Развитие творческих способностей ребенка в условиях детского сада

Развитие творческих способностей ребенка в условиях детского сада thumbnail

Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС

Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.

Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», – писал П. П. Блонский.

Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ – это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.

1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле (“я сам”, впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя – увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.

7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности – изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детейвключают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.

1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.

Читайте также:  Винарская речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии

2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.

3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.

4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.

6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку – это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.

Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада – создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

Источник

Олеся Бакламенко
Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ

Бакламенко Олеся Николаевна

старший воспитатель, МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка»,

Выдра Ольга Викторовна

педагог – психолог, МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка»

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ

Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.

В методической литературе, выделяют следующие направления в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста:

1. Развитие продуктивного творческого воображения.

2. Развитие качеств мышления.

Реализация данных направлений в ДОУ осуществляется через комплекс мероприятий:

1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. Включение в занятия по изо, музыки, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Взаимодействие с семьей по вопросам развития личности ребенка.

Сделать жизнь детей более интересной, а их развитие и образование более качественным помогает дополнительное образование. Основной задачей дополнительного образования является предоставление ребенку возможности развития. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, реализующееся через кружковую работу.

Вариативная часть учебного плана включает в себя дополнительные занятия познавательной, речевой, социально-коммуникативной, физической и художественно-эстетической направленности.

Познавательное и речевое направление развитие детей:

Кружок «Игралочка» – в вариативную часть включено занятие по развитию логического мышления детей и ‘воспитание у детей интереса к логике, желания проявлять умственное напряжение и сосредоточивать внимание на проблеме.

Кружок по развитию речи «Считалочки – говорушки».Цель: формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр. Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях используется и природный материал – желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

Художественно-эстетическое направление развития:

Театральный кружок «Сказка» реализует программу «Театр- Творчество – Дети» (Н. Ф. Сорокина). Цель программы – совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности. Работая над спектаклем, взрослые не ставят цель «натаскать» детей к выступлению, а лишь хотят раскрыть их творческие способности, вызвать желание заниматься пением, танцами, театральной деятельностью.Поставлены спектакли: «Волшебные клубочки», «Веселые зайчата», «Сказка про козявочку», сказка «Пых» и «Шиповник», «Путешествие непослушного огурчика».

Кружок «Волшебные бусины» – направлен на развитие мелкой моторики и творческого воображения. Рабочая программы кружковой деятельности «Волшебные бусины» основывается на работах Е. Виноградовой и Ю. Лындина.

Кружок «Веселый пластилин». Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности, где дети вместо красок для рисования используют пластилин, преобразуя его в задуманное изображение (оно может быть объемное, плоское, рельефное). Это так же и создание поделок из пластилина. Деятельность направлена на формирование умелости рук, развитие мелкой моторики, способствующее развитию навыков письма.

Читайте также:  Основные факторы социального и биологического развития ребенка

Физическое развитие

«Степ-аэробика» предполагает выполнение детьми ритмичных движений на специальной платформе – «степе». Данная программа является эфыективным дополнением программы по оздоровлению дошкольников. Результатом выполнения таких движений является укрепление укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно – сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Программа «Здоровье» – это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Данная программа разработанная педагогическим коллективом дошкольного учреждения, и предполагает предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения.

Социально-коммуникативное направление развития

Кружок «Потешки». В основе программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Приобщение детей к истокам русской народной культур» О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Данная программа дополнительного образования детей 4-7 лет реализует национально-региональный компонент содержания, обогащая представления детей о человеке, обществе, истории, их отражений в народном фольклоре через мифы, сказки, легенды, рассказы о родной истории и природе, экскурсии и др.

Воспитатель создает условия для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках детских рисунков, конкурсе поделок, спектаклях, концертах; воспитывает чувство гордости у одногруппников за достижения своих друзей.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Для того чтобы родители стали единомышленниками и создали необходим условия для творческого развития, мы используем нетрадиционные формы работы ДОУ.

• На наш взгляд оптимальной формой сотрудничества с семьей на сегодняшний день, является семейный клуб «Цветные ладошки».Цель: объединять усилия педагогов и родителей для развития одаренности дошкольников в условиях ДОУ; повышать интерес родителей к творчеству детей; совершенствовать навык общения родителей с детьми через совместную деятельность. «Цветные ладошки» реализует программу художественного воспитания, Кружок обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыкова. Занятия направлены на развитие детского творчества средствами различных видов художественной деятельности.

• Выставки совместного творчества: «Чудо с грядки», «В саду родилась ёлочка».

•Нетрадиционные родительские собрания: Брей – ринг «Конкурс семейных талантов», творческая игра «Оживи камни».

•Проектная деятельность: проект по музейной педагогике «Удивительное рядом», проект по сказкатерапии «Добро пожаловать в сказку», проект по экологическому воспитанию «Не просто сказки», творческий проект «Войлочная сказка».

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко-льном детстве.

Источник

Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада

Искусство появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающей действительности.

