Развитие творческих способностей у ребенка через интеллектуальные игры
Венера Маликова
Семинар-практикум «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребенка»
Конспект семинара-практикума для
воспитателей
Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребенка.»
Цель: расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр:
-выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр; -классифицировать интеллектуальные игры и обозначить проблему подбора
и составления вопросов для викторины; -создать благоприятные условия для проведения викторины
Форма проведения: в форме викторины «Морские знатоки»
План семинара
1) Актуальность темы.
2) Разминка
3) Что такое интеллектуальная игра (классификация).
4) Интеллектуальные игры в детском саде.
5) Викторина “Морские знатоки”
6) Решение семинара.
Ход семинара
-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на семинар практикум по теме: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребенка».
Одним из средств развития творческих способностей у ребенка являются интеллектуальные игры.
Что такое интеллектуальная игра?
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, ребенка, т. е. его ума. Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и другие деятельности, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.
Цели проведения интеллектуальных игр многообразйы: образовательные, развивающие, воспитательные. Во-первых, это закрепление и обогащение знаний детей по той или иной теме. Во- вторых, активизация словаря. В-третьих, развитие логического мьйпления, памяти, внимания, воображения, фантазии. В-четвертых, воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе.
Контроль и учет знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
А теперь рассмотрим основные типы интеллектуальных игр.
Все интеллектуальные игры делятся на два блока – викторины и стратегии.
Викторины – эта форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины – здесь участники отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очки, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору – «О, счастливчик!», «Что, где, когда?».
Сюжетные викторины – более интересные. Например, придумывают игровой сюжет (инопланетяне, Красная шапочка). Дети становятся Красной шапочкой, Волком. Включается воображение, применяются элементы театрализации.
Игра приобретает эмоциональный характер. Примерами могут быть такие телевизионные передачи, как «Почемучка», «Колесо истории».
Стратегии – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии – путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической – через действия приобретения и продажи (менеджер, продавец).
•с.
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданий игроку ролью. (Игра «Яхта»).
Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с развитием игры.
Импровизационная стратегия – намечает общие положения и дает первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторина без них не существует. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор деятельности для воспитателя.
Рассмотрим характеристику вопросов для интеллектуальных игр.
Вопросы делятся на продуктивные, условно допустимые, недопустимые.
Продуктивные вопросы.К ним относятся:
– Вопросы на сообразительность, которые позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок проявил в полной мере мыслительные способности.
– «Ответ в вопросе» – где ответ содержится в самом вопросе.
– «Вопросы на логическое и ассоциативное мышление» – эти вопросы очень интересны игрокам, потому, что создают необходимость выстраивать цепочку рассуждений. Эти вопросы задачи.
Условно допустимые – вопросы лекции, вопросы перечисления.
Недопустимые – вопросы розыгрыши, неэтичные вопросы.
Поэтому необходимо развивать творчество, воображение и креативность. Что же означает понятие творчество.
Творчество – форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию чего-то нового.
Насколько успешно решится проблемная ситуация зависит от способности нестандартного и быстрого использования имеющейся информации – эту способность психологи назвали креативностью.
Воображение – создание новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее знания, потому что знания ограничены, а воображение же охватывает все на свете. Педагоги должны уделять внимание на развитие воображения.
Поэтому, перед взрослыми направляющим интеллектуальное развитиедошкольников стоят следующие задачи: создание условий для накопления детьми представлений об окружающем мире, развитие умственных способностей, любознательности, творчества, познавательного интереса с учетом возрастных возможностей.
И, главное, не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения, сделать процесс познания интересным, а итог результативным!
Интеллектуальные игры в детском саду
В нашем детском саду большое внимание уделяется интеллектуальным играм. В каждом возрасте есть свои особенности и им соответствуют творческие игры. Из всего разнообразия интеллектуальных игрв дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические, словесные, ролевые и развивающие игры.
В 1 младшей группе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики. Игры,в которые играют дети первой младшей группы: «Рыбак», «Закрой окошки», «Цветы». Также дети собирают пирамидки, разрезные картинки, мозаики. Играют в шнуровки, застежки.
