Развитие творческого потенциала ребенка дошкольника

Доклад

«Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ»

Подготовила Дроздова Татьяна Сергеевна

Воспитатель МБДОУ д/с №6 г. Ярцево

 Ребенок с полуторагодовалого возраста учится общаться и строить свои взаимоотношения со сверстниками, и от того, насколько благоприятно складываются его отношения детском коллективе, зависит его психическое здоровье в дальнейшем, умение эффективно взаимодействовать друг с другом, договариваться и искать компромиссы в процессе выполнения совместной деятельности, воспринимать и понимать других людей.

В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков детей происходит при постоянном участии воспитателя.

Я поставила перед собой цель – создание дружного детского коллектива в группе.

Задачи:

– создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому ребенку;

– обучить детей правилам и требованиям поведения в группе;

– обучить детей совместным играм;

– развивать умения детей коллективно планировать совместную деятельность;

– повышать культуру общения дошкольников;

– формировать организаторские способности у детей.

Обязательным условием успешной работы является создание доброжелательной атмосферы в группе, уважительное отношение к детям, на основе учета индивидуальных способностей каждого ребёнка. Другим не менее важным фактором является осознание детьми правил и требований поведения в группе.

Воспитание культуры общения включает освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель. Например, по моему предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а воспитатель помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений я часто становилась их центром: читаю небольшой группе детей сказки, пою песенку, показываю забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на нее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей.

Также сплочению коллектива способствуют игры малой подвижности.  Например, “Что изменилось?”, “Ветер дует на того. “, “Угадай меня”, “Прятки с игрушкой”, “Спрятанное слово”, “Подарок”, ” Пузырьки”,” Животные и детеныши” и т. д.

Следующий этап – формирования детской сплоченности заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности – игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников.

Большое внимание надо уделить формированию у детей организаторских умений, умению справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, нужно использовать литературные произведения. Например, рассказы о детях     Н. Носова (“Замазка”, “Огородники”, “Огурцы”, “Живая шляпа” и др.),                      В. Драгунского ” Девочка на шаре”, “Друг детства”, ” Дымка и Антон” и др.) рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, проводить этические беседы.

Более высокий этап развития детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Ребенок осознает себя как часть общего, как член коллектива. На этом этапе так же, как и на предыдущих очень важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Развитие коммуникативных навыков ребенка, культуры общения, формирование самостоятельности, умения подчиняться установленным правилам является необходимой основой для создания сплоченного детского коллектива в группе дошкольного учреждения.

Источник

Марина Федоренко
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Развитие творческого потенциала детей: что это такое?

Способности к творчеству объединяет несколько составляющих.Среди них:

• Тяга к познанию;

• Живой ум;

• Умение постигать новое

• Уметь в обычных вещах и явлениях видеть нестандартное;

• Воображение без границ;

• Стремление делать открытия;

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад сказка ковылкино

• Уметь в жизни применять полученные знания;

• Интуиция и фантазия, которые порождают открытия и изобретения, а также что-то свежее и новое.

Развитие творческого потенциала детей: когда начинать?

Важнее всего творчество как раз для взрослого человека, потому что помогает ему успешно справляться с трудностями, строить отношения с людьми, быть радостным и счастливым. Однако если у ныне взрослого в детстве с творчеством «не сложилось», то, скорее всего, творческой личностью ему стать не удастся, как бы он не хотел. Поэтому развитие творческого потенциала детей нужно начинать с ранних лет, как и все иные задатки. Нередко небылицы, которые рассказывает малыш, взрослые не воспринимают всерьез, а иногда и грубо пресекают. А ведь фантазирование – это свойственная дошкольникам черта, и не нужно мешать им, воображать. В это время рождается творчество. Нужно знать, что пик фантазирования приходится в возрасте трех или четырех лет, и малыш может насочинять таких историй, что диву даешься, как можно вообще такое придумать.

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?

Самое важное условие развития творческого потенциала детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей:

*Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности.

*Педагогический процесс, способствующий накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

*Использование разнообразных технологий в работе с детьми.

*Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала.

*Создание творческой, доброжелательной атмосферы в каждой деятельности, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. *Возможность для совместного творчества.

*Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей.

Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен сам уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания.

Советы педагогам:

Что мешает развитию творческого потенциала дошкольника.

Взрослые не должны делать следующее.

1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.

2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.

3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.

4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческого потенциала дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.

Развитие творческого потенциала детей: роль родителей.

