Развитие творческого потенциала личности ребенка
Что же это такое – творчество? Данное слово включает в себя огромный процесс от зарождения идеи до ее воплощения. Основным критерием, отличающим творчество от любой другой деятельности, является ее уникальный результат. То есть когда на свет появляется материальное или духовное творение, которого ранее не существовало.
Воображением называется способность человека воспринимать подаваемые жизнью или собственным внутренним миром идеи и образы. Однако бывают ситуации, когда человек обладает прекрасным воображением, но не способен реализовать задуманное на практике. Поэтому в процессе творчества не менее важно и такое качество, как креативность. Так называют умение своеобразно и необычно преподнести идею творческого замысла, причем неважно, своего или рожденного воображением другого человека.
Все ли дети обладают творческим потенциалом? И нужно ли его развивать?
Из всех детей, живущих на земле, нет ни одного ребенка, у которого не было бы творческого начала. У всех детей есть способность фантазировать, придумывать, мечтать. Это и составляет основу творческого потенциала любого человека.
Отличие детей друг от друга состоит лишь в том, что у одних данные свыше удивительные способности получают дальнейшее развитие и воплощение, а у других, к сожалению, угасают. Развитие творческого потенциала ребенка не происходит само по себе, оно очень нуждается в помощи взрослых. И самыми первыми помощниками детей являются, конечно же, родители, бабушки и дедушки.
То есть на вопрос «Все ли дети обладают творческим потенциалом?» мы ответили – все. А вот нужно ли его развивать? Решать вам, дорогие мамы и папы. Однако специалисты настоятельно рекомендуют, а в некоторых ситуациях даже требуют развития творческих способностей малыша, особенно если их видно со стороны и они уникальны!
Когда начинать развивать творческий потенциал ребенка?
Творческие задатки чада можно и нужно начинать развивать уже тогда, когда женщина узнала о своей беременности. Дело в том, что на 24-25 неделе беременности малыш уже реагирует на внешние звуки, особенно на музыку. Поэтому специалисты рекомендуют родителям начинать развитие творческого потенциала своего малыша еще с утробы. Как? Напевая песенки, читая стихи, рассказывая сказки, говоря ласковые слова.
Более полное развитие творческого мира детей начинается с раннего дошкольного возраста. В это время деток называют «почемучками», ведь их бесконечные «почему» не заканчиваются ни днем, ни ночью, как и темы, которых они касаются.
Как только ребенок начинает говорить, обнаруживается, что к этому времени у него накопилось такое количество вопросов, что он ежедневно задает их бесконечным потоком. Поэтому родителям, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам следует заблаговременно подготовиться к этому периоду, который потребует смекалки, интуиции, знаний, юмора и терпения, а не просто ответа «потому».
Это период накопления информации, которую ребенок сразу же или спустя какое-то время начинает выдавать в самых разных вариантах и ситуациях. Дети в этот период очень интересные и любознательные. Они демонстрируют взрослым наличие у них образного мышления. Наблюдая за окружающей их действительностью, они начинают фантазировать. Часто детвора дает новые названия привычным для нас объектам или явлениям природы. Малыши даже заставляют взрослых по-новому посмотреть на обычные вещи. Такое состояние внутреннего мира ребенка необходимо использовать, если родители хотят, чтобы внутренний потенциал, заложенный природой, впоследствии реализовался самым полным и лучшим образом.
Кто такие компрачикосы
Те, кто читал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», смогут сразу же ответить на этот вопрос. Именно эти люди в средние века поставляли шутов во дворцы вельмож. Но делали они это очень варварским методом, выкрадывая маленьких детей у бедных слоев населения и помещая их в специальные формы, в которых они вырастали. Но форма не позволяла расти телу естественно, и оно искривлялось, принимая уродские очертания. По истечении определенного времени, когда заканчивалось формирование скелета, форму снимали, а уродливого человечка учили служить при дворе шутом.
К чему этот пример, спросите вы? Только для сравнения. Дело в том, что зачастую родители впадают в крайности, которые впоследствии могут очень печально отразиться не только на жизни их чада, но и на собственной. Подобно компрачикосам, они не стремятся дать развитие тем способностям, которые заложены в ребенке природой, а стремятся реализовать творческий потенциал, заложенный в них самих, но который они не реализовали на протяжении жизни из-за страхов, неуверенности или нехватки времени. Например, мама или папа бросили в детстве художественную (музыкальную) школу, а потом жалели об этом. Причем жалели, когда выросли. При помощи собственного ребенка они желают исправить эту ошибку. А сопротивление дочери или сына родительскому произволу воспринимают как лень или непонимание, что будет лучше для чада. При этом у последнего в данном направлении вообще может не быть задатков. Но кто же на это обращает внимание, когда так хочется исправить или завершить то, что не сделали сами?