Дети младшего возраста осваивают простейшие связи и зависимость между объектами. Так, они раскладывают (группируют) предметы по признакам цвета, затем эти же предметы по форме, по форме и размеру одновременно и т. д. восприятию и оценке при этом подлежат изменения в количестве получаемых групп, количество предметов в играх. Обобщение и сравнение осуществляется в ходе решения простейших логических задач. Игры «найди такой же», «Отдели столько же», «Найди одинаковые», «Чем отличается», «Найти пропущенный предмет», «Сложи узор», «Что изменилось».
Дети среднейгруппы познают свойства объектов: цвет, форму, размер, расположенность в пространстве, знаки и символы их обозначающие, группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам. Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам, находить сходства и отличия. Они выявляют зависимость между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Освоение этого довольно сложного, но способствующего развитию мышления содержания осуществляется при решении наглядно представленных логических задач и словесных. Используются игры: «Сложи узор», «Разноцветные игрушки», «Волшебные фигуры», «Найди лишнее».
В старшем дошкольном возрасте (старшие и подготовительные группы) основное внимание уделяется развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. Интеллектуальные игры способствуют развитию у детей внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости, ориентироваться в пространстве. В этом возрасте широко используются математические игры «Танграмм», «Шашки», «Шахматы», игры путешествия.
Разминка для воспитателей. Игра «Школа разведчиков»
Цель – быть внимательным, обладать хорошими знаниями. Воспитатель читает стихи, а участники семинара находят в них ошибки, если есть. За правильный ответ воспитатель получает фишку (очко).
– Нацепив на ноги ласты, Под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты).
Хорошо в футбол играем, Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи).
У сосны иголки Короче, чем у елки. (Иголки у сосны длиннее).
Из гречневой крупы Кирилл
Кашу манную варил.
(Не из гречневой, а из манной)
– Воют волками метели В зимнем месяце апреле. (Апрель-не зимний месяц).
Д ля того, кто нездоров, Вызываем докторов
Рыбкам маленький сачок Сплел умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам).
А теперь мы проведем интеллектуальную игру-викторину с молодыми специалистами. Тема викторины «Морские знатоки».
Приглашаются команды для приветствия.
Iкоманда: Мы веселые дельфины,
Мы желаем вам побед. Будем с вами мы играть И смекалку проявлять.
IIкоманда: Мы крутые осьминожки
Тоже шлем вам наш привет. Знаем, знаем не бывает Очень простейших побед.
Игру будет оценивать жюри.
Правила игры таковы. Мы будем задавать вопросы, вы посоветовавшись с командой будете отвечать. Чья команда быстрее и правильно ответит, получает фишку.
Ведущий: Уважаемые знатоки! К нам пришло письмо от сказочного персонажа. А от кого именно, вы догадайтесь сами, послушав его песенку. (Включает музыку).Знатоки: От Водяного.
Ведущий: Правильно, это письмо от Водяного. Он пишет, что совсем заскучал на дне морском, хочет с вами поиграть и приготовил для вас интересные вопросы. Итак, начинаем игру. Слушайте I вопрос.
1. Как называется раздел зоологии, изучающий рыб?
Ответ: Ихтиология.
2. Для чего большинство рыб имеет обтекаемое тело?
Ответ: Обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться в воде.
3. У какой рыбы глаза на одной стороне и плоское тело?
Ответ: Камбала.
4. В каком положении рыба камбала плывет быстрее?
Ответ: Когда рыба поворачивается на ребро.
5. Может Зш рыба моргать?
Ответ: Нет, у нее нет век.
6. На какой картинке допущена ошибка и какая?
Ответ: На второй картинке чешуя нарисована в обратном направлении. “- 7. Почему чешуя не может быть так расположена?
Предлагаем провести опыт. Потянуть в воде за нитку две шишки – у одной чешуйки направлены назад, а у другой – вперед. Какую шишку легче тянуть?
Ответ: У которой чешуйки распущены назад. Точно так же расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.
8. Как узнать сколько рыбе лет?
Ответ: На чешуйках есть кольца. За 1 год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годовыми.
9. Вспомните название самой крупной рыбы из сказки К. И. Чуковского о Бармалее?
Ответ: Акула.
Ведущий: Акула самая крупная рыба. Эта рыба достигает длины 15м. Как пятиэтажный дом. Весит она 14 тонн, столько же весят 200 мужчин. Акулы необыкновенно прожорливы. Живое и неживое – все съедает акула. (Показывает картинку «Акула»).
