Развитие творческого потенциала ребенка в различных видах
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Сообщение из опыта работы
«Развитие у детей творческого потенциала
В различных видах детской деятельности»
Исполнитель:
Гребнева С. А.,
Воспитатель
Высшей квалификационной категории
Г. Полевской
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая мотивация и предпосылка для будущей творческой деятельности.
Рождаясь, ребенок обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.
Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.
Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.
Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть – в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.
Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.
Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции
Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.
Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Исходя из своих наблюдений и опираясь на мнение ученых я считаю, что эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются такие виды деятельности:
-музыкально ритмическая,
-театрализованная,
-музыкально-игровая ,
-рисование,
– лепка ,
-художественно – речевая, и др.
Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность,которой он начинает заниматься .Сам ребёнок не найдёт эти средства , он сможет открыть только самые примитивные из них , и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени .
Работая над этой темой я стараютсь искать и применять в работе новые эффективные технологии для мотивации у дошкольников развития творческого потенциала .
Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому в группе я создала Центр детского творчества, в котором находится очень много разнообразного и доступного материала.
Для реализации творческих задач во всех видах деятельности, считаю, что эффективно проводить интегрированные занятия , которые научат видеть мир как единое целое, воспринимать окружающее через мир музыки и живопись.
Развитие творчества всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности ,когда ребёнок сам что- то придумывает , формирует, создаёт, к чему-то сам стремится .
Театрализованные игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка, и раскрыть его творческий потенциал, поэтому включая в деятельность детей театрализованные игры позволяет воспитанникам шире и глубже развивать их творческие способности. Театрализованные игры помогают мне создать интересную и радостную обстановку в группе . Дети любят устраивать концерты , петь песни , читать стихи , танцевать изображать разных животных – и это нужно делать с раннего возраста. .
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней отражается образ жизни людей, желание проявлять творческую выдумку, находчивость, волю к победе. Для каждой игры я продумываю такие атрибуты, которые позволяют детям проявить свои творческие способности.
Помогает развивать творческий потенциал у детей и организация совместных выставок поделок из разнообразного материала. Я считаю, что только творческий союз педагог, родитель и ребенок, их совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие с семьями воспитанников, активизирует творческое общение родителей с детьми.
Правильная организация прогулок еще один эффективный метод развития творческого потенциала дошкольников.
Снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения. Дети с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурах.
Различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности.
Чтобы разнообразить непосредственно образовательную продуктивную деятельность, для подержание интереса я не только вношу разнообразие в техники рисования , но и использую нетрадиционные материалы. Прекрасно зарекомендовали себя техники смешивания материала для создания ярких контрастных рисунков ,восковые мелки , в сочетании с акварелью ,перламутровая гуашь и акварель помогают придать работникам сказочность и волшебство . Рисовать можно кисточкой , карандашом , мелками, руками и т.д. . А ещё – пергаментной бумагой , ребристым картоном , окрашенной нитью . Рисование в нетрадиционных техниках помогает развивать в детях всё то что пригодится им в дальнейшей жизни : образное и пространственное мышление , ловкость рук , владение технологиями и главное творческий подход к новой работе.
В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Сухомлинский В.А. писал:
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Я считаю, что какими бы ни были виды , формы, способы развития творческих способностей ребёнка , главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности чествуя поддержку и одобрение со стороны находящихся рядом взрослых, научился мыслить свободно и смело.
Источник
«Патриотизм – это не доблесть и
не профессия, это единственное
человеческое чувство. Это любовь
к Родине, к ее народу, ко всему
тому, что впитано с молоком матери»
Бакланов Г.И.
Проект Маленький гражданин великой страны.
Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Актуальность темы:
Мы живем в сложное и неспокойное время. В нашей жизни происходят события, которые заставляют нас думать и чувствовать по-новому, переосмысливая и переоценивая происходящее.
Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Многонациональный народ, населяющий нашу страну, понимает важность и значимость этого вопроса. Возродить, сохранить и передать подрастающему поколению традиции и культуру народа – задача трудная, но благородная.
Сегодня, как никогда актуальны слова академика Д.СЛихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины»
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
Цель:
-развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепленип государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи патриотического воспитания:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Методы и приемы.
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
- имитационные игры;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- психогимнастика;
- творческое исследование;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, видеороликов с последующим моделированием новых версий;
- социально-поведенческий тренинг;
- дискуссии.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях. Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемые в системе. Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги и родители будут работать в рамках единой образовательной системе.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
-Домашний адрес; испытывать любовь привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду; дорожить своей семьей, домом.
-Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности, нести ответственность за их выполнение.
-Место проживания: город, республика, предприятия родного города их значимость; символику города, достопримечательности.
-Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции; Знать столицу нашей Родины. Ее историю, достопримечательности. Знать флаг, герб, гимн России. Показывать на карте несколько крупных городов.
-Должны знать природу России, ее обитателей.
Презентация проекта:
Оформление творческого проекта. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
- Разработать проекты: «Маленький гражданин великой страны»
«Все начинается с детства»
- Воспитывать любовь к Родине посредством занятий.
Разработать и провести циклы занятий:
«Хорошо у нас в саду»
«Моя семья – мой дом»
«Русская изба»
Беседа-размышление «Русский самовар»
«Абакан-столица Хакасии», «Символика»
«История моего города», «Герб моего города»
«Лаборатория целебных вод» (Знакомить детей с озерами Хакасии)
«Горы Хакасии»
«Москва – столица нашей Родины»
«Мои права и обязанности»
«Города-Герои»
КВН «Моя малая Родина»(С участием родителей)
Викторина «Уроки этики поведения для детей и родителей».