В этот момент родители походят на духовных компрачикосов. Если их усилия, направленные на развитие творческого потенциала любимого чада, встречают яростное сопротивление, они помещают его в клетку строгих правил, запретов и требований. А ведь если сами они бросили ту злосчастную школу, то им позволили это сделать. То есть для родителей душевное состояние и желания ребенка были важнее. Так почему же выросшие мальчики и девочки лишают этого уже своих детей?
Не навязать, а увидеть и развить!
Видели ли вы в своей жизни людей, которые работают на своем месте годами, но не получают удовлетворения от работы? А может быть, вы сами являетесь таким человеком? Если да, то вспомните, почему в вашей жизни сложилась подобная ситуация, откуда она взяла начало. Не из детства ли? Ведь большинство взрослых проблем родом именно оттуда.
Так и ваш ребенок может не показывать, что ему что-то не нравится или, наоборот, что у него есть задатки к тому или иному направлению. Но это не значит, что их нет. То есть вы можете не видеть у крохи ни малейшего намека на музыкальный дар, зато вам следует обратить внимание на тот факт, что он не выпускает из рук мяч, что ему всего три года, но он уже свободно попадает в баскетбольное кольцо. И что в итоге делает большинство родителей? Все равно отдают ребенка в музыкальную школу, и вместо мяча в руках у ребенка появляется скрипка или гитара, которую впоследствии он начинает ненавидеть, а в будущем это чувство может быть спроецировано и на самих родителей.
Совсем недавно ученые провели интересные исследования и обнаружили среди парикмахеров, математиков, инженеров и медиков людей с великолепными творческими данными певцов, музыкантов, художников. И наоборот – среди людей творческих профессий они нашли прекрасных бухгалтеров, спортсменов, сантехников и строителей.
Вот и получается, что не навязать свои мерки, а увидеть и развить у детей присущие только им индивидуальные особенности – главная задача родителей. И только потом речь идет о педагогах. Ведь то, насколько правильно была сформирована маленькая личность, в каком направлении велось ее развитие, как использовался ее творческий потенциал и его дальнейшая реализация – все зависит от мам и пап!
Каким образом развивать творческий потенциал детей?
Как только ребенок начинает ходить и говорить (даже не очень связно), его любимыми словами становятся слова «я сам». Задумайтесь – почему? Все просто. Ребенок видит себя и видит взрослых людей, детей, животных, природу, окружающий мир. В этом большом мире он ищет свое место, исследуя свои возможности и их предел. Поэтому все творческие задания, которые предлагаются малышу, он будет выполнять с большим интересом. А если у него не будет получаться, он будет сердиться, плакать или просить о помощи. На этом этапе важно не дать закрепиться в малыше разочарованию в самом себе и своих силах в результате не получившегося задания. Даже неудачи необходимо преподносить ребенку так, чтобы вселить в него надежду на непременное осуществление его лучших стремлений. Он должен понимать, что для того, чтобы делать все хорошо, необходимо трудиться. Постепенно приучая ребенка к труду над своими дарованиями, сглаживая и утешая его разочарования, родители достигнут большего результата, чем те, которые позволяют детям при первой неудаче отказываться от новых попыток покорить желаемую вершину.
Одной маленькой двухлетней девочке очень хотелось резать бумагу ножницами. Знакомые тети и дяди, приходившие в гости к родителям, видя ее усердную работу, часто восклицали: «Будет закройщиком!» или «Будет парикмахером!», а оказалось все гораздо проще. Девочка пошла в пять лет в школу и к тому времени она легко научилась писать, ведь правая рука, которой она постоянно резала бумагу, окрепла. В результате малышка выросла и стала специалистом по страхованию. При этом ей никогда не приходило в голову стать швеей или закройщицей. А к парикмахерскому искусству она хоть и склонялась в детстве, в пять лет пытаясь стричь своего брата, но продолжения в ее жизни эта специальность так и не нашла.