10. Назовите хищных рыб?
Ведущий: Молодцы!
Жюри подводит итоги.
Источник
Педсовет
Интеллектуальные игры как средство развития
творческих способностей у ребёнка
Цель:
Расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр:
– выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр;
– классифицировать интеллектуальные игры и обозначить проблему подбора и составления вопросов для викторины;
– создать благоприятные условия для проведения викторины.Форма проведения: в форме «Что? Где? Когда?»
План педсовета
Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.
Выступление педагога-психолога с докладом «Ребёнок как объект педагогики».
«Разминка» для участников педсовета.
Выступление с докладом зам. зав. по ВМР «Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки»
Анализ тематической проверки ««Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника».
(Творческая группа).
Викторина «Что? Где? Когда?»
Решение педсовета.Ход педсовета
1. Выступление педагога-психолога: «Ребёнок как объект педагогики».
Объектом дошкольной педагогики является ребёнок в период от рождения до поступления в школу. Этот продолжительный отрезок жизни ребёнка разделён на два больших периода – ранний возраст и дошкольный возраст.
Важно помнить об одной отличительной особенности развития ребёнка в раннем возрасте – тесной взаимосвязи и взаимовлиянии физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление речи.
Ребёнок познаёт мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Как известно, сенсорное воспитание лежит в основе умственного воспитания, поскольку через сенсорику человек узнаёт о свойствах, качествах окружающего мира. Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры.
В раннем возрасте ребёнок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослым становится всё более социальным, у ребёнка появляются потребности в овладении человеческими способами познания и действия. Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: темы физического и психического развития; приобретение ребёнком первоначального социального опыта, привычек, поведения; потребность в индивидуальном контакте со взрослыми.
Ранний возраст – важный этап в становлении личности человека. Понимание этого тезиса означает: ребёнок – объект педагогической науки; разрабатывается такая стратегия воспитательного воздействия, которая сможет активизировать все концептуальные возможности данного возраста.
Следующий этап – дошкольный период. Ребёнок стал более ловким. Физически ребёнок стал крепче. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте, но оно по-прежнему связано с умственным. Живость ума, сообразительность, хорошая память позволяет школьнику накапливать массу информации. Если давать знания о простейших связях и зависимостях, дошкольник не только усваивает их, но и использует в своих рассуждениях, умозаключениях. Любознательность стимулирует ребёнка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращениями с вопросами к взрослым. Давая общую характеристику ребёнка дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое, умственное, эстетическое, развитие воли, интеллекта, развитие деятельности как формы жизненной активности.
Если мы говорим о ребёнке как объекте педагогической науки, важно не только знать, но и учитывать основные линии развития и особенности возраста.
3. Проводится разминка для воспитателей.
Игра «Школа разведчиков»
Цель: быть внимательным, обладать хорошими знаниями.
-Нацепив на ноги ласты, – Воют волками метели
Под водой плывут гимнасты. В зимнем месяце апреле.
(Аквалангисты) (Апрель – не зимний месяц)
– Хорошо в футбол играем, – Для того, кто нездоров,
Шайбы часто забиваем. Вызываем докторов.
(Не шайбы, а мячи).
– У сосны иголки – Рыбкам маленький сачок
Короче, чем у ёлки. Сплёл умелец-паучок.
(Иголки у сосны длиннее) (Не рыбкам, а мухам).
– Из гречневой крупы Кирилл – За хвост отважный наш малыш
Кашу манную варил. Поймал компьютерную мышь.
(Не из гречневой, а из манной) (У компьютерной мыши нет хвоста)
4. Выступление зам. зав. по ВМР – «Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки»
В настоящее время ведутся споры среди людей, занимающихся игроведением, в стремлении добиться единой терминологии в этой области. Но мы представим своё понимание смысла слова «ИГРА».
Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека (ребёнка), его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
Рассмотрим учебную цель:
а) проверить уровень полученных знаний.
В данном случае игра выступает в роли видоизменённой проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учёт знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
б) Стимулировать самостоятельное изучение материала. Игрокам заранее сообщается тема и объём материала, который будет задействован. Например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего дня – это «Геометрические ассорти». Или чтение сказок взрослых ребёнку, или экскурсии… Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.
Регулярное проведение игр такой направленности даёт детям много знаний.
