Развитие творческого потенциала ребенка в программном обучении музыке
Министерство Образования Республики Мордовия
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»
Доклад:
« Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства»
Составила: преподаватель ВКК Савина Н.С.
Зубова Поляна, 2012г.
План.
1. Восприятие музыки – как творческий процесс развития музыкального воображения.
2. Творчество в вокально – хоровом музицировании.
3.Импровизация – один из путей развития творческих способностей учащихся.
4. Пластическое интонирование – одна из форм эмоционального выражения музыкального произведения.
5.Инструментальное музицирование – как деятельность развития творческих способностей учащихся в процессе восприятия музыки.
Развитие в человеке с самых ранних лет творческого начала стало одной из фундаментальных основ педагогики. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, педагоги еще 20-х, 30-х годов: Н.К.Крупская, А.В. Луначарский, П.П.Блонский и др. Продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества В.Н.Шацкая, М.А.Румер, Н.Л.Гродзенская. Творчество рождает живую фантазию, живое воображение, оно базируется на ярких музыкальных впечатлениях ребенка. Слушая музыку, в душе ребенка, в его сознании рождается то, что создает его собственное творческое воображение. Так, прослушанное музыкальное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного его восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!
Вот пример разбуженного музыкой творческого воображения. Когда, в связи с темой урока в третьем классе «Развитие музыки» знакомились с темами героев из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят», многие дети вспомнили, что вместе со всем классом смотрели мультипликационный фильм «Сказка на новый лад» и как им всем было интересно и весело. Для них это была не просто музыка, но и частица их собственной жизни, поэтому волновала больше и в сознание входила глубже.
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, «музыкальные картинки они слушают с удовольствием, причем чаще всего следует музыку слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Для развития творческого воображения можно использовать следующее задание. Привожу один из примеров творческого задания: предлагаю детям написать небольшое сочинение по прослушанному произведению Л.В.Бетховена «Веселая. Грустная» – «В первой части музыки мне представляется маленькая девочка, которая танцует. На ее лице улыбка, она радуется жизни, ей нравится кружиться под веселую музыку. А потом, что-то ее огорчило, и музыка зазвучала очень грустная и печальная».
Наблюдения за ребятами заставляют сильно усомниться в правильности широкого распространения в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его.
Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку (это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), не следует сообщать предварительно названия с тем, чтобы они вначале определили характер самой музыки, а уже потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, прочувствовано и осмыслено.
Ответы ребят, дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из «Утра» Грига. Ребята по-разному называли его: «Весна», «Восход солнца», «Цветы распускаются», «Утро в лесу». Можно постепенно подвести их к правильному названию. Следует осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир детских от музыки наивных фантазий. Прибегаю к «подсказкам», полагая, что они помогают восприятию музыки т.к. чуткая подсказка может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды. В процессе беседы о прослушанном произведении следует создавать как можно больше проблемных ситуаций. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание детей, заставляют мыслить, рассуждать тем самым развивают творческие способности. Перед слушанием произведения Э.Грига «В пещере горного короля» знакомимся со сказочными существами народных сказок и легенд (гномы, эльфы кобольды, тролли), а затем, создавая проблемные ситуации, следим за развитием музыкального образа и определяем, как постепенно сказочный маршевый характер музыки перерастает в фантастический танец (домашнее задание – нарисовать гнома с ярко выраженной мимикой – добрый, злой).
Среди разнообразных творческих заданий в вокально – хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на разные формы музицирования, сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни «веером» сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включении в игровые ситуации, в диалоги – музыкальный «разговор», сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, «проживая» текст песни, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения. Самый простой импульс к творчеству – это заинтересовать изобретением подголосков или вариантов напева. Можно предложить напев и спеть его на память. Одни исполняют это частично, другие точно, третьи внесут в напев некоторые изменения. Сам напев может быть подобран таким образом, чтобы подтолкнуть воображение на перевоплощение. В данный опыт можно внести много оттенков. Например, взять стихотворение, подобрать к нему мотив, а затем навести детей на мысль, что нельзя ли в этот мотив внести изменения, которые бы точнее выразили смысл стихов. Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением – песней. Или даже желая спеть ее перед классом. Не стесняются четвероклассники просолировать сочиненные на школьные темы частушки. Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо. Большую творческую радость доставляют подготовки и проведения праздничных утренников. Приглашаем родителей, учителей стать очевидцами нашего творчества.
«Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания» (С.Миропольский)
Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, можно увеличить число народных песен, предложенных программой. Многие песни дают возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа. Дети сами ищут движения, характеризующие тот или иной персонаж: ворон в красных сапогах, позолоченных серьгах.
Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями. Быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. В четвертом классе, дети поют колядки, заклички, в которых ребята стараются искать свою индивидуальную манеру исполнения.
Постепенно народно-игровые формы занятий могут стать потребностью для учителя и учеников, потому что процесс совместного творчества будет приносить радость всем.
Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. С чего начинается детская музыкальная импровизация? Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми – не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. В процессе импровизации мелодия создается непосредственно во время ее исполнения. Как навести на импровизацию? Допустим, что детям понравилось какое – либо стихотворение, а напев не нравится. Вот уже стимул. Вначале надо выяснить, почему не нравится? Затем предложить детям исполнить их варианты и показать свои варианты разного характера с расчетом увлечь воображение на путь творчества. Конечно, в последнем случае импровизацию ведет преподаватель, но постоянный контроль со стороны учащихся, их одобрение или неодобрение, наконец, их отбор по существу, обусловит все сочинение. Надо только помнить, что суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов – композиторов, а в том, чтобы вызывать и воспитывать музыкально – творческий инстинкт.
Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является «Кузнец» И. Арсеева. Дети делятся на две группы – кузнецы и всадники, исполняя, каждая поочередно импровизирует образные движения, подчеркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д.Кабалевского «Барабан».
Активизация творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к ней самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса теоретической подготовки. Поэтому импровизацию, нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.
Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием. «Пластическое интонирование» – это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания музыкального произведения. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние ребенка. Дети очень любят произведение М.И.Глинки «Арагонская хота». Но более эмоционально почувствовать атмосферу праздничного веселья поможет им и пластическое интонирование хоты, поиск выразительных жестов, поз, движений, изобразительных моментов.
Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в «создании» музыки пробуждается интерес к искусству.
Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста. Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на детских музыкальных инструментах.
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
– ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
– учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
– учитель помогает ученику найти прием исполнения.
Детское музыкальное творчество начинается с «обследования»
звуковых возможностей инструментов и осознания их выразительной сущности. Овладев приемами и способами игры на каждом инструменте, ученики постепенно овладевают навыками ансамблевого исполнения, накапливают эмоции и чувства. И вот итог – звучит музыкальное произведение и ребята аккомпанируют своим маленьким оркестром.
Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял технические задания учителя. Все школьники должны испытывать радость творчества, которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально – слуховые представления, ребенок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Источник
В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития музыкальных способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на воспитание успешной личности, максимально реализующей свой потенциал.
Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.
Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.
ФГОС ДО реализуются в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
* развитие музыкально-художественной деятельности;
* приобщение к музыкальному искусству;
* развитие музыкальности детей;
* развитие способности эмоционально воспринимать музыку,
* развитие творческих способностей детей.
Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство. Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально – творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве
ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно.
Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения.
По словам П.П.Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.
По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .
Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского, являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода», считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка. Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи».
Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений
– в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.
-понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и оригинальности создаваемых воображением образов;
-побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение яркого эмоционального переживания и стремления выразить это переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому;
-источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся его жизненная практика;
-механизмом творческой деятельности является творческое воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда неясны способы решения возникающих в деятельности задач.
Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст – это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Дошкольникам доступны почти все виды художественно-творческой деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка, танцы, музыка. Естественно, они отличаются значительным своеобразием, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
А в свою очередь, способность к творчеству развитие творческих способностей выступает психологическим ядром одаренности, которая будет развиваться в последующие возрастные периоды.
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.
Таким образом, дошкольный возраст — период, который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», необходимо
развивать.
“Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему.” Джанни Родари
Список литературы
1. Закон «Об образовании РФ».
2. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. – 145 с.
3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл,
2001.
5. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального
воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. – 2005. –
№5. – С. 42-46.
6. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие.
– М.: ВЛАДОС, 2001.
7. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. – 2006. – №11.
– с. 37.
8. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста “Камертон”. – М., 2004.
9. Нестеренко Т.В., Тарасова К.В. Гармония: программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. М.: Центр Гармония, 2004.
10. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. Выпуск 1: Мир звуков, образов и настроений. СПб., 1999
11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000
12. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.:
13. Линченко Н.М., Кириллова О.А. Серьезная музыка – малышам:
пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. Мурманск,
2000
14. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:
пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., Аркти.
2001
15. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
16. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999
17. Радынова О.П., Катенене А.И., Паландишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
Источник