Успех в работе может быть, достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Советы родителям: Начинать родителям нужно с самих себя, ведь именно они играют главную роль в воспитании ребенка. Многие взрослые хотят, чтобы осуществлялось развитие творческого потенциала детей, но при этом сами творчески не развиваются, и менять в себе ничего не хотят. Если мама или папа имеют творческие способности – это просто великолепно, семья будет отличным творческим тандемом. Если же нет – не беда. Это вовсе не означает, что вам нечем помочь ребенку. Важно иметь желание, а также знания в этой теме. Не относитесь к фантазиям малыша, как к примитивности, ведь любая фантазия содержит в себе толику творчества. Не высмеивайте его небылицы. Ведь творческий малыш видит обычные вещи совершенно иначе. Не расстраивайтесь и не ругайте его, если он говорит, что на иллюстрации в книге видит не чайник, а уточку, не стул, а осьминога. Несомненно, ребенок узнает стол или чайник, но скорее всего ему просто захотелось немного пофантазировать. Помните, что дети часто не хотят воспринимать обычное понимание предметов, а склонны дать волю воображению. Скованность, консервативность и излишняя серьезность родителей не способствуют развитию потенциала творческого детей. Учитесь играть в детские игры, не опасайтесь на какое-то время снова стать ребенком, веселитесь и шалите. Порой стоит нарушить правила поведения взрослого во имя вашего сына или дочери. Это сблизит вас с ребенком, но не только.

Читайте также:  Семь месяцев ребенку развитие режим

Это будет хорошей психотерапией для самих родителей, позволит отдохнуть, отвлечет, снимет стресс и напряжение. Сочиняйте вместе с ребенком сказки и стихи, воображайте несуществующие растения и животных, поддерживайте развитие творческого потенциала детей. Всякий ребенок – индивидуален, имеет персональные задатки и свой предел уровней способностей.

Только совместная систематическая, планомерная работа педагогов и родителей даст положительные результаты.

Источник

Яна Абрамова
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить свое место в меняющейся социальной ситуации, направляя эти изменения в удобное для себя русло. Исследование условий развития творческого потенциала человека на различных этапах онтогенеза становится актуальной задачей различных отраслей научного знания [3]. Творческий потенциал и наличие возможностей его реализации во многом опосредуют успешность деятельности человека, от них также зависит разумность поведения и взаимоотношения с окружающими.

Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались многими учеными (В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, И. Я. Лернер, B.C. Шубинский).

В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.); созданы теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, его диагностики и развития в школьном возрасте (Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, O.K. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Е. Л. Яковлева и др.) и в дошкольном детстве (Е. С. Белова, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева и др.) [4].

Однако, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в области психологии потенциальных возможностей и ресурсов человека, проблема развития творческого потенциала и его реализации в различных условиях требует дальнейшего изучения.

Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом – это и означает развитие творческого потенциала.

Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым – развитию его творческого потенциала.

В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств его развития приобретает особую актуальность.

В процессе развития творческого потенциала в условиях ДОО,мы ставим перед собой следующие задачи:

• Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, реализации творческого потенциала посредством освоения способов познания и регуляции собственного состояния.

• Способствовать развитию у дошкольников целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

• Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса диагностики, развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

• Внедрить алгоритм организации преемственности развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс в условиях принятия педагогами и воспитателями возрастных групп общих целей, использования единых инструментариев [5].

Рассмотрим подробнее деятельность МБДОУ №155 г. Кемерово по направлению развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Основное внимание педагогического коллектива и сотрудников МБДОУ №155 направлено на выполнение приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги [2].

Дошкольная образовательная организация является сложной организационной системой, поскольку осуществляет широкую образовательную функцию (физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие, а также равнозначные функции ухода и оздоровления (обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности ребенка) и социальную функцию (содействие семье в воспитании ребенка).

В ДОО созданы программы индивидуального развития детей. Составление индивидуальных программ развития детей осуществляется путем анализа результатов диагностики уровня физического, психического развития детей и продвижения детей в освоении программы. Педагогическая диагностика осуществляется посредством диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при прохождении материала по каждому разделу. Общий уровень освоения программного материала в мае 2017 года определен в количестве 83% [1].

Анализ полученных результатов позволяет педагогическому коллективу выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Проведение и использование в практике результатов диагностики дает возможности педагогам работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности и различным видам развивающих занятий.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка в зависимости от возраста

В качестве примера можно отметить, что для развития познавательной деятельности, творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста используем следующие виды работ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, начиная со 2-ой младшей группы, дети не только слушают произведения, но и составляют свои рассказы с опорой на заместители, которые могут придумать сами или по рекомендации педагога.