Развивающие цели.
Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
Это основные цели проведения игр типа «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры. Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Давайте рассмотрим схему Ю. Таничева. Если хорошо разобраться, из представленных типов интеллектуальных игр можно самостоятельно разрабатывать элементы для получения собственной формы игр.
Основные типы интеллектуальных игр
Тестовая викторина | Сюжетная викторина (СВ-игра) | Ролевая стратегия | Экономическая стратегия | Боевая |
«О, счастливчик!», | «Полундра!» | Импро-визационная | Сценар-ная | «Менеджер» | Шашки, шахматы |
Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.
Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей. Вот крайняя характеристика типов интеллектуальных игр.
Прежде чем мы приступим к анализу результатов тематической проверки «Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника», я предлагаю сделать небольшую умственную разминку (участвует весь коллектив).
Я предлагаю вам поиграть со сказкой. Я буду произносить название – антоним, а вы должны будете угадать истинное название сказки.
Примеры заданий:
«Зелёный платочек» -…
«Квадратик» -….
«Мышь в лаптях» -…
«Солнечная крестьянка» -…
«Собачья конура» – ….
«Знайка в лунной деревне» -…
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабоке» -…
«Один из Молоково» -…
«Наоборот»
По предложенным описаниям восстановить первоначальную фразу.
1.Быстрей стоишь – ближе не будешь (тише едешь – дальше будешь)
2.Курица кабану – подружка (гусь свинье – не товарищ)
3.Наша Маша тихо смеётся (Наша Таня громко плачет)
4.Дылда- дочь от мамы ушла (крошка – сын к отцу пришёл)
5.Старикам нигде нет тупика (молодым везде у нас дорога)
6.У орла раз чёрт украл палку колбасы (вороне как – то Бог послал кусочек сыра)
7. Ушёл дед от новой стиральной машины (осталась старуха у разбитого корыта)
8.От смелости затылок мал (у страха глаза велики)
9.Чужие ботинки дальше от ног (своя рубашка ближе к телу)
10.Борщ сметаной испортишь (кашу сметаной не испортишь)
11.Мне танец разрушает и умирать мешает (нам песня строить и жить помогает)
12.Подумай о неделях снизу (не думай о секундах свысока)
5. Анализ результатов тематической проверки «Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» (творческая группа).6. Игра «Что? Где? Когда?»
Сейчас мы начнём соревнования «знатоков» между двумя командами. Но сначала обратите внимание на схему №2.
Классификация вопросов и заданий
для интеллектуальных игр
Продуктивные | Условно допустимые | Недопустимые |
На сообразительность: «Ответ в вопросе».Вопросы-шутки: «Оригинально о банальном». Вопрос-подсказка: «Известное об известном». На логическое и ассоциативное мышление: «На удачу». «На приближение» | Воспроизводящие. Воспроизводящие с «уловкой». Перечисление Вопросы-лекции. | Вопросы-розыгрыши. Неэтичные вопросы. |
1. Вопросы на сообразительность.
Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.
1.1. Ответ в вопросе.
Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутьё игроков верного ответа.
1.2. Вопросы-шутки.
Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.
1.3. Оригинально о банальном
Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.
1.4. Вопрос-подсказка
Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.2. Вопросы типа «Неизвестное об известном»
В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление
Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
4. Вопросы на удачу.
Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонно.
5. Вопросы «на приближение»
Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Условно допустимые для интеллектуальных игр
вопросы и задания
В этом разряде сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.
1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие).
Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу.2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой».
Вопросы требуют не только памяти, но и внимания.3. Перечисление.
Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д.
Вопросы-лекции.
Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.
Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий
1. Вопросы-розыгрыши
Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения.
2. Неэтичные вопросы.
Общий вид нашей классификации вопросов для интеллектуальных игр можно представить, посмотрев схему. Обозначим проблему классификации интеллектуальных игр, предложив вариант их систематизации. Мы сгруппировали вопросы для викторин в соответствии с принципами их построения и по степени допустимости в интеллектуальных играх.
(2 круглых стола, разделённые на несколько секторов. В центре – юла со стрелкой, указывающая при вращении на конверт с номером).
– Вопросы состоят из разных типов.
Вы называете номер конверта.
Я задаю вопрос, вы, посоветовавшись с командой, отвечаете. За правильный ответ получаете фишку (очко). Итак, начинаем игру. Капитаны, назовите ваши команды.