Эта история является важной иллюстрацией еще одной родительской ошибки. Существует такая традиция, когда годовалого ребенка сажают перед определенным набором предметов, и какой из них он вытянет, значит, такой работой будет заниматься в будущем. Не жестоко ли это, дорогие родители, позволять годовалому малышу наугад выбирать свою судьбу? Вы скажете, что это шутка и она не имеет никакого значения. Для ребенка это так и есть на самом деле, но не для родителей. В их подсознании, если они верят в этот обряд, откладывается направленность действий. Таким образом желание ребенка взять в руки ножницы может расцениваться именно как веление свыше в будущем стать ему парикмахером или закройщиком. На самом деле мудрые родители будут с осторожностью исследовать способности сына или дочери, наблюдать за развитием творческого потенциала, искать наиболее подходящие направления и помогать в нелегком труде совершенствования имеющихся способностей.
Какие виды деятельности подходят для раннего развития творческого потенциала дошкольника?
Первыми в списке видов деятельности, которыми чаще всего занимаются дошкольники, стоят конструктивная и изобразительная деятельность. Наверное, вы замечали, как дети любят рисовать? Они рисуют на бумаге, на стене, на асфальте, на окне; ручкой, карандашами, пальцами, мелом, красками и самыми немыслимыми вещами на немыслимых поверхностях. А строить домики, складывать пазлы, нанизывать пирамидки и т.д. – это разве не любимое занятие дошкольников? В идеале родители должны заниматься всеми этими шалостями вместе с детьми, ведь они любят так проводить время, а родители любят своих детей. Значит, это для них ничего не должно стоить?
Если же при этом мама или папа будут рассказывать что-то интересное и познавательное, то воображение ребенка будет развиваться еще более активно, а вместе с ним будет происходить укрепление и рост творческого потенциала, основными компонентами которого являются быстрота, гибкость, оригинальность, законченность. Все эти качества созидаются и умножаются, когда родители правильно направляют любую деятельность своего ребенка и придают ей положительный смысл. Только в таком случае малыш начнет ощущать значимость того, что он делает, чувствовать свою необходимость самым близким людям.
«Разве ты не хочешь быть как…». Это одна из самых главных ошибок родителей. Нельзя применять к ребенку чужие шаблоны и примеры. «Кушай кашу, разве ты не хочешь быть сильным, как богатырь Илья?». «Если будешь плохо себя вести, то станешь таким же пьяницей, как…», далее следует пример какого-либо соседа или знакомого. «Посмотри на этот цветок и сделай такой же». Где же в этих словах и примерах уместить творческое развитие? Если я буду как кто-то другой, или сделаю что-то в точности такое, как уже существует, то я буду не я, а соседский мальчик или девочка.
Конструкторы, наборы для творчества, раскраски и другие игрушки, в которых есть образцы, не развивают в детях творческие задатки, но могут способствовать выработке усидчивости, внимательности, старательности, аккуратности. А чтобы к этим приятным качествам добавилось еще и развитие воображения, которое есть основой всякого творчества, нужно во время занятий ребенка с этими игрушками побуждать его думать, представлять, фантазировать.
Порядок в доме важнее; давай я тебе помогу; я так устал, поиграй сам!
Это три самых успешных оружия, направленных против развития творческой личности. Первое — педантичность, которая своим желанием делать правильно и поддерживать порядок в доме губит на корню проявление любого творческого начала. Это когда ничего нельзя, потому что сдвинется с места ковер, запачкаются обои, разольется вода на пол и т.д.
Следующее оружие – отсутствие терпения. Ах, как хочется помочь, когда эти еще неумелые ручки чертят кривую линию, где должна быть прямая; когда эти пытливые глазки внимательно ищут нужный пазл, смотрят на него и все равно не замечают и т.п. Помочь можно, но не делать вместо ребенка. Помните, что ребенок должен сделать работу самостоятельно хотя бы для того, чтобы испытать радость от результата и собственной значимости. Ведь он сам умеет! Без посторонней помощи! Как взрослый! И пусть по вашей подсказке, но сам…
Третье оружие, или преступление против творческой личности, живущей внутри каждого ребенка, – это обыкновенная лень, включающая усталость и сопровождающая ее нежеланием даже вникать в то, что делает кроха. Не стоит думать, что ребенок не заметит отсутствие интереса к его занятиям. Он все видит и чувствует. И даже если не просит помочь или поиграть с ним, то только потому, что боится отказа. Он его ранит. Ведь на самом деле он больше всего на свете хочет, чтобы с ним поиграли или ему помогли. Это так мало, но и так много из того, что мама и папа могут сделать для своего малыша!
