Развитие творческих способностей ребенка вторая младшая

Развитие творческих способностей ребенка вторая младшая thumbnail

«Формирование творческих способностей детей второй младшей группы в продуктивной деятельности»

Воспитатель первой кв.категории

МБДОУ д/с№82 г.Белгорода

Литвинова К.В.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.
Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.

Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.»

Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность — это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности:

— развиваются личностные качества ребенка;

— развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие);

— развивается эмоциональная сфера;

— формируются эстетические представления об окружающем мире.

Необходимые условия для творческого развития:

— эстетизация образовательного пространства;

— проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире);

— взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка;

— интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.

Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков. Среди них — знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.

Этапы развития творческих способностей в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

Читайте также:  Таблица сильных и слабых сторон развития ребенка с овз

4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

Источник

Светлана Фролова (Юлина)
Развитие творчества дошкольников во второй младшей группе

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Активной творческой деятельности в младшем дошкольном возрасте как таковой еще нет. Наиболее эффективным средством для развития творчества дошкольников во второй младшей группе является изобразительная деятельность. Это – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда.

Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность.

С целью развития художественно творческих способностей во второй младшей группе МДОУ д/с «Звездочка» действует кружок «Разноцветный мир». Работа кружка основана на программе Лыковой «Цветные ладошки».Цель кружка: формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования и аппликации; формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении. Изобразительная деятельность ребенка младшего дошкольного возраста зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, а так же аппликации с элементами рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В работе кружка мною используются такие техники рисования,как:

Рисованиие пальчиками (рассыпались бусы «Подарим маме ткань на платье».

Рисование по мокрому

Аппликация с элементами рисования

аппликация из цветных шариков

Рисование ватными палочками и штампиками

Трафареты

Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Таким образом, необходимо создавать базу для детского творчества.

Поэтому в нашей группе большое внимание уделено созданию предметно развивающей среды. Имеется домик творчества (магнитная доска, фланелеграф, доска для рисования мелками и линолеум для пластилинографии, так же в группе имеется эстетический уголок (макет русской избы, матрешка, расписные ложки, дымковские игрушки. Работа по развитию творчества проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми рисуют, создают различные поделки из бросового материала, аппликации.Постоянно создаются выставки совместных работ родителей с детьми по различным темам: осенние мотивы, зимушка зима, праздник пап, весенние мотивы и др.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Пути применения только традиционных методов являются малоэффективными. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.

Источник

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей.

Характер лепки детей второй младшей группы более осмысленный по сравнению с лепкой детей третьего года жизни. Но замысел в начале лепки, как правило, отсутствует. Ребенок называет вылепленные изделия по ассоциации со знакомыми предметами; изображение формы предметов для него еще не играет основной роли. На одном занятии дети могут изобразить несколько предметов, в основном это бесформенные кусочки пластилина, округлые, в виде цилиндра. Свои изделия ребенок раскладывает на доске по одному или собирает, нагромождая их один на другой; если воспитатель вовремя не подойдет, ребенок может все смять, превратить свои изделия в общий ком.

Все дети любят лепить, когда это у них хорошо получается. Но это требует от ребенка определенных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от лепки, поскольку в результате его усилий поделка получается неправильной, она не соответствует желанию ребенка, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался слепить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник изобразительной деятельности на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование природного и бросового материала, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Читайте также:  Примерный индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка сироты

Можно сказать, что бросовый материал позволяет ребенку выразить свои  чувства и эмоции, дают свободу и возможность выбора, вселяют уверенность в своих силах.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью лепки с использованием природного и бросового материала.

Для того чтобы дети второй младшей группы проявляли некоторую самостоятельность, активность во время лепки, их нужно заинтересовать результатом работы. На помощь воспитателю приходят игровые приемы. Вылепленные фигурки обыгрываются. Например, цыплят, которых сделали дети, можно поставить на лист зеленого картона и насыпать немного пшена в «мисочках» — покормить цыплят; во время лепки можно предложить покормить морковкой зайчика и т.д.; такое обыгрывание показывает детям, что поделка от подобных дополнений делается интереснее, выразительнее.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей использовать в лепке разнообразные материалы, разные способы создания, с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, творческую активность, желание лепить. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

3. Формировать у детей творческие способности, воображение, самостоятельность, настойчивость.

4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.

Свою работу строю на следующих принципах:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью:  должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Многие виды художественно – эстетической деятельности способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе лепки зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Лепка способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям,

В процессе творчества маленькие дети научились создавать поделки своими руками, познали радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносила лепка в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Положительным результатом в своей работе считаю участие родителей, которые оказывали помощь при подготовке материала для занятий. А потом радовались вместе с детьми их маленьким шедеврам.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к работе с природным и бросовым материалом. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Поделки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждая поделка кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Сентябрь

Занятие № 1 «Зернышки для семьи Пети-Петушка».

