Развитие творческих способностей ребенка в театрализованной деятельности

Ирина Ефременко
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Каждый из нас как педагог задается вопросами…Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Приоритетным направлением в своей работе считаю развитие творческих способностей

у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Опыт проводимых занятий позволил мне сделать вывод, что театральные игры

создают благоприятные условия для развития чувств партнерства, освоение способов

позитивного взаимодействия, осуществляется эмоциональное развитие,

совершенствуется диалогическая и монологическая речь, в так же её выразительность.

К нам приходят дети уж в среднем возрасте. Результаты диагностического обследования показывают, что большинство детей не могут исполнять монологи и диалоги, не находят выразительных средств исполнения роли. Не все дети согласуют свои действия с действиями партнёров. Большие трудности испытывают дети при придумывании сказок. У детей не развито воображение. Многие дети скованны на праздничных утренниках.

Появилась мысль: а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя целенаправленную, систематическую работу по театрализованной деятельности, учитывая современные методы и приёмы организации театрализованной деятельности в детском саду. И на педсовете наши педагоги приняли решение создать программу (вариативную часть) по театрализации «В гостях у сказке». Создали учебный план, разработали сами занятия.

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Развитие эмоционального мира дошкольников.

2. Развитие интонационной выразительности речи.

3. Развитие и совершенствование детской пластики.

4. Игры (театрализованные, драматизации, превращения).

5. Разыгрывание сказок.

Работа по театрализованной деятельности проводится в среду, во второй половине дня и проходит в игровой форме. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия у нас выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводится к подготовке выступлений.

Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:

1. Ритмическая разминка

Ритуал начала занятия это- игры способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом.

Игры:««Передай улыбку», «Телеграмма», