Развитие творческого потенциала ребенка в игровой деятельности

Развитие творческих

способностей детей через игровую деятельность

Психолог

Берчатова Э.В.

Д/сад «Солнышко»

2006 г.

        Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

        Способности человека – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Творческие способности определяются созданием предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

        Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

        Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявления особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.

        Уже в 3-4 года на занятиях по изодеятельности дети используют цвет для передачи эмоционального отношения, оттенков настроения. Выполняя задания через игру и игровые действия, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш испытывает удовольствие от вида деятельности, тем больше ему хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс деятельности.

        И все-таки ярко способности начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста уже сами могут проявлять творчество в составлении сказок, в рисовании картин, в организации игр, в конструктивных и развивающих играх. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: это сенсорные эталоны, символы, знаки, прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, планы. Использование таких обозначений позволяет детям обобщить свой непосредственный опыт, выделить в деятельности наиболее существенные для решения задачи стороны.

        Ряд исследований отечественных психологов (Леонтьев, Эльконин, Запорожец) показали: развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности: конструировании, изобразительной деятельности, речевой и игровой.

        Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

        Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию воображения. Описанные им приемы оказались настолько универсальными, что их с успехом применяют для развития творческих способностей в детской игре.

        Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей. Они, конечно, не могут заменить «железа» и «верстака с инструментами», не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям, это только одно из средств развития способностей. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

        Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

        Какие развивающие игры и игровые задания мы используем в своей работе?

        – «На что похоже?»

        Цель: поиск сходных признаков далеких друг от друга предметов.

        – «Оживший предмет»

        Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.

        – «Что бывает?»

        Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет.

        – Говорить от имени»

        Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.

        – «Найди предмет с заданным характером или настроением»

        Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи. (пример: найди самую грустную куклу).

        – «Оживший предмет»

        Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи – гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).

        – Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.

        – «Игра-соревнование»

        Цель: кто больше назовет красивых слов, проведет больше линий, быстрее пройдет по извилистой дороге; кто больше составит оттенков определенного цвета.

        Для организации работы по развитию творческих способностей в разных видах деятельности необходимы игры нового типы, игры, моделирующие сам творческих процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

        Для развития дошкольника основной путь – это обобщение своего собственного чувственного опыта, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений.

        Можно знать, например, виды животных, называть их, но не уметь анализировать и доказывать. Почему, то или иное животное ведет присущий ему образ жизни или как связан человек со всей живой природой. Ребенок-дошкольник опирается прежде всего на наглядные средства. Поэтому основным в образовании творческого начала дошкольника мы считаем организацию собственного опыта, которые взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условных заместителей, моделей и схем.

        Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма при его организации это наблюдение и экспериментирование, например, при ознакомлении с природными явлениями и временами года. Здесь обязательно нужна помощь взрослого, чтобы помочь увидеть новое в знакомом. Только потом взрослый помогает обобщить опыт и обозначить его символом: круг, квадрат, треугольник, пятно белого цвета, снежинка, сосулька и т.д.

        Второй формой в организации опыта ребенка будет проживание им в различных ситуациях. Мы используем накопленный опыт детей и учим их выражать свое отношение. Взрослый подводит ребенка к раскрытию некоторых закономерностей, и учить выражать свое впечатление. Так, знакомясь с характерными признаками зимы педагог создает ситуацию вживания посредством прослушивания музыкального произведения, а также посредством вхождения, например в картину (опыт Зубаревой – остановиться, послушать, посмотреть, почувствовать). Дети, вживаясь в образ, выражают свои чувства (кружатся как снежинки, дрожат от холода как зайчата). Дети выражают свои впечатления языком движений, языком живописи, языком музыки.

        На протяжении всего дошкольного возраста развиваются творческие способности детей. Они непосредственно связаны с психическими процессами, особенно с воображением. Любое творчество ребенка означает попытку выразить себя, свое отношение к миру.

        Во-первых, развитие творческих способностей нужно начинать с самого раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия, опережающие развитие способностей. В-третьих, понимаясь каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, творческие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые, незаметно для себя, приобретают очень важное умение, это умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решение.

