Развитие творческого мышления ребенка презентация
Слайд 1
Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр Подготовила учитель начальных классов Горбунова Ольга Михайловна Мастер – класс
Слайд 2
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
Слайд 3
(творческое мышление) – это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычайно умные идеи и доводить их до совершенного вида креативность
Слайд 4
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности . Креативные способности учащихся
Слайд 5
Пластично , так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно. Подвижно , т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения. Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения. Отличительные черты творческого мышления
Слайд 6
Богатство мысли; Гибкость мысли; Оригинальность; Любознательность; Фантастичность; Умение видеть проблему Беглость; Характеристика креативности
Слайд 7
Природные задатки и индивидуальные особенности; Влияние социальной среды; Зависимость креативности от характера и структуры деятельности; Факторы, определяющие проявление творческое мышления
Слайд 8
1.Отсутствие заданного образца; 2.Эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процессе совместной деятельности; 3.Развитие межличностных отношений в классе; Принципы организации творческих уроков
Слайд 9
Замечать любые творческие проявления учеников; Создавать условия для развития творческих способностей; Учитель должен :
Слайд 10
Иллюстрация к прочитанному произведению; Участие в коллективном сочинительстве небольших сказок, историй, стихотворений; Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх; Чтение текста по ролям, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев; Появление интереса к словесному творчеству, желания работать с детской книгой. задания в Творческие 1 классе
Слайд 11
План-схема, раздели и запиши или нарисуй; Участи е в сочинительстве загадок, потешек , небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений; «Дописывание», « досказывание », сочинительство четверостиший; Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения. творческих заданий во 2 и 3 классах : Виды
Слайд 12
Умение составлять модельный, картинный, эскизно-модельный план, схемы «экологических отношений», сравнительные таблицы; Умение писать небольшие сочинения, изложения по текстам литературных произведений, сочинение сказок, загадок, потешек ; Умение писать отзывы, аннотации по книге, сопоставлять каталожную карточку; Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх; Сочинение собственных произведений, создание книжек-малышек с авторскими работами, умение работать с книгой и справочниками. классе 4 в заданий творческих Виды
Слайд 13
– самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках. Игра
Слайд 14
1.Реальность ситуации 2. Вовлеченность участников. Дух соревнования 3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон. 4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения Плюсами игровой формы являются
Слайд 15
Развивать ассоциативное мышление Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко для детей младшего школьного возраста.. Побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их. Пути решения
Слайд 16
Цель: – приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений; -развивать связную речь, воображение. Развитие ассоциативного мышления
Слайд 17
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « компьютерная мышь » и « солнце ». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце.
Слайд 18
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « огонь » и « заяц ». ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.
Слайд 19
Игры «Ассоциации» Ассоциации по смежности. Глаз Работа в группах Глаза – очки, ресницы, брови.
Слайд 20
Утро: восход солнца, роса, подъём . Болезнь: высокая температура, кашель, лекарство.
Слайд 21
Что бывает круглым? Мяч, шар, колесо, вишня, луна, солнце, яблоко… Что бывает глубоким? Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей… Вызывающие такие же эмоции: радость . Праздник, каникулы, подарки, пятёрка…
Слайд 22
Выбрать объект На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения) Что такое же? Что делает? Кто делает так же? Чем отличается? Вставить слова «Как», « но не», «а не» Прочитать загадку Алгоритм составления загадок
Слайд 23
репейник Как Но не Колючий,как ёж, Лохматый, как собака, Приставучий, но не смола. еж собака смола колючий лохматый приставучий
Слайд 24
НО НЕ тает Светит капает лампа снег дождь Светит, но не лампа, Тает, но не снег, Капает, но не дождь. свеча
Слайд 25
арбуз Как Но не Круглый, как мяч, Сочный, как апельсин, Зелёный, но не трава. мяч апельсин трава круглый сочный зелёный
Слайд 26
НО НЕ бежит течёт стоит на месте вода человек столб Течёт, но не вода, Бежит, но не человек, Стоит на месте, но не столб. время
Слайд 27
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Слайд 28
1. Выбрать объект 2.Что делает? 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие) 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие) 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора 1. холодильник 2.морозит 3.айсберг 4.в доме 5.холодильник- домашний айсберг Метафора
Слайд 29
Люстра 1. Освещает 2. Солнце 3. В доме 4. Люстра – домашнее солнце. Вентилятор 1. Освежае , дует 2. Ветер 3. В доме 4. Вентилятор – домашний ветер.