«Рыцарский турнир вежливости»
3. Патриотическое воспитание через русское и хакасское народное творчество:
Художественная литература
-Чтение рассказов, стихов, сказок:
«Жадная собака», «Два барана», «Лев и лисица»
«Старик и сыновья» и др.
«Гуси-лебеди», «Хаврошечка», Заучивание скороговорок, дразнилок, считалок
Заучивание стихов о дружбе, о Родине, любви, взаимопомощи.
Конкурс пословиц и поговорок о дружбе, о Родине.
Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши “Три толстяка”, Д. Родари “Приключения Чиполлино” (беседа о справедливости сказочного государства). «Серая шейка»
Конкурс чтецов.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Найди флаг России», «Найди герб страны»
«Чей костюм», «Мир профессий»
«Пиктограммы», «Мое настроение», «Волшебный мешочек», «Волшебный клубочек» и др.
Коммуникативные игры:
«Кто чем приметен», «Путаница», и др.
Русские и хакасские народные подвижные игры:
«Гуси-лебеди», «Краски», «Пятнашки», «Рукавичка» (Хакасская игра)
«Горелки», «Уголки», «Море волнуется», «Классики», и др.
Хороводные игры:
«Заинька», «Плетень», «Ворон»
Народные традиции и праздники:
Вечер – развлечение «У семейного очага», «Посиделки на скамейке», «Турнир вежливости» «Масленица», «Рождественские колядки»
Национальные праздники: «Чыл-Пазы» ” (“День земли”), “Чир – Инес”.
Разучивание песен:
«Ссора», муз. О.Фельцман; «Настоящий друг», муз. Б.Савельева, Детские песни В.Шаинского, «С чего начинается Родина?», «Родные просторы»
Праздники:
«Хороши просторы наши», «В стране березового ситца», «Мой папа самый-самый», «Мамы разные нужны…», «День-Матери».
«Семья вместе, душа на месте», «В кругу друзей», развлечение “Друг в беде не бросит”.и др.
Инсценирование детских сказок:
«Не обижайте муравья», «Две лягушки», «Колосок», «12 месяцев»
4. Важным условием патриотического воспитания является взаимодействие с семьей:
Выставки детского, коллективного творчества, сотворчества детей и родителей:
Коллективные работы по тематике «Добро»:
«Наши достижения», «Портфолио достижений»
«Портфолио семьи»
Выставки: «Моя мама-рукодельница», «Участок моей мечты», «Город моей мечты»
«Семейные реликвии», «Пасхальное яйцо», «Елочка-красавица»
Консультации:
«Как научить ребенка жить в мире людей»
«Приучение ребенка к труду»
«Наказание ребенка в семье»
«Современная семья и ее роль в развитии ребенка»
«Игра и труд в воспитании детей»
«Семья как основа развития и становления личности ребенка»
Тренинги:
«Осьминоги и осьминожки»
«Время перемен»
Совместные досуги
«Уроки этики поведения для детей и родителей»
«Моя семья»
Организация добрых дел
Изучение семейного воспитания и обучения детей дома:
-целевое посещение семей
-анализ и самоанализ воспитания и обучения детей
-анкетирование родителей
-обобщение опыта
5. Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:
Изготовление игровых пособий: «Пограничники», «Пожарные», «Спасатели», «Пешеходы и пассажиры», «Пиктограммы», «Мое настроение», «Наши права», «Азбука эмоций»
Оформление
Изготовление атрибутов государственных символов России, города, Республики.
«Панорама добрых дел»,
настенное панно «»Я пришел», «Мое настроение»
Создание мини-музея «Города России», «Лаборатория Целебных вод Хакасии»
Оформление выставок рисунков
Оформление альбомов:
«Я познакомлю вас со своей семьей»
Создание альбомов:
«Достопримечательности города», «Где мы любим отдыхать»
«Хорошо у нас в саду», «Правила Друзей»
«Дорогие и любимые наши бабушки и дедушки», «Нам года не беда», «Как молоды мы были»
«О бабушках и дедушках»,»Семя вместе и душа на месте»,
6.Использование нетрадиционной изобразительной деятельности:
Рисование:
«Портрет мамы»,«Портрет моего друга», «Мой лучший друг»,. «Мой любимый город», «Чистый город»
Аппликация
«Дом моего друга»
Выставка работ: «Природа моего края», «Флаг моей республики»,
«Вечный огонь» и т.д.
7. Физкультура и здоровье:
Организация дней здоровья
эстафеты
Экологические походы
Беседы на темы:
«В здоровом теле, здоровый дух», «Я и природа»
Физкультурные досуги:
«Мы здоровью скажем да!»
«Папа, мама, я спортивная семья!» « Старинные русские народные игры»
«Русские игрища»
«Игралочка» и др.
Спортивные развлечения:
Веселые старты
«Самая здоровая семья» и др
8. Акции:
«Озеленение участков», «Покормите птиц зимой»
Экологический форум «Сделаем планету Чистой!»
Познавательное мероприятие «Памятники»
9. Воспитание любви к Родине через экскурсии и наблюдения:
Прогулка в «нетронутый лес»
Экскурсия в городской музей «Знакомство с историей города»
Экскурсия к Вечному огню.
Экскурсия в «Русскую горницу», «Хакасская юрта»
Встречи с интересными людьми.
Источник