Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок.
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).
Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Так в рамках реализации программы по литературному чтению работа учителя начальных классах должна быть направлена не только на формирование навыков чтения, но и на:
развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся,
обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребенка.
В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у учителей начальных классов традиционно вызывают затруднения.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно ( иногда и объективно) новое”
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) мы выделили следующие требования к творческим заданиям:
соответствие условий выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня решения;
учет возрастных интересов учащихся.
Учитывая эти требования, мы выстроили систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты.
Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений нами заменены на сотрудничество в классном рукописном журнале “Светлячки”. Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.
Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки природоведения, экологической культуры. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Мы стремились имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.
На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.
Анализ учебников для начальной школы (комплект учебников “ Школа России”) показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном относятся к “ условно творческим”, продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.
Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах ( таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.) Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся
Между тем, для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы – внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий нами учитывались два фактора:
То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
Творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.( Приложение 2)
Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1 группа – “ Познание”.
Цель – накопление творческого опыта познания действительности.
Приобретаемые умения:
изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
2 группа – “ Создание”.
Цель -накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.
Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
*получение качественно новый идеи субъекта творческой деятельности;
* ориентирование на идеальной конечный результат развития системы;
* переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.
3 группа – “Преобразование”.
Цель – приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
моделировать фантастические ( реальные) изменения внешнего вида систем ( формы, цвета, материала, расположения частей и другие);
моделировать изменения внутреннего строения систем;
учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
4 группа – “ Использование в новом качестве”.
Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
находить фантастическое применение реально существующим системам;
осуществлять перенос функций в различные области применения;
получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.
Под рефлексивными действиями в своей работе мы понимали
готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
умения обретать новый смысл и ценности;
умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
умения адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;
гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровень используемого метода.
Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно- деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.
Источник
Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Яговцева Л.Ю. – учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности. Так в рамках реализации программы по литературному чтению по программе Н.А.Чураковой работа учителя направлена не только на формирование навыков чтения, но и на развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребенка.
Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяю следующие:
• ситуации незавершенности или открытости;
• разрешение и поощрение множества вопросов;
• создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
• стимулирование ответственности и независимости;
• акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
• внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.
Как учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, создаю условия благоприятные для творчества учащихся в классе, стимулирующие появление вопросов, новых ракурсов, идей. Делаю больший акцент на использование различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший—на запоминание; используют оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения. Атмосфера в классе способствует пониманию (приятию) и возможности для спонтанной экспрессии, творческого использования знаний в самостоятельной практике или исследованиях; задаю провокационные вопросы; учу ценить оригинальность и стремление проверять новые идеи. В то же время уделяю внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей. Основой для разработки таких упражнений служатзадания из тестовых батарей П.Торренса, которые я начинаю использовать еще на занятиях в «Школе будущих первоклассников», затем на уроках и занятиях кружка «Азбука сочинительства» и «Школа творческого мышления».
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Выделяю следующие требования к творческим заданиям:
соответствие условий выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня решения;
учет возрастных интересов учащихся.
При отборе содержания для системы творческих заданий учитываю два фактора:
То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
Творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Учитывая эти требования, выстраиваю систему творческих заданий, ориентированную на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. (Приложение № 1 – фрагмент рабочей программы по литературе). Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативные компоненты.
Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений заменены на сотрудничество в классном рукописном журнале “Подснежник” (Победитель городского литературного конкурса – 2006 год). Для того чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.
***
Я сказы Бажова люблю и читаю,
Хотя в них не все я еще понимаю.
На помощь приходят и папа, и мама,
И бабушка Нина – папина мама.
Мне в сказах Бажова понраву девчушка,
Которую Павел Петрович назвал поскакушкой.
Понравился очень мне сказ про Танюшку,
Девчонку – Даренку и про Марьюшку.
Смолина А.
***
В небе мой воздушный шар
И кружился, и летал,
Опускался и взмывал,
Приближался, улетал.
А когда летать устал,
Лопнул, хлопнул и упал.
Плотников А.
Береза
(Басня)
Росла красивая береза на краю леса. Хвалилась, что лучше ее на свете нет.
«С меня лес начинается»,- кричала она. Но не могла понять того, что не будь ее на краю леса и главным будет другое дерево.
Так и с нами бывает часто. Считаем себя главнее всех, а на самом деле ими и не бываем!
Гладких А.
Среди арсенала дидактических средств достижения успеха предпочтение отдаю тем, которые, не нивелируя индивидуальные различия детей, способствуют их полноценному развитию. Диалог, творческие задания создают перспективы самореализации на индивидуальном уровне с целостным задействованием «Я- концепции» ученика, пробуждают желание попробовать самому: нарисовать, составить кроссворд, предложить свой вариант решения проблемы. Кроссворды на уроках целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для развития творческих способностей и лучшего усвоения фактического материала. Образцы таких заданий:
– Нарисовать свои плакаты по гигиене и приготовиться защитить свой проект;
– Приготовить выступление своей группы на уроке – семинаре о растительном мире Австралии;
– Выяснить, что же такое «великое закрытие»;
– Найти дополнительный материал о том, что больше всего вас заинтересовало, можно объединиться в группы и подготовить сообщение вместе и др.
