Развитие творческих способностей у детей в домах ребенка

Развитие творческих способностей у детей в домах ребенка thumbnail

Развитие творческих способностей детей в условиях детского дома

 Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Образовательная область искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Искусство с первых дней детской жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России.

Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.

Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:

Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов.

В понятие “способности” по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности.

Основное требование к деятельности, развивающей способности -творческий характер деятельности. Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной культуры.

Источник

Развитие творческих способностей и умений
у воспитанников детского дома.

«Творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто»
(Альберт Сент Дьорди).

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач воспитания. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки. Проблема развития творческих способностей воспитанников в процессе обучения сложна и многогранна.

Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы, отличающиеся от обычных, выполнить задание с нестандартным решением. Непохожесть, нестандартность, неожиданность предлагаемого решения среди других стандартных решений – все это рождает оригинальность.

Творческий характер мышления проявляется в таких качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления, подвижность. Все эти качества характеризуют творческого ученика. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они позволяют быстро решать стандартные задачи. В основе творческих способностей лежат общие умственные. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин – является метод проблемного обучения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.

Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. Между тем еще немецкий педагог Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, – очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей, воспитанников системой познавательных задач или творческих заданий, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.

Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например, сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику или дать творческое задание при работе с графическим редактором Paint на уроках информатики. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимом сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на изменение приемов при решении новых задач. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач, например, по химии, с недостающими данными.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство их деятельности на уроках.

Источник

1. «Волшебная клякса»

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши

Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.

2. «Составление изображений объектов»

Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика неважно из чего)

Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т.д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.

! Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки, мелкие камушки, шишки, засушенные цветы, листья и т.д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.

3. «Буквы и цифры в рисунках»

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.

! Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т.д.) в рисунок.

4. «Обведи свою ладонь и оживи»

Оборудование: бумага, карандаши (краски)

Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.

5. «Несуществующее животное».

Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.

Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.

6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».

Оборудование: счетные палочки

Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.

7. Для чего я хорош?

Выбрать любой предмет и придумать и назвать все варианты использования этого предмета.

8. Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Оборудование: изображения животных

Раздать детям картинки с изображением животных и предложить им описать их характер. Пусть ребенок подумает: какой характер данного животного, что он больше всего любит делать, о чем разговаривает с другими животными, кто его враги и т. д. Ответы могут быть сказочными.

9. Театр

Оборудование: ширма, игрушки (или костюмы, маски)

Предложить ребенку показать театральное представление по мотивам сказки или собственной придуманной истории.

10. «Слепой художник».

Оборудование: лист ватмана, карандаши

Ребенку завязать глаза и по вашим подсказкам он должен нарисовать рисунок. Ваши подсказки заключаются в том, чтобы направлять «художника». Говорите, как вести карандаш влево, право, что нарисовать точку, овал и т. д. Ребенок должен попытаться угадать что он рисует.

11. Выдумай историю.

Оборудование: тетрадь, карандаши, фломастеры

Предложить ребенку попробовать себя в роли писателя. Пусть сочинит сказку, например о домашнем питомце. Помогите записать её в тетрадь, а ребенок пусть нарисует обложку и иллюстрации к ней.

! Упрощенный вариант этой игры: выбрать любую картинку из книги и придумать новые события сказки.

12. Игра в стихи.

В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.

В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.

13. Расшифруй слова

Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Пусть ребенок придумает смешные расшифровки. Например: ЧТО- черепаха топала около.

14. Упражнение «Танец».

Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, по определенную музыку.

15. «Непослушный карандаш».

Оборудование: бумага, карандаши

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги закорючки. Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему представить, что у него в руках непослушный карандаш и нарисовать «кулю-мулю». Затем рассмотреть такой рисунок и предположить на что это похоже.

Источник

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ СЕМЕЙНОГО ТИПА .»

с. Кенжеколь,

2015 г.

В народе бытует такая поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Ссылаясь на нее, люди утверждают, что в детских домах проживают дети из социально неблагополучных семей, сколько с ними не возись, все равно ничего хорошего из них не выйдет. Но это мнение только тех, кто лично никогда не сталкивался с нашими детьми. Те, кто имел возможность пообщаться с ними, хорошо знают, что в детских домах воспитываются самые обычные дети, такие же, как все, но только в жизни им повезло чуть меньше.

