Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности

Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности thumbnail

       Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем  креативные способности детей.

      Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у  ребенка может только школа, а точнее учитель.

Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать. Поэтому одной из главных задач считаю умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

  Чем богаче творческий потенциал  учителя, тем вероятнее, что он  обучит творчеству детей, выявит и  будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении – практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность [1].

       Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

       Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей  ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

       Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность,

          Главная   задача   классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Дети любят фантазировать, придумывать что-то новое, необычное. Способности у учащихся различные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка. Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики – выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас пока нет. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена, я считаю, только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть человеком увлеченным и любящим свой предмет.

 Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов,  Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя  младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно  выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3]. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Читайте также:  Влияние прикладного искусства на развитие ребенка

Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру[2].

При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. С помощью различных игровых приемов я включаю учащихся в этот процесс. Ребята  ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придуманы ими самими. Процесс планирования развивает у обучающихся умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими интегрированными уроками, внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.

Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные  слова.

Праздники,участие и победы в олимпиадах, конкурсах помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.

Источник

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию

внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

(из опыта работы учителей МОАУ СОШ №10 «Центр образования» Хайдаршиной Э.Р, Камаловой С.Я )

.

«Творческую личность может воспитать только творческая личность» – для учителя эта истина является и девизом, и руководством к действию.

Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни – это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри.

Задача учителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может только школа, а точнее учитель.

Творчество — норма детского развития.

Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении – практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

(Светлана) В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях.

Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач.

Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач.

Какие же методы и приёмы необходимо использовать для развития творческой личности?

Мы в своей работе используем следующее:

1. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Развитие воображения – важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. На протяжении младшего школьного возраста воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество.

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем онтогенезе

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идей, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

(Света)2. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Характерной чертой таких игр является то, что для решения игровой задачи требуется смекалка, сообразительность, нестандартность, т.е. творческое мышление.

Наша обязанность – помочь ребёнку стать на путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребёнку встать на этот путь, этому прямо и служат развивающие игры.

Ведущая деятельность младшего школьника – ролевая игра. Именно в ней складываются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное и другие.

Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения деятельности от элементарных до самых сложных. В ней развивается произвольное внимание и память.

3. ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Этому способствует применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа. Эвристические приемы вы видите на слайде:метод вживания,метод эвристических вопросов,метод придумывания. Метод «Если бы….»,мозговой штурм

Именно эвристическое образование, направленное на открытие, способствует рождению творческой индивидуальности учащихся.

(Света)4. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е создать ситуацию успеха. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Сколько радости получают дети от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков, сувениров для родителей, друзей, младших ребят. Умелые руки и фантазия творят чудеса!

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Развитие творческого потенциала личности в нашей школе осуществляется через различные кружки и внеурочную деятельность.

В театральном кружке развиваем словесное творчество (выдумываем сказки,стишки,истории). На кружках «Хобби-клаб» , «Природа и фантазия» развиваем художественное творчество(рисуем. лепим, делаем аппликации ,конструируем).

Во внеурочной деятельности «Юные академики» развиваем интеллектуальное творчество,(решаем занимательные задачи,задачи на смекалку,моделируем).

Хотелось бы чтобы в основе   работы каждого учителя и руководителя кружка с учащимися по развитию творческого потенциала личности лежали слова  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

В завершении выступления, хочется сказать о главном. Интеграция учебного процесса и внеурочной деятельности дает нам большие возможности по развитию творческого потенциала у наших детей. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, причем, в большинстве случаев, с практическим выходом в виде тематических сборников, праздников, проектов, выставок, помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе.

Хочется, чтобы раскрытые и развитые способности влекли ребенка вперед к новым достижениям в своем любимом деле.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Развитие творческого потенциала у младших школьников через организацию учебного процесса и внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов

Ситдикова Светлана Равильевна

В современном мире являются востребованными активные, разносторонне развитые личности, способные к нестандартному мышлению, увлекающиеся общим делом и умеющие не только предложить новую идею, но и осуществить задуманное в определенные сроки. Не менее ценным качеством современного человека является его умение работать в коллективе, сотрудничать и распределять обязанности по способностям, приходить к общему решению и объективно оценивать свои возможности.

Читайте также:  Выготский роль взрослого в развитии ребенка

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено: “Личностные результаты должны отражать: наличие мотивации к творческому к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты…должна отражать: освоение способов решения проблем творческого …характера.”

Поэтому, главной целью моей работы, как педагога, наставника и друга, является вовлечение детей в творческую деятельность с первых дней их жизни в классном коллективе.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем  креативные способности детей.

    Одной из главных задач считаю умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

  У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Развитие творческого потенциала в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.

       Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

         Главная   задача   классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Дети любят фантазировать, придумывать что-то новое, необычное. Способности у учащихся различные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка.

Когда мы начали работать по новым стандартам, нам был дан новый ресурс- внеурочная деятельность, которая позволила нам систематически, шире заниматься развитием детей. Составляя программы, я сделала акцент на развитие в ребенке творческого потенциала. Все программы разработаны на 4 года. Сегодня в начальной школе есть все условия для развития творческого мышления через внеурочную деятельность.

Огромные возможности для развития творческого мышления дают нам занятия внеурочной деятельности “Юный эколог“. Мне нравится, что работа начатая на уроке, имеет продолжение во внеурочной деятельности. Так, например, начав изучать тему про воду, про воздух, мы, конечно же, затронули экологическую проблему. Посмотрели видеоролик о том, какой в Атлантическом океане образовался остров пластикового мусора, на уборку которого, по подсчетам ученых, нужно 120 лет. Эта информация до глубины души тронула некоторых ребят, задались вопросом чем можем мы помочь. На внеурочной деятельности продолжили это обсуждать более углубленно. И вот один из учеников предложил сделать “чистильщика морских глубин”. С этим проектом он выступил на городской конференции ” Дети, техника, творчество ” и защитил свой проект. Он был награжден дипломом 2 степени. Это не первая его награда. В прошлом году он очищал природу от мусора. Проект “Умный дворник” занял 1 место.

Внеурочная деятельность “В мире книг” дает возможность углубленно изучать ту или иную тему, читать дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Так, мы принимали участие в конкурсе “Начало”, в межрегиональном фестивале “Читающий мир”, в конкурсе “Радость слова”. И эту возможность, во многом, нам дала внеурочная деятельность.

В завершении выступления, хочется сказать о главном. Интеграция учебного процесса и внеурочной деятельности дает нам большие возможности по развитию творческого потенциала у наших детей. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, причем, в большинстве случаев, с практическим выходом в виде тематических сборников, праздников, проектов, выставок, помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе.

Хочется, чтобы раскрытые и развитые способности влекли ребенка вперед к новым достижениям в своем любимом деле.

Источник