Но особенно повышенный интерес и высокая результативность в формировании трех составляющих (предметной, деятельностно–коммуникативной, ценностно– ориентационной) в усвоении материала проявляется при внедрении новых педагогических технологий на нестандартных формах урока. Каждая форма имеет свою привлекательность. Обобщающее повторение вызывает огромный интерес, если урок провести в виде путешествия, КВН, различных интеллектуальных игр, аукциона, викторины, кроссворда. «О чем плачет утес?» (2 класс), урок – викторина по теме «Алфавит» (1 класс), «Земля – космический дом» (урок – исследование), «Счет лет в истории» – урок – практикум, «Наше питание» – урок – театрализация, «Родной край – частица России» – урок путешествие и др. Интегрированные уроки: «Растительный мир леса. Охрана растений» (окружающий мир и ИЗО), «Наш дом: вещи добрые и злые» (история и литература), «Что видит ветер, пролетая над землей» (развитие речи и ИЗО) и т.д. – это педагогические формы, проведенные с использованием мультимедийной поддержки и возможностей интерактивной доски, набором творческих заданий, направленных на развитие учащихся.
Межпредметные связи открывают широкие возможности для использования творческих заданий с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Игровые технологии на уроках являются мощным средством эмоционального воздействия и развития творческих способностей младших школьников. Игра активизирует мыслительную деятельность, повышает работоспособность. В гости к детям приходили и Айболит, и Мойдодыр, и Зимушка – Зима, Зайка и т.д. Мы совершали путешествия, играли, выручали из беды героев, выполняя при этом самые разнообразные творческие задания. Учащиеся заранее получали задания по группам: сделать сообщения, рисунки, подобрать картинки для урока и т. д. Например:
– Подготовить дополнительный материал об открытиях и изобретениях. Эту работу можно выполнить индивидуально, в паре или объединившись в микрогруппы.
Проблемные ситуации развивают познавательный интерес, наблюдательность и любознательность, как начальные формы творческого интереса, активизируют познавательную деятельность.
Мобилизующее начало урока развивает детей, заставляет думать, побуждает к творчеству. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Примеры воспроизводящих вопросов и заданий с элементами творчества:
– Что ты заметил схожего и различного в прочитанных сказках и былинах?
– Почему И.А.Бунина привлекает не пышное цветение дорогих цветов, а скромные полевые цветы?
– Находишь ли ты что–то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Л.Н.Толстого «Прыжок» и «Акула»?
Большая доля самостоятельности имеет место в работах творческого характера, при выполнении которых ученики с помощью усвоенных знаний анализируют новые ситуации. Это частично – поисковые работы:
Почему сказки, сложенные русским народом давным–давно живут и сегодня?
С какой целью Л.Н.Толстой написал рассказ «Какая бывает роса на траве?»
Наивысшая степень самостоятельности проявляется в творческих работах поискового характера.
Придумай текст с описанием.
В каких случаях можно использовать слова из басни «Да только воз и ныне там»?
Анферова М.
Подснежники – такие нежные, хрупкие, изящные первые весенние цветы. Они радуют нас своей неповторимой красотой, ощущением приближающейся весны. А люди бездумно срывают их целыми охапками. Люди! Будьте чуткими и благодарными окружающей природе, Берегите ее неповторимую красоту!
Сунцов С.
Наша семья любит наблюдать, как в еще достаточно прохладную майскую пору появляются цветы купальницы. И хотя этот цветок не имеет резкого запаха, но первые насекомые быстро обнаруживают поляны с этими растениями. Они кружатся, жужжат над ними и чувствуешь, что лето уже близко.
Пустовалова Н.
Уральские боры пока еще прекрасны. Но если люди не задумаются о своем отношении к природе, то скоро в них будет пусто, тихо, голо. Так как вся красота исчезнет. Национальный парк «Припышминские боры» создан в 1993 году для сохранения сосновых лесов.
Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки окружающего мира, культуры безопасности жизнедеятельности. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Стремлюсь имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека. Примеры таких заданий:
Подбери книги, рисунки, изображения, связанные с периодом Киевской Руси. Если хочешь, сделай свои рисунки к этому периоду родной истории.
Каким ты представляешь Петра 1 – Петра Великого?
Что дает человеку освоение космоса? Расскажи (напиши) об этом с позиции историка.
Возникает вопрос, как и, когда оказались люди в Америке и в Австралии? Там не могла возникнуть особая ветвь человечества, потому что человекообразные обезьяны в тех краях никогда не водились. От Азии и Африки обе эти части света отделяют моря и океаны. Трудно предположить, что первобытные люди могли их переплыть. Не читая дальше, решите эту загадку.
Следующую причину вы определите сами. Представьте себе дерево с листьями зимой под снегом. Что произойдет с деревом?
Каким вы представляете себе кожемяку?
На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста. Особенно много вариантов выполнения заданий предполагает работа с модулями при работе с бумагой и другими материалами.
Придумай другие закладки на основе данной фигуры – стрелочки.
Попробуйте устроить соревнование: кто сложит самую маленькую коробочку санбо.
Придумай образ или картину, состоящую из геометрических фигур. Выбери любые понравившиеся тебе способы их заполнения.
Лежнин Никита
Малый лебедь – исчезающий вид птиц. Поэтому я изобразил его одиноким на кочке по середине пруда. Люди, которые увидят мою картину, возможно, задумаются о своем отношении к природе.
Кутенева Настя
Как красива природа вокруг лесного озера. Летают бабочки, шуршит в траве ежик, плавают лебеди. Хотелось бы верить, что люди постараются сохранить такие заповедные уголки природы.
Анализ учебников для начальной школы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном относятся к “ условно творческим”, продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна из используемых в школах программ. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.) Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся. Поэтому приходится подбирать специальные задания для проведения различных педагогических форм, стимулирующих развитие творческих способностей учащихся.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации:
Результаты наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейшего компонента не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Все это позволило конкретизировать и решать задачи развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.
Источник