Развитие творческих способностей ребенка во внеурочной деятельности

  1. Суть педагогической идеи, лежащей в основе собственного опыта.

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.

        Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что же такое творчество?

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности       к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление   к самостоятельности   в ее выполнении, положительная мотивация     в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми  разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

 Что это значит развивать творческие способности?              

– Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

– Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

– В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные  трудности, активность во всех делах и в первую очередь  в познании.

2. Технология реализации идеи в собственном опыте.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.

Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
  • организация досуговой деятельности;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий вышиванием и вязанием заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в кружках позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.

Читайте также:  Центры развития ребенка г уфа

Я перед собой ставлю задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.

В своей работе использую общедидактические принципы:

– научность;

– систематичность;

– последовательность;

– доступность;

– наглядность;

– активность;

– индивидуальный подход;

– от простого к сложному.

Наряду с принципами использую и методы:

– словесно-наглядные;

– наглядно-практические;

– практические;

Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие.

Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их  трудовые задания.

Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.

Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание учителя. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.

На занятиях соблюдаю следующие принципы:

– добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;

– опора на самостоятельную творческую инициативу детей;

– знакомлю с новыми видами творчества.

Основное внимание на занятиях уделяю:

– формированию практических умений и навыков;

– выполнению элементов для украшения изделия;

– правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;

– развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Информацию на занятиях сообщаю небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляем практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных изделиях.

Начинаем всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся  работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.

Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое.

Занятия по вышивке и вязанию строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой или вязанием.

Построение занятия:

– В начале занятия беседа.

– объяснение последовательности выполнения работы

– практическая часть – не даю готовое решение задачи занятия (выбор материала, технологии изготовления).

Примерная структура занятия:

  1. Организационная часть(2-3мин.)

Объявление темы.

Организация рабочего места.

  1. Теоретическая часть(10-18мин.)  

Беседа или рассказ (3-5мин.).

Анализ изделия(3-5мин.).

Показ приёмов работы, используемых для изготовления изделия (3-5мин.), при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени.

  1. Физминутка.
  2. Практическая часть (23-33 мин.)

Работа по графическим схемам (10-15мин.)

  1. Физминутка или гимнастика для глаз.
  2. Практическая часть. Продолжение (10-15мин.)
  3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше.

Оценивание работы: ребёнку следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения.

Уборка рабочих мест (1-2 мин.)

Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия.

Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать:

– инициативным;

– последовательным;

– усидчивым;

– доводить начатое дело до конца;

– самостоятельно решать поставленные задачи.

Закрепив ряд трудовых навыков и умений, освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это подготовит к жизни, труду независимо от того станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил.

Читайте также:  Игра как форма развития ребенка раннего возраста

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.

Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и  способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:

– Хочу сделать!

– Могу сделать!

– Я – сделал!

Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.

Источник

Развитие творческих способностей учащихся

 во внеурочной деятельности

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» – изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» – сказал мудрец педагогу».

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы.

Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что же такое творчество?

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество — это порождение новых идей, стремление учиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Термин «способности» весьма многозначен.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческие способности —  это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать большего.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах.  Большое  творческое развитие получают дети во внеурочной деятельности посещая кружки, секции, клубы, практикумы. Творческая работа позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир.

В чем проявляет себя творческая личность?

  • Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
  • Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
  • Оригинальна, комбинирует различные находки.
  • Работа приносит ей удовольствие.
  • Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
  • Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения

Развивая творческие способности детей, я основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Основными постулатами  является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражению индивидуальности ученика.

Читайте также:  Рождение ребенка переход к новому типу развития

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Большое развитие творческих способностей дают следующие виды работ.

1. Это –аппликации, поделки из разных материалов,  рисунки, оригами.  Это  все способы развития индивидуальных творческих способностей детей.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

2. Сказочный мир, который  замечательно приспособлен для полноценного творческого развития ребенка.

 Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:  

– Творческие задания по содержанию сказок.

 Необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.

Пример:  «Три медведя». Придумать сказку наоборот. Три медведя заблудились и попали к девочкам.

Продолжить сказку. Курочка Ряба. Снесла Курочка Ряба золотое яичко, но оно было волшебное.

– Придумывание сказки на заданную тему.

– Приём «оживление неживого» (ожило и заговорило старое колесо,  что рассказал о своей жизни карандаш). 

Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения – «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон. 

Если бы  отменили летние каникулы.

Всегда ли нужно говорить правду.

Зачем я учусь.

3. Создание детьми стенгазеты класса или устного журнала.  

        Юные корреспонденты создают репортажи на актуальные темы, освещают праздники, спортивные новости, поздравляют с днем рождения и различными праздниками своих учителей и одноклассников.

4. Проектная деятельность. 

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается  всеми. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект.  Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

        Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть  реализованы:
I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
 II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.        Процесс и результат проекта приносит детям удовлетворение, радость, осознание собственных умений, уверенность в себе.

  Развитие музыкальных, театральных  и спортивных способностей чаще всего  происходит в специальных школах, секциях, центрах во время внеклассной деятельности ребенка.

Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива.

      Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся  к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Для развития познавательных  способностей использую  следующие методы:

 Метод «Добровольности выбора»

Метод «в выставочных» условиях, на виду у всех»

Метод «Посмотри на свою работу со стороны»

Метод нескольких попыток.

Большую роль в развитие творческих способностей  играют  предметные декады, олимпиады.

        Развитие творческих способностей  младших школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации  детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

                     Заключение.

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу и       практический опыт, я пришла к выводу о том, что начальная школа должна сформировать младшего школьника как творческую, самостоятельную, активную личность, Развитие  у младших школьников творческой активности способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.          

Литература:

 1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. Начальная школа. 1998г. №4  

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М,1981г.

3.Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978.

4.Сборник проектов / под ред. Гуревича Н.Н. – М.: Просвещение, 2001.

Источник