Материал: Пластилин желтого цвета и мисочки для «зернышек»

Цель: Воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание сделать приятное цыплятам —  вылепить для них угощение. Учить скатывать из пластилина маленькие шарики.

Занятие № 2 «Миска с вишенками».

Материал: Пластилин красного и синего цветов, коротенькие веточки, дощечка-подкладка.

Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Учить лепить полые предметы, используя приемы вдавливания и прищипывания. Познакомить с ягодами и их названиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Октябрь.

razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-detej-mladshej-gruppy (3)Занятие № 3 «Созрели яблочки в саду».

Материал: Плотный картон с силуэтом дерева. Пластилин красного и желтого цветов, салфетки для рук.

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева)

Занятие № 4 «Бусы для Люси».

Материал: Плотный картон с контуром нитки для бус; пластилин желтого и зеленого цветов.

Читайте также:  Календарь развития ребенка скачать бесплатно

Цель: Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, расположить элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие разные части при помощи стеки.

Занятие № 5 «Осенние деревья и кусты».  

Материал: Картон с нарисованным и закрашенным деревом; пластилин красного, зеленого, желтого цветов.

Цель: Продолжить учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Развивать наблюдательность.

Ноябрь.

razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-detej-mladshej-gruppy (6)Занятие № 6 «Аквариум»

Материал: По два диска на ребенка, ракушки, пластилин зеленого, оранжевого, белого цветов; стека, доска для лепки.

Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Формировать интерес к работе пластилином на горизонтальной плоскости (на диске).

Занятие № 7 «Зайчик беленький сидит…».     

Материал: Яйцо из-под «киндера»; пластилин белого цвета.

Цель: Закрепить умение детей доводить изделия до нужного образца с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.

Декабрь.

Занятие № 8 «Домик для зайчика». 

Материал: Маленькая баночка из-под творожка «Растишка», пластилин на выбор.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Занятие № 9 «Снеговик».   

Материал: Пластилин белого, черного цветов; спички, маленькие крышечки от пузырьков.

Цель: Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление.

Январь.

Занятие № 10 «Сказочный домик Деда Мороза». 

Материал: По два диска на одного ребенка. На одном диске изображен домик. Пластилин белого цвета.

Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на диск. Учить анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление.

Занятие № 11 «Ёлка». 

Материал: Ёлочка, вырезанная из зеленого картона, пластилин разных цветов.

Цель: Продолжать учить скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Февраль.

Занятие № 12 «Кактус в горшке».

Материал: Пластилин зеленого и черного цветов; сосновые иголки; крышка от пластиковой бутылки.

Цель: Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью природного и дополнительного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактусом.

Занятие № 13 «Танк».

Материал: Пластилин зеленого цвета; яйцо из-под «киндера»; крышки из — под уколов.

Цель: Закрепить умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Формировать интерес к работе пластилином.

Март.

Занятие № 14 «Цветок на клумбе». 

Материал: Пластилин, крышка от пластмассовой бутылки, семена ясеня, трубочка для коктейлей.

Цель: Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать память, внимание, восприятие, речь и мышление.

Занятие №  15 «Ежик»

Материал: Шишка сосновая, пластилин коричневого, черного цветов.

Цель: Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Учить детей из шарика вытягивать конусообразную форму (мордочка для ежика). Развивать фантазию ребенка. Воспитывать усидчивость.

Апрель.

Занятие № 16 «Цыпленок».  

Материал: Яйцо из-под «киндера», пластилин желтого, красного цветов.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следую игровой мотивации занятия.

razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-detej-mladshej-gruppy (17)Занятие №  17 «Птицы прилетели».           

Материал: Пластилин белого, красного, черного цветов, шишка сосновая.

Цель: Упражнять в раскатывании комочка пластилина кругообразным движением. Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Май.

razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-detej-mladshej-gruppy (18)Занятие № 18 «Подснежник» 

Материал: Пластилин белого, черного цветов, трубочка из-под сока, крышка, тыквенные семена.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина и природного материала.

Воспитывать интерес, любовь к природе.

Занятие №  19 «Поросенок» 

Материал: Яйцо из-под «киндера», пластилин красного, желтого, черного цветов.

Цель: Закреплять умение детей доводить умение до нужного образца с помощью пластилина. Развивать чувство формы. Формировать интерес к работе с пластилином на дополнительных материалах.

Литература

  • Н.Е.Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве» — М., 2006 г.
  • Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» — М., 2006 г.
  • Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» — М., 2007 г.
  • И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2007 г.

Автор: Галиева Фания Филькатовна, воспитатель МДОУ Детский сад № 71 общеразвивающего вида»
г. Магнитогорска, Челябинская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Источник