Слайд 30
Дождь Льёт 2. Слёзы. 3. Небо. Дождь – небесные слёзы. Будильник 1. Будит. 2. Петух. 3. На столе. 4. Будильник – настольный петух.
Слайд 31
Цель: -Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь; -Развивать связную речь, воображение. Понятие « Противоречие »
Слайд 32
Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» – это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.
Слайд 33
Н апример : Один говорит: «драться плохо – сделаешь больно», другой возражает; «дерись – ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать . Как, например « Как перенести воду в решете?»
Слайд 35
Задания креативного типа на уроках математики. 1 ) придумать обозначение числа, понятия; 2) дать определение изучаемому объекту, явлению; 3) сочинить задачу по схеме, математическую сказку; 4) сформулировать математическую закономерность; 5) составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач; 6) изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад; 7) при работе в группах или парах по предложенным уравнениям, системам уравнений составить текст задачи и предложить их решить другим группам или парам; 8) создать презентацию, по определённой теме, изученной или изучаемой.
Слайд 37
Игра « Учитель-ученик ». Учащиеся заранее готовят друг для друга примеры для отработки приемов устного счета, задания и вопросы теоретического характера при отработке названий компонентов математических действий, их взаимосвязей. «Лови ошибку! » Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.
Слайд 38
Заключение Используя развивающие игры, можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления. Элементы этих приемов можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка , математики, окружающего мира. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.
Слайд 39
«Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца». В.А. Сухомлинский.
Слайд 40
Спасибо за внимание! Успехов в работе! С вами общалась Горбунова Ольга Михайловна
Слайд 41
– Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. – Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. – М., 1998. – 150 с.
Слайд 42
– Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. – М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. – 640 с. – Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. – М.: Изд. дoм “Вoстoк”, 2001. – 81 с.
Слайд 43
Использованы материалы сайтов: www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm www.sad4.trg.ru/p38aa1.html https://www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm http : //www.trizway.com/art/primary/196.html www.trizminsk.org/e/23105.htm www.trisland.ru http : summerscamp.ru/index.php5/ www.altshuller.ru http : //www.trizland.ru/trizba.php ? id=1 https://www.natm.ru/triz
Источник
Слайд 1
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Филина Е.А .
Слайд 3
Как же развивать творческие способности?
Слайд 4
Условия развития творческих способностей.
Слайд 5
Раннее физическое развитие. Физические занятия, начатые с первых месяцев ребенка, – это первый шаг в закладывании основ творческих способностей сначала дошкольника, а потом и взрослого человека.
Слайд 6
Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. К примеру, уже в один год карапузу можно подарить кубики с цифрами или буквами и называть их во время игр.
Слайд 7
Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причем они не всегда могут воспользоваться опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления.
Слайд 8
Предоставление большей свободы в выборе деятельности. Пусть малыш сам выбирает, чем он хочет заниматься и что ему более интересно на этот момент ( Монтессори – подход). Если его действительно увлекает определенная деятельность, то эмоциональный подъем будет залогом того, что интеллектуальное напряжение не станет причиной переутомления, а пойдет крохе на пользу.
Слайд 9
Помощь взрослых – ненавязчивая и разумная. Свобода, данная крохе, ни в коем случае не должна трансформироваться во вседозволенность. Кроме этого, не стоит подсказывать малышу там, где он наверняка додумается самостоятельно. Подсказка – это «медвежья услуга» со стороны старших.
Слайд 10
Комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумкам своего чада, пусть они кажутся нелепыми и странными.
Слайд 11
Методы развития творческих способностей детей.
Слайд 12
Окружающий мир. На прогулке, транспорте, дома – в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Обогащайте жизненный опыт малыша: не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии. В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев.
Слайд 13
Развивающие игрушки и игры Желательно следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек. В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики. А перед тем как дать в руки малыша очередную игрушку – ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользы ему. Собирание детских конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные ребенку конструкторы, тем лучше.
Слайд 14
Рисование Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Родителям нужно переломить себя не бояться грязи. Не стоит слишком активно вмешиваться в процесс и лишить ребенка инициативы, так как у него пропадает интерес к рисованию. Необходимо выяснить, о чем рисунок, проявить заинтересованное внимание к рисунку, не давать негативной оценки. Цель художественных занятий не должна состоять в максимально ускоренном обучении их рисованию – в этом случае отношение к миру у ребенка останется неразвитым. Задача педагога, занимающегося рисованием – через процесс обучения рисованию сформировать ценностное отношение ребенка к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности и другого человека.