Проблема взаимодействия видов искусства многогранна и имеет множество актуальных на сегодняшний день вопросов педагогической науке. В исследованиях известных психологов и педагогов Н. М. Зубаревой, Л. С. Выгодского, Е. А. Игнатьева, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Г. В. Лабунской, А. А. Мелик-Пашаева, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Т. Я. Шпикаловой и других говорится о том, что дети проявляют интерес к различным видам искусства, а Т. С. Комарова в своих работах определяет принцип интеграции искусств- взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в образовтаельно-воспитательный процесс детского сада. Общим и уникальным для всех жизненных проявлений, отражающимся в любом виде творчества, является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен, движений.

Сегодня искусство необходимо и взрослым, и детям, оно учит видеть красоту окружающего мира, беречь его красоту, сопереживать, сочувствовать.

В результате маленький человек получает верные нравственные ориентиры, и развивается гармонично.

Духовно- нравственное воспитание- это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей [4, с.67]. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины[2, с. 18].

Роль искусства в развитии личности дошкольника согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) относится к образовательной области художественно-эстетического развития, включает в себя интеграцию всех пяти областей.

ФГОС ДО определяет художественно- эстетическое развитие через искусство как важнейшее средство формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, творческой, самостоятельной, свободной, духовно богатой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества и ставит следующие задачи [8,с. 25]:

  • развитие эмоциональной и интеллектуальной, познавательной сферы;

  • личностное развитие, самореализация, самосознания личности;

  • формирование ценности и нормы поведения в обществе и правильных нравственных ориентиров.

  • обогащение художественно-эстетического, сенсорного, познавательного и речевого развития детей

  • воспитание и развитие индивидуальных творческих способностей детей в различных видах искусства, проявление одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;

  • развитие интереса к духовным ценностям культуры и искусства как виду творческой деятельности человека в различных видах искусства, путем раскрытия значения искусства в жизни людей;

  • ознакомление детей с видами и жанрами искусства, историей его возникновения, средствами выразительности разных видов искусства;

  • формирование смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

  • взаимодействие дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи в художественно-эстетическом и духовно- нравственном развитии детей через взаимосвязь видов искусства.

Читайте также:  Центр развития ребенка в коренево

Художественное- эстетическое и духовно- нравственное развитие следует начинать в достаточно раннем возрасте, чтобы привить ребенку нравственные навыки и умения тонко чувствовать, сопереживать, развивать образное мышление, фантазировать; развивает умение взаимодействовать с окружающим миром; знакомить с красотой в жизни и искусства.

Сделать это представляется возможным с помощью средств духовно- нравственного воспитания, к которым отнесены:

  • искусство (музыка, фольклор, скульптура, живопись, архитектура, театр и др.)

  • природа,

  • литература,

  • история (краеведение).

Известно, что искусство имеет свойство интегрироваться или синтезироваться друг в друга и другие виды деятельности.

Так, изобразительное искусство и музыкальное искусство развивались параллельно, тесно соприкасаясь. Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». Так музыканты, музицирование и музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох, многие художники любят творить под влиянием музыки, слушая ее. Данная взаимосвязь позволяет знакомить детей с репродукциями картин, иллюстрациями; развивает умение рисовать разными материалами, создавая продукты творческой деятельности; знакомит с формой, величиной, цветом, композицией, ритмом, объемом, пропорцией, позой, соотношением предметов в общей композиции по величине и пр. интеграция музыки и изобразительного искусства [5, с.147]. Включение музыкальных произведений во время образовательной деятельности вдохновляет творчески детей, позволяет им выражать свои мысли, впечатления, передавать эмоциональное отношение к окружающей жизни, используя свой опыт в рисовании, лепке и аппликации.

Музыкальное искусство не только формирует умение слушать музыку, передавать эмоциональное состояние, но и передавать настроение через движение, жесты, ритм, рисунок, интонацию и прочее. [7, с.112].

Важно помнить- первыми проводниками в мир искусства, в мир человеческих отношений выступают родители. Приобщение к искусству и региональным, национальным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь, а от того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Тесное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников в воспитательно- образовательном процессе дошкольной образовательной организации является главной задачей в создание соответствующих условий духовно-нравственного и художественно- эстетического развития личности дошкольника, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами живописи и музыки, так и творческое самовыражение [7, с. 134].

Таким образом, воспитательная ценность искусства заключается в том, что оно провозглашает такие идеалы как человечность, трепетное отношение к окружающему миру и человеку, умение видеть и ценить красоту. Все произведения искусства являются носителем общечеловеческих ценностей, культурных норм общества, которые представлены диалогично, образно, ярко, убедительно, что дает возможность слушателям и зрителям интерпретировать их в соответствии со своим опытом и эмоциональным настроем [2, с.176].

Влияние искусства на ребенка является полифункциональным, так как затрагивает все сферы личности: и эмоциональную, и духовную, и социальную, и волевую, и интеллектуальную.

Литература

  1. Выготский, Л. C. Психология искусства : науч. издание / Л. С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. -573 с.

  2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

  3. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.

  4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.

  5. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.

  6. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.

  7. Ребенок в мире культуры: [Учеб.-метод. пособие] / Л. В. Абдульманова и др. ; Под общ. ред. Р. М. Чумичевой . – Ставрополь : б. и., 1998 . – 557 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

Источник