        Итак, мы пришли к выводу как же надо развивать творческие способности. Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста. То есть с очень раннего по современным представлениям. Второе важное условие эффективного развития способностей – это необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

        Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, мастерскую с материалами и инструментами, строительные материалы, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач и многое другое. Все это составляет развивающую среду, существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать. При этом предоставляется ребятам большая свобода в выборе занятий, их последовательности во времени и способах работы.

        Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимается выше и выше. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое важное условие. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его  интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

        Но представленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Вот последнее, пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

        Классификация способностей очень велика и до конца еще не изучена. В дошкольном возрасте это могут быть художественные способности, речевые, интеллектуальные, конструктивные и многие другие. Чтобы правильно строить работу по развитию способностей, необходимо выявить склонности ребенка, изучить и подобрать индивидуальные программы и лишь потом строить работу.

        Мы же в своей работе опираемся на средний уровень развития ребенка. Отсюда и строим работу. Это значит, что мы закладываем только предпосылки для развития творческих способностей детей.

        Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются, в основном, не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию на общечеловеческие ценности.

        Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

        Понимание того, какие средства, в какой последовательности и на каком содержании следует давать детям дает возможность проводить с детьми различную работу в различной форме и на различном материале.

        Главное условие успешности работы по развитию творческих способностей – это четкое осознание его развивающей цели, вместе с детьми открывая способ решения.