Слайд 15
Лепка Лепка очень полезна для ребенка, она развивает мелкую моторику, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное.
Слайд 16
Чтение Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.
Слайд 17
Музыка Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.
Слайд 18
Аппликация Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций
Слайд 19
Сочинительство Приветствуйте его во всех проявлениях: будь то рассказ, сказка или стихотворение.
Слайд 20
Творческие моменты в повседневную жизнь Привлекайте ребёнка к разным домашним делам. Лепите пирожки – дайте ребёнку кусочек теста: пусть создаст своё изделие. Как интересно будет вылепить фигурку и потом (с помощью мамы!) испечь её! Уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за цветами – дети с удовольствием займутся бытовыми делами вместе с взрослыми. В процессе они будут заниматься новыми увлекательными занятиями, часто играя, а значит, развивая творческий подход к делу! Всё делайте вместе! Дети обожают заниматься чем-то интересным вместе с папой и мамой! Малыш в костюме повара на кухне
Слайд 22
«Подводный камень» – раннее развитие и творчество «Ребенок – это не сосуд, а факел, который надо зажечь». Хочется в заключение сказать о том, как важно не переборщить с творчеством и ранним развитием . У ребенка должно оставаться время на свободную игру – в этой игре у нас как раз развивается творческие способности – старшие дети руководят процессом, младшие с интересом следят за сюжетом. Пусть малыш играет как можно больше. В дошкольном возрасте надо, прежде всего, заботиться об эмоциональном благополучии малышей – остальное второстепенно. И нужно дать детям наиграться вовремя, а считать и читать они научатся в свое время в ролевой игре в школу, обучая кукол, как это делали предыдущие поколения. В общем – программа-минимум – это естественное общение, теплая эмоциональная атмосфера в семье и свободная игра .
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста. Педагог-психолог Михайленко С.И.
Слайд 2
Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, мы вкладываем в его будущее. В последнее время многие взрослые проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственно: склонность к творчеству и фантазированию ; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни ; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Способность к творчеству – креативность – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей .
Слайд 4
Американский психолог Э.П. Торренс, автор ме- тодики диагностики креативности, пришел к тому, что в творческой деятельности успешны, как правило, не дети с высокой успеваемостью и не те, кто имеет высокий коэффициент интеллекта (IQ).
Слайд 5
Тест Э.П. Торренса: оцениваем творческое мышление школьников Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью данного теста. Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей.
Слайд 8
К ритерии креативности по методике Торренса. Беглость . Показатель отражает. На сколько бысьро испытуемые выполняют задания. Гибкость . Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Оригинальность . Способность продуцировать необычные, нестандартные идеи). Разработанность . Способность детально разрабатывать возникшие идеи).
Слайд 9
На этапе исследования изучался уровень развития творческих способностей по методике теста творческого мышления фигурная форма П. Торренса, которая диагностирует невербальный уровень развития креативности и представляет собой графический вариант теста . Результаты проведённого психодиагностического исследования творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Слайд 10
И так, данная методика выявила средний уровень развития оригинальности – дети способны выдвигать идей, отличающиеся от очевидных, банальных и твердо установленных. Однако, можно говорить о преобладании в ответах учащихся стандартных способов решения проблем. По показателю гибкости , у исследуемых детей диагностирован наиболее низкий результат. Дети рисуют одинаковые, похожие рисунки, мало отличающиеся по теме, что говорит о стереотипности мышления. Ребята редко используют разнообразные стратегии решения проблемных ситуаций. Низки значения и по шкале беглости . Ш кольники долго обдумывают варианты и не спешат создавать новые рисунки . Разработанность идей . П оказали среднюю разработанность по невербальному фигурному тесту. Таким образом, можно сказать, что по результатам проведенных тестов творческих способностей – у испытуемых выявляются в основном средний уровень творческих способностей, несколько человек имеют низкий уровень. Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей – низкая, лишь несколько человек показали высокие баллы по данной методике.
Слайд 11
Величина показателей творческих способностей.
Слайд 12
1. Создайте ребенку уютную и безопасную психологическую базу для его творческих поисков. 2. Поддерживайте склонность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительных оценок его творческих идей . 3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любознательность, вопросы и идеи ребенка. Пытайтесь отвечать на все вопросы, даже, если они кажутся дикими и абсурдными. 4. Помогайте ребенку учиться строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи вместе с другими идеями и их носителями. 5 . Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые попытки – какими бы неудачными они не были. 6 .Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совсем нежелательном
Источник