.
Инструкция: “Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу:  надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, “Николай Говорит Очень Красиво”. Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали”.

IV. Рефлексия

«Сегодня было полезно узнать (почувствовать)…»

– Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

В конце встречи родителям предлагается памятка «Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка».

Приложение 1

ТЕСТ «Ваш творческий потенциал»

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

  а) да;

  б) нет, он и так достаточно хорош;

  в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

  а) да, в большинстве случаев;

  б) нет;

  в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

  а) да;

  б) да, при благоприятных обстоятельствах;

  в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

  а) да, наверняка;

  б) это маловероятно;

  в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

  а) да;

  б) часто думаете, что не сумеете;

  в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

  а) да, неизвестное вас привлекает;

  б) неизвестное вас не интересует;

  в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

  а) да;

  б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

  в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

  а) да;

  б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

  в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

  а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

  б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

  в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

  а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

  б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

  в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

  а) да;

  б) нет, боитесь сбиться с пути;

  в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

  а) да, без труда;

  б) всего вспомнить не можете;

  в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

  а) да, без затруднений;

  б) да, если это слово легко запомнить;

  в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

  а) остаться наедине, поразмыслить;

  б) находиться в компании;

  в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

  а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

  б) вы более-менее довольны;

  в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

  а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

  б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

  в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

Ключ к тесту

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя;

вопросы 9 и 15 — постоянство;

вопрос 10 — амбициозность;

вопросы 12 и 13 — «слуховую» память;

вопрос 11 — зрительную память;

вопрос 14 — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться;

вопрос 18 — степень сосредоточенности.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

  От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

  23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Приложение 2

«Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка»

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

  • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или “за гранью”.
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток “шефства” может затруднить творчество.
  • Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
  • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  • Помогайте ребенку… порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Благоприятная окружающая обстановка обуславливается

следующими заповедями для родителей

1. Мы всегда отвечаем на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. 
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка воспринимаем всерьез. 
3. Мы не ругаем ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. 
4. Мы предоставляем детям комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. 
5. Мы показываем детям, что они любимы такими, какие есть, а не за достижения. 
6. Мы поручаем детям посильные заботы. 
7. Мы помогаем детям строить их собственные планы и принимать решения. 
8. Мы помогаем ребенку улучшить результат его работы. 
9. Мы помогаем детям нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев (возможность дружить с тем с кем он хочет). 
10. Мы никогда не говорим ребенку, что он хуже других детей. 
11. Мы снабжаем детей необходимым материалом для любимых занятий (фломастеры, яркие краски, раскраски, лего, развивающие игры, конструкторы). 
12. Мы регулярно читаем детям. 
13. Мы побуждаем ребенка придумывать и фантазировать. 
14. Мы находим каждый день время, чтобы побыть с детьми наедине. 
15. Мы никогда, не дразним ребенка за ошибки. 
16. Мы учим ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста. 
17. Мы побуждаем детей находить проблемы и затем решать их. 
18. В занятиях детей мы находим достойное похвалы. 
19. Мы не хвалим детей беспредметно и неискренне. 
20. Мы честны в оценке своих чувств к детям. 
21. Мы помогаем ребенку быть личностью. 
22. Мы никогда не отмахиваемся от неудач детей. 
23. Мы верим в здравый смысл детей и доверяем им 

Источник

елена мотылькова
Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье

Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала.

В научных подходах по-разному определяются возрастные границы начала развития творческих способностей: Е. А. Корсуновский считает, что они проявляются уже в возрасте 3-5 лет, когда развивается воображение; Е. П. Торренс указывает, что креативность возможно выявить только после 5 лет; в работе М. Е. Богоявленской нижней границей творческих способностей считается возраст 6 лет. Многие исследователи отмечают, что дошкольный возраст выступает благоприятным периодом для развития творческого потенциала детей [5].

Творческий потенциал – это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности [5]. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала – это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей. Большую роль в этом процессе играет семья.

Как отмечает О. М. Дьяченко, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание [2].

В семье формируется отношение родителей к творчеству, неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своим способностям.

Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие творческого потенциала и способностей ребенка:

а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;

б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

Поэтому развитие творческого потенциала ребенка должно начинаться с самообучения родителей. В повседневной жизни родителям сложно сохранить равновесие между проявлением заботы родителей и предупреждением чрезмерного повышенного внимания ребенка (чаще неосознанного) к какой-то одной области, в которой он особенно преуспевает, стараясь выразить себя. Поэтому, им необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность. Родителям не стоит переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда нельзя вторгаться, поскольку полновластным хозяином там должен быть ребенок, там его суверенное владение, куда вход старшим запрещен.

Одним из доминирующих личностных качеств творческого ребенка является любопытство. Ж. Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых [3]. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенканадо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

Любопытство ребенка с возрастом приобретает новые качества и все что попадает в поле зрения ребенка, рождает у него новые вопросы, которые становятся более «технологическими». Дошкольник делает собственные выводы из разных фактов, устанавливает взаимосвязи, фантазирует. Общение с родителями выступает важным источником информации для ребенка об окружающем мире, которая является основой для развития его воображения.

В. С. Юркевич считает, что одной из важнейших задач родителей в плане развития творческого потенциала является сохранение в ребенке эмоциональной стабильности, уверенности в своих силах, поскольку именно это обеспечит безопасную психологическую базу в его творческих экспериментах и поможет справляться с разочарованиями и сомнениями, вызванными ошибками и неудачами. Поддержка ребенка является очень важной для развития творческих начинаний, а критика должна быть крайне осторожной, чтобы ребенок не потерял желание творить [7].

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов [1].

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

А. И. Савенков на основе анализа работ многих исследователей выделяет следующие важные условия развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [6].

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Н. Н. Поддъяков отмечает, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше [4].

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Для развития творческого потенциала необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но только создание благоприятных условий в семье недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Воспитание творческих способностей детей в семье будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Итак, анализ исследований различных авторов показывает, что роль семьи в развитии творческого потенциала велика, но воспитание творческого ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс. Родителям необходимо соблюдать ряд условий для творческого развития ребенка, самим проявлять интерес к творчеству и развивать свои творческие способности.

Литература

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: 1991. – 180 с.

2. Дьяченко, О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 8.- С. 18-24.

3. Пиаже, Ж. Развитие мышления в детском возрасте [Текст] / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 164 с.

4. Поддьяков, Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 1985. – № 2. – С. 36-41.

5. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 2000. – 203 с.

6. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив. Детская одаренность и домашнее обучение [Текст] / А. И. Савенков. – Академия развития -Ярославль. 2004. – 169 с.

7. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок:иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей [Текст] / В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- 136 с.

Источник