В детской деревне семейного типа села Кенжеколь много талантливых детей. Для них созданы условия для полноценного обучения, воспитания и развития. Дети имеют возможность заниматься в кружках и творческих коллективах. Школьный период в жизни ребенка создает благоприятные условия для общения детей, обмена личностными интересами, реализуется потенциал развития ребенка, как познающего не только самого себя, но и окружающий мир. Детей объединяет желание быть значимыми и полезными.

В современной дидактике четко прослеживается стремление к воспитанию личности, небезразличной к творческой деятельности. Система воспитательной деятельности в нашей деревне ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на создание условий для формирования творческой личности, мы пытаемся уйти от репродуктивного обучения, стремимся развивать у воспитанников креативные способности. Эта работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для детей. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания, помогает ребенку самореализоваться. Именно поэтому часто прибегаем к сотворчеству в детском коллективе, что позволяет повысить результативность и качество деятельности детей, деятельности, которая становится привлекательной и необходимой.

Искусство играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры.

Целью является – развитие выразительной речи; формирование раскованного, общительного человека, с коммуникативными качествами личности, умеющего слушать и понимать.

Общим принципом воспитательной работы с детьми, является позитивное принятие наших воспитанников такими, какие они есть. Работа направлена не только на приобретение ребенком художественных умений и навыков, но и на формирование эстетического чувства, развитие способности творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками. При работе с детьми педагог старается соблюдать несколько основных правил:

  • не перегружать детей;

  • не навязывать своего мнения;

  • не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

  • предоставлять всем детям возможность пробовать себя в разных ролях.

Также выбирая материал для работы, педагог учитывает интересы детей и отталкивается от их возрастных возможностей, знаний и умений. Но в то же время он должен обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности детей.

Занятия и репетиции должны проходить в благоприятной, радостной атмосфере, когда ребёнок должен получать удовольствие от творчества. И тогда результат не заставит себя долго ждать. И конечной целью работы является воспитание и формирование личности думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

Учитывая потребности и интересы ребят, мы вышли на создание в доме творческих выставок, галереи рисунков, домашних концертов.

Актуальность выбора темы:

  • коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и социально-психологической адаптации;

  • подготовка воспитанников к активной жизни;

  • усвоение культуры, социальных норм и ценностей;

  • привитие любви к своей земле и к своему народу, богатой и живой культуре;

  • Чувство свободы и раскрепощения;

  • воспитание активного, жизнерадостного человека;

  • поддержка положительных эмоций;

  • приобретение детьми дополнительного объёма знаний.

Почему именно это направление было выбрано?

Как известно творческое воспитание детей является одним из эффективных методов коррекции эмоционально – волевой сферы и социально – психологической адаптации.

Обращение к различным видам творчества способствует подготовке воспитанников к активной жизни, помогает усвоить элементы культуры, социальные нормы и ценности.

В наших буднях немало серого и невзрачного, но и красота все же есть, ее нужно только увидеть. А можно и создать, окунувшись в волшебный мир красок, увидев удивительное очарование цветка, листика, веточки. Наши воспитанники охотно занимаются с волонтерами в мастерской ремесел, в кружке «Веселая кисточка», познают уроки флористики, так как это позволяет им открыть в себе неведомые творческие возможности, оригинально и смело реализовывать свои идеи и фантазии.

Большой интерес у воспитанников вызывает декоративное творчество и создание аппликаций. Детьми создано много по-настоящему интересных работ. Горят яркими красками цветочные узоры, приковывает взор красота орнамента народного костюма, ковра, изумляют невиданные звери. А сколько любви и фантазии в поздравительных открытках, подарочных изделиях, которые созданы руками детей разными техниками изобразительного искусства. Ведь дети овладели техникой росписи батика, витража, умело используют пастель, восковые мелки, темперу, гуашь, акварель, графику.