Лекарство против данных состояний для родителей есть – это мысль о том, что все и всегда возвращается. Не уделяя ребенку внимания сегодня, позже родители будут пожинать плоды, которые сегодня могут не нравиться в чужих детях – порожденные отсутствием родительского внимания ко всему, с чем обращался к ним ребенок. В итоге малыш станет равнодушным, безучастным, ничем не интересующимся и ни в ком не нуждающимся человеком. В том числе и в вас, дорогие родители. Занять такого мальчика или девочку чем-то полезным будет просто нереально. Но самым страшным испытанием может стать школа и учебный процесс. Не доводите свою кровинку до таких плачевных последствий!
Итог
Размышлять над развитием творческой личности, способах и методах ее формирования можно много и долго. Но все-таки самым важным остается одно – дать ребенку почувствовать, что он является творцом, обладающим уникальными способностями и возможностями. Также родителям следует помочь ребенку увидеть и осознать свой потенциал, поддерживая его в любом возрасте, при любых начинаниях. Откройте малышу непознанные страницы его жизни и идите по ним вместе, помогая и поддерживая, направляя и исправляя, но не делая ничего вместо него. Это самое важное для развития творческого потенциала.
Источник
Способность к творчеству не возникает сама по себе, она образуется в процессе родительского воспитания с самых ранних лет. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста возможно лишь в том случае, если сами родители обладают изобретательностью, оригинальным подходом в обучении и воспитании. Другим важным условием выступает выражение любви к чаду, одобрение детской инициативности, учет индивидуальных характеристик. Условия развития творческого потенциала детей также своеобразны для конкретного ребенка. Дошкольный возраст – пластичное время, «выгодное» условие для того, чтобы развить креативность. Проанализируем вопрос о том, как раскрыть потенциал ребенка в самом раннем периоде жизни.
Потенциал ребенка
Не существует единой инструкции о том, как раскрыть изобретательность и креативность у детей. Каждый ребенок — неповторимая личность, а не механизм или пластилин, из которого можно «слепить» желаемый результат. Творческий потенциал детей дошкольного возраста повышает шанс креативности и неординарного подхода к проблемам во взрослой жизни.
Развитие творческого потенциала личности ребенка опирается на эмоциональное самовыражение. В психологической науке это называется «преобразование когнитивной сферы в аффективную». Развитие креативности означает выражение человеком собственной неповторимой индивидуальности. Личность неповторима в том, как она воспринимает себя и окружающий мир. Это восприятие дается в чувственном переживании. Одинаковая ситуация у разных людей вызывает разные эмоции. Вначале у человека возникает чувство, а затем действие. Дошкольный возраст выделяется тем, что ребенок на все жизненные ситуации реагирует особо ярко и эмоционально. Теперь игры стали доступными для пользователей в любое время суток и в любой локации благодаря развитию современных технологий и появлению игровых автоматов в режиме онлайн. Superomatic В Казино-холдем играют одной стандартной колодой из 52 карт (без джокеров). Одной колодой карт можно сыграть только одну игру и карты перемешиваются после каждого раунда игры.
Чтобы раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста, рекомендуется называть вслух те чувства, которые малыш, вероятней всего, переживает в данную минуту. Такой прием поможет раскрыть чувства, способствует осознанию дошкольником своего эмоционального отношения. Родителю следует называть диапазон вероятных эмоциональных реакций и предложить малышу выбрать те, которые точнее отображают его состояние.
Условия развития творческого потенциала детей
Перед тем, как развить творческий потенциал ребенка, рекомендуется соблюдать организационные условия:
- Физическая активность стимулирует творческий потенциал. Легкие упражнения следует начинать с первых недель жизни малыша. Физические нагрузки развивают не только наше тело, но и психику.
- Творческий ребенок окружен тем, что побуждает его действовать нестандартно. Игрушки должны слегка обгонять развитие малыша, чтобы раскрыть его способности в перспективе.
- Ребенок должен самостоятельно принимать решения. Например, если игрушка упала под стол, не стоит помогать малышу доставать ее — пускай он сам постарается управиться с этой проблемой.
- Помощь родителей должна носить ненавязчивый характер подсказки, если они желают раскрыть творческий подход у малыша. Важно соблюдать границу между самостоятельностью детей и вседозволенностью.
Центральное положение — уютная психологическая обстановка в семье. Ребенок способен к адекватному развитию тогда, когда любим и наблюдает хорошие взаимоотношения между родителями. Не учитывая данные условия, невозможно раскрыть способности детей в полной мере.
Источник