1 команда – «Смекалкины».
2 команда – «Вообразилкины»
Приветствие команд:
1 команда: – Смекалкины вам шлют привет,
Мы желаем вам побед,
Будем с вами мы играть,
Смекалку нашу проявлять.
2 команда: – Мы, учёные «Вообразилки»,
Тоже шлём вам наш привет.
Знаем, знаем, не бывает
Очень простеньких побед.Все: 1,2,3,4,5! Начинаем мы играть и побеждать!
1,2,3,4,5! Запрещаем унывать!
Конверты с вопросами
1. Вопросы на сообразительность.
1а – Английский король Георг 1, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось в этом возрасте?
Ответ: он стал английским королём, а так как был немцем и не знал английского языка, не хотел его учить, то пользовался услугами переводчика.
1б – В начале 90-х годов XX века в Национальной хоккейной лиге появилась новая команда – “Могучие утки» – из города Анахайм. Как в переводе на русский язык звучит название ледовой арены, построенной в этом городе?
Ответ: Пруд.2. Ответ в вопросе.
2а – в Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как сейчас мы называем отрубленную часть?
Ответ: рубль.
2б – Представьте, что вы капитан космического корабля. В вашей команде 5 человек, им по 20 лет. Сколько лет всему экипажу.
(5 Х 20 = 100 – число лет капитану, то есть человеку, которому задан вопрос)
3. Вопросы – шутки
3а – Что случилось 30 февраля 1945 года?
Ответ: 30 февраля не существует.
3б – катится колесо, один угол у него красный, другой – зелёный.
3в – Когда колесо докатится до края стола, какой угол у него будет сверху?
Ответ: У колеса нет углов.
4. Оригинально о банальном.
4а – Как назвать жёлудь доживший до старости? (Дуб).
4б – Это название носит акула вологодских рек (Щука).
4в – Он был сообщником арестованной представительницы царских кровей.
Ответ: волк: «В темнице там царевна тужит, а серый волк ей верно служит…»
5. Неизвестное об известном.
5а – Ударом хвоста он может свалить лошадь (Крокодил).
5б – В испанском и турецком языках, как и столетия назад, одно из значений этого слова – «искусство вправления вывихов». А для нас это раздел науки, которая никакого отношения к медицине не имеет (Алгебра).
6. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление.
6а – Лежат три спички; уберите из середины спичку, не трогая её.
Ответ: переложить крайнюю спичку на другую сторону, и средняя станет крайней.
6б – Расшифруйте строчку известной песни, если каждое её слово заменено на противоположное по значению: «От футбола болеют ложные женщины»
Ответ: «В хоккей играют настоящие мужчины».7. Воспроизводящие вопросы.
7а – Когда началась ВОВ? (22 июня 1941г.).
7б – Как зовут первого президента России? (Б.Н. Ельцын).8. Вопросы с уловкой.
8а – Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939г.)
9. Вопрос-розыгрыш.
9а. Ведущий: «Висит на стене и сметаной пахнет. Что такое?»
Ответ: Не знаю…, не знаю…
Ведущий: «Эх, вы! Это же велосипед»
Ответ: А почему сметаной пахнет?
Ведущий: А чем хочу, тем и смазываю.Боевая стратегия
Конверт с рисунком (шашки).
Один играющий из 1 команды, второй играющий – из 2 команды.
Цель: уничтожить противника.
Конверт с рисунком «Взрослый и ребёнок».
Переделать слова из песни «Взрослые и дети» В. Шаинского.
1 и 2 команды выполняют задание.
Жюри подсчитывает очки, подводит итог игры.
7. Решение педсовета
Во-первых хочу поздравить вас с успехом и победой. Во-вторых, мы пришли к общему мнению, что интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе-игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребёнку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.Решение педсовета:
Регулярно использовать интеллектуальные игры в разных направлениях педагогического процесса.
В полном объёме выполнить предложения по результатам тематической проверки «Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» (см. справку).
Создать в ДОУ картотеку методических идей по использованию интеллектуальных игр в разные режимные моменты (зам. зав. по ВМР).
Систематически повышать свой уровень профессионализма в области игровой деятельности с современными детьми, интегрируя знания из разных источников, в том числе и за счёт курсов повышения квалификации.
Источник