Дети рисуют осень, весну, зиму, лето, и красота окружающего мира оживает новыми красками в изумляющих детских пейзажах, в трогательных натюрмортах. Заснеженные парки и бульвары, летние закаты и рассветы поражают новой красотой, увиденной детскими глазами и запечатленной на бумаге, стекле, ткани. Сотворчество взрослого и ребенка помогает утвердиться и поверить в свои способности и силы, в умение создать свое, ни на кого не похожее. Право творить! Наши волнтеры помогают юным Художникам увидеть в природе не только восхитительные сюжеты, но и богатейший растительный материал: цветы листья, семена. Засушенные, они зимой рождаются заново, пробуждая фантазию, позволяя создавать оригинальные картины, изысканные цветочные композиции. Эту сказку создают руки талантливых ребят, используя свою фантазию, только детству присуще умение видеть чудо во всем.

Хореография всегда была интересна молодому поколению. Танец дает выход энергии. Танцуя, дети реализуют определенные желания и мечты, тягу к эстетике, к прекрасному. Язык танца для детей более понятен, ведь не всегда прямым текстом можно сказать ребенку то, что является важным для него. Хореографические миниатюры сплачивают танцевальную группу, способствуют формированию взаимопонимания, обучают уверенному поведению, служат показателем групповой сплоченности. Танцуя в парах, дети учатся координировать свои движения с партнером. У каждого ребенка, когда он двигается в определенном рисунке группового танца или в сольной партии, достигая ритмичности и слаженности движений в группе и в сольном выступлении, укрепляется самооценка, а во всей группе создается позитивный настрой. Двигаясь в том или ином стиле танца, дети выявляют свой характер и настроение, становятся более ловкими и гибкими не только телом, но и душой, повышают работоспособность. И очевидно, что хореография также еще развивает и музыкальный вкус, слух, чувство ритма. Мы видим, как снимаются недетские реалии характеров наших ребят в творчестве движения, эстетике танца, музыке. И как горят глаза танцоров, светятся радостью лица оттого, что все получается, все удается.

Музыкальные способности детей зачастую проявляются уже в дошкольном возрасте. Проводимые домашние концерты способствуют этому. Музыка, помноженная на поэтический всплеск души, помогает заглянуть в душу другого человека, тоже страдающую или ликующую, но ищущую понимания. Песня воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем долгие разговоры о том, как жить в ладу с самим собою, с людьми и миром.

Через музыку, пение дети учатся понимать красоту окружающего мира, стараются сами не разрушать созданное людьми, понимают, что красивыми могут быть не только вещи, но и сам человек, их создавший. Песня всегда ориентирует ребенка на самый высокий идеал, на самую высокую вершину нравственной красоты. Музыка учит звуками, гармонией. Прекрасно, когда подросток узнает в песне себя, ничем особо не примечательного, настоящего, простого. Музыка рождает особое состояние души, поднимает настроение, приоткрывая для всех что-то важное. Совместно с музыкальным руководителем мы разглядели в Милане и Мите Чижевских ростки вокальных способностей и ежедневными занятиями сумели вывести их на профессиональную сцену, как талантливых детей. На протяжении трех лет эти воспитанники были участниками и победителями городских региональных, республиканских конкурсов в номинации «Вокал». Они добились высоких результатов в своем творчестве — призеры международного конкурса «Ак когершин», призеры городских конкурсов «Балауса» и «Тан Шолпан», участники фестиваля близнецов.

Благодаря участию в различных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, воспитанники детского дома смогли побывать во многих городах нашей страны, познакомиться и подружиться со сверстниками. Дети понимают, что все в этой жизни нужно зарабатывать своим собственным трудом, поэтому знакомство с другими городами и странами для них не просто подарок, а награда за их тяжелый повседневный труд в творческих коллективах и спортивных секциях. А из поездок они возвращаются всегда немного усталые, но счастливые и гордые за себя и коллектив: не подвели свой детский дом, педагогов, свой город, свою Республику. Ведь очень большая ответственность ложится на их плечи.

Я бесконечно привязана к своим воспитанникам, отношусь к ним с большим доверием и точно знаю, что педагог — это самый нужный на Земле человек. А своим коллегам, особенно молодым, неопытным, иногда сомневающимся в правильности выбора своего пути, часто напоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем» и добавляю «Все дети талантливы от природы — надо только увидеть и помочь им раскрыться».

.

Дорогие коллеги! Изучайте особенности развития детей всеми доступными способами: через книги, фильмы, обобщение опыта педагогов и опытных родителей, потому что только так вы сможете накопить багаж педагогических знаний и научиться понимать вашего ребенка, выстраивать с ним конструктивные взаимоотношения.

Источник