Прочитав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней вместе с детьми, взрослый может раздать атрибуты, соответствующие персонажам, и разыграть сказку. Ребенок должен постараться передать характер героя, его отношение к другим. По окончании игры-драматизации педагог предлагает детям оценить игру актеров.

Еще несколько вариантов заданий: можно прочитать детям сказку, опустив при этом окончание и попросить их додумать его самим; предложить выбрать подходящую к данному произведению схему из предложенных вариантов и составить пересказ с опорой на схему; найти сходства между заместителями и героями.

В 4 года задания усложняются – дети вполне могут нарисовать героев и средствами цвета передать свое отношение к ним и к произведению в целом (лиса – рыжая, Баба Яга – черная) [2].

Проявление и развитие творческихспособностей мы можем наблюдать и на занятиях по конструированию:

1) Ребенок строит под впечатлением от прослушивания музыкальных произведений, выбор деталей для постройки осуществляет самостоятельно.

2)Конструирование по сказке: после выполнения постройки ребенок рассказывает, какой эпизод сказки ему удалось отобразить.

3) Конструирование по готовой схеме или образцу постройки.

4)Конструирование в микрогруппах: дети учатся сотрудничать друг с другом и действовать согласно собственному замыслу, учитывая пожелания каждого участника группы.

На занятиях по рисованию детям предлагаются для работы различные средства: кисти, ватные палочки, поролон, цветные и простые карандаши и др. Используя тот или иной цвет в своей работе, ребенок может выражать свое настроение. Занятия аппликацией также способствуют развитию творческих способностей. Для работы детям предлагается различный материал (бумага, сухие листья, семена растений, фетр и др., ребята могут работать по собственному замыслу, для декорирования работ предлагаем дополнительные элементы.

На занятиях по лепке для развития детского творчествапредлагаем следующее: лепка по собственному замыслу; лепка на форме (футляры от «Киндер-сюрпризов»); предлагаем различный материал (глина, пластилин, тесто); используем технику «пластилинография»; а также лепим на улице (зимой – из снега, летом – из песка).

Также в возрастных группах организованы Уголки творчества, где ребенок сам выбирает, с каким материалом он хочет поработать, чтобы воплотить задуманное. В каждой группе есть Уголки экспериментирования, в которых дети в свободное время и на занятиях с воспитателем могут совершать маленькие открытия, делать свои выводы.

Раздел «Сенсорное воспитание» содержит ряд занятий творческого характера (аппликации: «Салфеточки для фигурок-человечков», «Башня», «Елочка», «Кроватки», «Радуга», «Орнамент»; экспериментирование «Окраска воды»; рисование «Три воздушных шарика», «Пирамидка», игра «Магазин» и т. д.).

Обеспечение качества образования в ДОО способствуют не только реализация основного содержания, направленное на обеспечение стандарта дошкольного образования, но и дополнительное образование [6]. Дополнительное образование в ДОО направлено на обеспечение регионального компонента, а также реализацию интересов воспитанников (изостудия «Радуга», вокальная студия «Колокольчики», студия «Маленькие звездочки»). Большинство родителей положительно оценивают качество дополнительных образовательных услуг в ДОО.

Стабильность функционирования подтверждается продуктами деятельности воспитанников. Ежегодно воспитанники ДОО становятся участниками и победителями различных соревнований и конкурсов, фестивалей районного, городского, всероссийского уровней.

В заключение стоит отметить, что педагоги ДОО творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя свои усилия на наиболее полную реализацию намеченных задач, на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего развитие ребенка. Почти все объективно оценивают свою деятельность, учатся находить творческие приемы в работе коллег и адаптируют их опыт, преобразуют предметно-развивающую образовательную среду групп, осваивают инновационные педагогические технологии, стремятся к созданию в ДОО единого пространства общения детей, родителей и педагогов.

Литература:

1. Морозова И. С. Дошкольное детство: становление личности [Текст] /И. С. Морозова //Возрастно – психологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников: сборник научных статей /Под ред. И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. – Кемерово, 2013. – 220 с. – С. 38-47

2. Морозова И. С., Григорьева О. Ф. Программа развития интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации [Текст]: учебно-методическое пособие /И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с различным уровнем проявления одаренности в условиях учреждения ДО.Учебно-методический комплект: в четырех частях – Часть 3. –Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 67 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]/В. С. Мухина. –М., 1997.– 117с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Питер, 2003.

5. Скоролупова, О. А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО / О. А. Скоролупова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. – № 3. – С. 6-20.

6. https://www.mon.gov.ru

Источник