Развитие творческих способностей ребенка вывод

Развитие творческих способностей ребенка вывод thumbnail

Данное исследование было посвящено развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Исследование проводилось на теоретическом уровне.

В первой главе были изучены теоретические вопросы по проблемам творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии.

Анализируя представленные точки зрения по вопросу о составляющих творчества, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют – творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей:

  • · Развитие воображения
  • · Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Также воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Во второй главе теоретической части были изучены основные направления развития творческого потенциала ребенка старшего дошкольного возраста и охарактеризованы такие направления как творческое мышление и творческое воображение.

Проанализировав этот материал, можно сделать следующие выводы, что в основе творческих способностей ребенка лежат процессы творческого воображения и мышления.

Развитие творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство представлений, которое составляет базу для работы воображения. Представления обычно изменяются, складываются, комбинируются в новые образы. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы, а творческая деятельность в дошкольном возрасте способствует развитию творческого воображения.

Развитие качеств творческого мышления, которые формируют творческость: такими качествами являются ассоциативность, диалектическое мышление, системность мышления. Эти качества представляют для ребенка специальную проблему. Развитие умения осуществлять такой поиск должно стать одним из приоритетов педагогической работы в сфере формирования творческого мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Обобщая данную курсовую работу, на основе изученной литературы, по данной теме, делаем следующее заключение, что творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного роды, и, что дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Также, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию и при целенаправленной работе по развитию творческого потенциала детей таких как гибкость мышления, самостоятельность и последовательность, системность и последовательность, диалектичность мышления..

Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза, утверждающая, что специальная педагогическая работа способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, доказана.

Рекомендации по развитию у детей творческих способностей (для воспитателей дошкольных учреждений и родителей)

  • 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  • 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
  • 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
  • 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей (приложения № 2 – 4).
  • 5. Работа с родителями.

Источник

Анастасия Замотаева
Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Справка

о наличии собственного инновационного опыта

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

воспитателя Замотаевой Анастасии Владимировны

Выбор темы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» возник не случайно, так как мне близка эта тема (в своё время я окончила художественную школу). Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – “своих”, искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Поэтому очень важно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, необходимо знать его личные творческие способности.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, я изучила литературу, освещающую изобразительную деятельность дошкольников.

Также, я веду кружок «Пластилиновая картинка», который развивает все навыки изобразительного творчества, моторику рук, фантазию.

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Я никогда не акцентирую внимание на то, получилось у ребёнка или нет. Мы с ним обговариваем что он хочет нарисовать, как хочет и т. п. В результате ребёнок всегда остаётся довольным своей работой. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Концептуальность. Исходя из этого, следует, что многим детям необходим индивидуальный подход для раскрытия таланта. Новизной и особенностью инновационного опыта является то, что ребёнок сам ищет приёмы и методы для реализации своих творческих идей. Но прежде умениям и навыкам ребёнок должен научиться. А в этом ему помогает педагог.

Теоретическая база опыта.

Я тщательно изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н. А. Ветлугиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опираюсь на методические разработки Р. Г. Казаковой “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий”; Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой. Также я активно изучаю информацию в интернете, ищу что-то новое, интересное.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом составляет 2 года.

На первоначальном этапе я проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование родителей и диагностировала детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи.

По результатам диагностики я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило мне работать по намеченной теме в системе.

На втором этапе работы я провела практические мероприятия:

– организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье;

– экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (по городу, в парк);

– организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей (уголок творчества, оборудованный и оснащённый всеми необходимыми материалами, создание предметно-развивающей среды, художественной галереи, полочки красоты, мини-выставок детских работ;

– разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;

– создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности;

– консультирование и просвещение родителей;

– организация совместной творческой деятельности детей и родителей (выставки, конкурсы).

На третьем этапе я провела анализ результатов, подвела итог работы.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Я определила цели своей работы:

– Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

– Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

– Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

– Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Поставила следующие задачи:

– Расширять представление о многообразии техник рисования;

– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с различными техниками рисования;

– Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

– Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

– Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

– Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Оптимальность и эффективность средств.

В своей работе я использовала следующие формы работы – подгрупповые занятия, индивидуальная деятельность, общая организационная деятельность, свободная.

Применяла такие методы – словесные, наглядные, практические, игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды, уголка эстетического восприятия, художественного фонда – коллекций жанров живописи (портрет, памятники, сказочно-былинный жанр, натюрморт, книжная графика, пейзаж).

Приготовила для детей следующие игры: «Соедини по линиям и раскрась»; «Какое настроение?»; «Составь фигуру»; Лото «Народные промыслы»; Лото «Узнай элемент узора» и т. д.

Результативность опыта.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

– Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

– Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

– Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

– Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

– Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Возможность тиражирования.

Свой материал по изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, я разместила на сайтах:

https://дошкольник. рф/profile/userprofile/86059.html

https://www.maam.ru/users/az10031981

Также, своим опытом работы я делюсь с педагогами ДОУ.

Наличие обоснованного числа приложений: представлены приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и методы работы с воспитанниками по изобразительному творчеству.

Источник

Развитие творческих способностей у детей.

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием “творчество”, “творческая деятельность”.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так: творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

 6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

 9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Как и с какого возраста развивать творческий потенциал ребенка?

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и “дозревает” впервые годы жизни.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую книгу, кассету. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно, так же, устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до “потолка ” своих возможностей.

 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Игровые задания

        Данные задания представляют собой отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества.

1.Расскажи о своей игрушке. Покажи, как она двигается, говорит.

2.Представь, что ты стал домиком, диваном и прочим предметом. Расскажи о нем от его имени.

3.Представь, что ты на машине времени попал в будущее (прошлое). Что ты видишь?

4.С помощью любимого музыкального инструмента изобрази, как двигаются мишка, зайчик, птичка.

5.Изобрази медведя (лису, зайца и пр.) геометрической фигурой какого-либо цвета. (Например, медведь – коричневый квадрат, прямоугольник, овал).

6.Отгадай звуки (льется вода, рвется бумага, хрустит откусываемое яблоко и пр.).

7.Отгадай запах (духи, лекарство, растительное масло, лимон, кефир и пр.). Изобрази запах цветом.

8.Определи на ощупь вид материала (ткань, дерево, металл, стекло).

9. Придумай конец сказки или рассказа.

10. Расскажи о чуде, невероятном происшествии, случившимся с тобой.

11.Сочини стихотворение о  своем любимом существе, растении, игрушке, придумай к нему мелодию, спой,

12.Убеди нас, что это вовсе не чайник (не стул, не шкаф, не веник и пр.).

ПОМНИТЕ!

·        Любите ребенка

·        Радуйтесь его присутствию

·        Принимайте его таким, каков он есть

·        Не подрывайте его уверенность в себе 

·        Не отказывайте ему в своем доверии

·        Дайте ему повод любить вас

·        Помогите ребенку накопить собственный жизненный опыт

·        Идите с ним по жизни, при этом не тащите его за руку за собой, а подталкивайте вперед, готовясь вовремя отпустить от себя.

Источник

Читайте также:  Особенность развития ребенка дошкольного возраста методики