Источник

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способностей с развитием познавательных процессов детей и их возрастными возможностями в игре. Также даны несколько рекомендаций по развитию творческого воображения у дошкольников. Ключевые слова: творческие способности, игровая деятельность, дети дошкольного возраста, воображение. В настоящее время способности и их развитие у индивида вызывает огромный интерес как в педагогических науках, так и в психофизиологических. Из- за стремительного развития научно-технической сферы к обществу предъявляются новые требования, позволяющие жить и развиваться в общей колее событий. Это такие требования, как подвижность и гибкость мышления, быстрая и легкая ориентация и адаптация в новых условиях, а также творческий подход к решению различных проблем. Поэтому тогда как доля умственного труда растет, а большая часть исполнительского отдана технике, то очевидно, что способности человека выходят на первый план, а особенно творческие способности, так как развивают духовное и умственное начало. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее, и то, как будет развиваться мир в будущем, зависит от творческого потенциала подрастающих поколений. Перед тем, как перейти к проблеме развития творческих способностей, необходимо разобраться, что же понимают под способностями научный мир. Существуют два подхода в вопросе понимания способностей: это общепсихологический и дифференциально-психологический. Общепсихологический подход утверждает, что способности – это любые проявления возможностей человека, В центре такого подхода находятся знания, умения и навыки человека, которые необходимо развивать. К таким вот общим способностям автор книги «Психология общих способностей» В.Н. Дружинин [1] относит интеллект, обучаемость и креативность. При это предлагается следующая формула способностей: Способность = успешность трудность или продуктивность цена . Второй подход – дифференциально-психологический, или индивидуальный – подчеркивает различность между способностями людей и не включает знания и умения в способности. Этот подход делится еще на два направления: 1) Личностно-деятельностное, приверженцем которого был Б.М, Теплов. Психолог считал, что способность – это такое личностное свойство, которое влияет на эффективность деятельности [2]. Но данное направление вызвало множество возражений, так как при более глубоком рассмотрении данного понятия любое изменение эффективности деятельности принимается за развитие способностей, а приобретение знаний и умений создает иллюзию легкого развития этих способностей у человека. 2) Функционально-генетическое направление связывает способности с функциональными системами, с функциями организма человека. Отечественный психолог В.Д. Шадриков, являясь приверженцем данного направления, говорил о способностях как о характеристиках продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (мышление, память и т.п.) [3]. Таким образом, понимание способностей разделилось на три позиции: первые говорили о способностях как о проявлениях возможностей, вторые – как о личностных свойствах, третьи – как о возможностях функциональных систем человека [4]. В нашей работе мы придерживались общепсихологического подхода. Из этого следует и наше понимание творческих способностей человека. Творческие способности – это индивидуальные особенности личности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо творческой работы. Данные способности входят в общую структуру личности, в основе которых, по мнению таких психологов как Л.С. Выготский [5], Л.А. Венгер [6], Б.М. Теплов, Д.Б. [2], Эльконин [7] и др., лежат общие способности. Творческой деятельностью Л.С. Выготский называл такую деятельность человека, которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Ученый подразделял данную деятельность на два вида: воспроизводящую, тесно связанную с памятью, и репродуктивную, т.е. комбинирующую или творческую, которая непосредственно связана с воображением [5]. В данной статье мы будем рассматривать последний вид творческой деятельности – репродуктивный, т.е. творческий. Исследования творческих способностей в игре во многом опираются на сложившуюся теорию игры, развитие которой обусловлено разрешением исходных противоречий в основе этой теории (Т.А. Маркова, Д.Б. Эльконин). В основе данной теории лежит воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми [7] Многими исследователями была доказана связь между закономерностями развития детских игр и процессом развития дошкольника. Суть доказательства заключается в том, что в процессе игровой деятельности развиваются все стороны личности ребенка, в том числе и познавательные процессы. Данные же процессы непосредственно связаны со способностями человека, в том числе и творческими. Некоторые исследователи считают, что детские игры не сопоставимы с творческой деятельностью, так как в их процессе не создается ничего нового. Если рассматривать детскую игру теми же способами, что и взрослую деятельность, то такое сопоставление неуместно. Ученые должны рассматривать детские игры с точки зрения деятельности ребенка и процесса ее развития, так как, участвуя в игре, ребенок познает новые формы социализации и самостоятельно формирует свое поведение. В процессе исследования детских игры, Выготский Л.С. подтвердил этот факт, установив, что у ребенка дошкольного возраста в детских играх появляется замысел, который является переходом к творческой деятельности [8]. Воображение как одна из основ всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь, мир культуры, в отличие от мира природы,— все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении [5]. Уже в раннем возрасте, когда ребенок производит действия, он приходит к определенным мыслям, а спустя время развивается способность воплощать свои замыслы, так как он уже может отталкиваться от своих целей и строить свою деятельность. Благодаря игре развивается творческое воображение, способствующее появлению замысла у ребенка. Это позволяет характеризовать игру как творческую деятельность. Творческий характер игры подтверждается также тем, что дошкольник не копирует полностью жизненные ситуации, а подражая каким-то персонажам, героям сказок, реальным людям, реагирует на полученные результаты своих действий и корректирует свои представления. Таким образом, особенностью детских игр является передача ребенком отношения к изображаемым действиям, высказывание в игре мыслей и чувств к определенным ситуациям. Всё это напоминает театральную сцену, где актер вживается в образ определенного персонажа. С одной стороны, это также соответствует творческой деятельности, с другой стороны, ребенок — не актер, а значит, его игра создана не для зрителей, а для осознания и передачи своей роли в осуществлении игровой деятельности. Творческие способности связаны со всеми познавательными процессам человека, но в первую очередь с воображением, так как именно этот процесс отвечает за создание образов и их воплощение в жизнь. Образы воображения у детей могут носить своеобразный характер, так как они могут быть близки к эйдетическим (зрительным) образам, которые при всей яркости и отчетливости обладают особенностью процессуальных образов, непроизвольно меняясь в каждый новый момент. Эйдетические образы особенно интенсивно наступают на сознание ребенка, когда нет свободного восприятия, например, ночью при погашенном свете. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное воображение: ребенок начинает планировать свою деятельность, придумывать оригинальный замысел, происходит ориентирование себя на результат. При этом дошкольник научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. Сказки, истории, которые сочиняют дети, становятся более последовательными и оригинальными, и при этом ребенок часто доводит сюжет до логического окончания. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение ребенка перестает опираться уже на известные ему образы, а приобретает самостоятельность и отделяется от практической деятельности, то есть происходит формирование творческого воображения. Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Основанием для такого мнения явилось то, что дети фантазируют по самым различным поводам. Но в действительности воображение ребенка во многих отношениях беднее воображения взрослого, так как у детей более ограниченный жизненный опыт по сравнению со взрослыми и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо выявить связь развития творческого воображения с возрастными возможностями дошкольников в игре, что послужило целью нашего исследования. В теоретической части, изучив различные подходы в развитии творческих способностей у дошкольников, рассмотренные нами выше, мы выявили, что развитие данного вида способностей зависит от уровня развития игры, которая, в свою очередь, зависит от развития познавательных процессов ребенка, в том числе и воображения. Также было выяснено, что именно старший дошкольный возраст является благоприятным для развития творческого воображения, так как у ребенка формируется произвольность поведения и познавательных процессов [9]. Нами была поставлена следующая гипотеза: Развитие творческих способностей у детей обусловлено 1) развитием творческого воображения и 2) возрастными возможностями детей в игре. Для доказательства поставленной нами гипотезы в экспериментальной части исследования были использованы следующие диагностические методики: «Сказка про чернильницу» (модификация методики А.В. Запорожца) [10] и «Как спасти зайку» [11]. Данные диагностические методики были проведены с детьми в возрасте 4-6 лет общим количество 30 детей (15 детей средней группы и 15 детей старшей группы ДОО (дошкольная образовательная организация)). В результате диагностической методики «Сказка про чернильницу» необходимо было выявить уровень развития творческого воображения у детей: от 1 (низкого) до 4 (высокого) уровня. Получились следующие результаты: – высший уровень (4) был выявлен у 20% от всех детей (у одного ребенка средней группы и пятерых детей старшей группы); – третий уровень был выявлен у 3% (у одного ребенка средней группы); – второй уровень выявлен у 3% (у одного ребенка старшей группы); – низкий уровень (1) был выявлен у 73% (у тринадцати детей средней группы и девяти детей старшей группы). – В диагностической методике «Как спасти зайку» необходимо было выяснить уровень развития воображение от 1 (низкий) до 3 (высокий) уровня. В итоге были получены следующие результаты: – высший уровень (3) был выявлен у 20% от всего числа детей (у одного ребенка средней группы и пятерых детей старшей группы); – средний уровень (2) выявлен у 10% (у одного ребенка средней группы и двоих детей старшей группы); – низкий уровень выявлен у 70% (у тринадцати детей средней группы и восьми детей старшей группы). Также был выявлен средний показатель уровня развития творческого воображения групп в каждой диагностической методике. У дошкольников средней группы ДОО в обеих диагностиках был выявлен средний показатель равный 1,3. У детей старшей группы ДОО в первой диагностике средний показатель равен 2,1, во второй – 1,7. При сопоставлении результатов нами выявлено, что уровень творческого воображения у старших дошкольников выше, чем у детей среднего дошкольного возраста. Таким образом, было доказано, что развитие творческих способностей у дошкольников обусловлено развитием у них творческого воображения, а также возрастными возможностями детей в игре. Из этого следует, что поставленная нами гипотеза была доказана. Также в нашем исследовании были предложены рекомендации близким и социальным взрослым по развитию творческого воображения у дошкольников в игровой деятельности, которые были направлены на информирование родителям детей и педагогам. Вот некоторые общие рекомендации: 1) Увеличивайте жизненный опыт ребенка различными прогулками, походами, экскурсиями. 2) Больше читайте ребенку художественной литературы и обсуждайте прочитанное. Можно предложить ребенку придумать новую концовку, героев. 3) При подготовке какого-либо мероприятия с участием детей, предлагайте дошкольникам придумать выступление, выбрать стихотворение, песню, рисунок или придумать оформление зала. 4) И самое главное: играйте с ребенком и поощряйте его инициативность! Из выше нами сказанного следует, что, если развитие творческих способностей у дошкольников будет происходить в ведущем виде деятельности во взаимодействии с близкими и социальными взрослыми, то будут происходить эффективные процессы творческого и общего развития личности ребенка. Ссылки на источники 1. Дружинин. В.Н. Психология общих способностей. – СПб, 2007. 2. Теплов Б.М, Способности и одаренность. – М., 1961. 3. Шадриков В.Д. Способности человека. – М., 1997. 4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб, 2012. 5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций. – М., 2012. 6. Венгер Л.А, Педагогика способностей. – М., 1973. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2012. 8. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1956. 9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1988. 10.Запорожец А.В, Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2. – М., 1986. 11.Кудрявцев В., Синельникова В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995 №9 с. 52-59; №10 с. 62-69

Источник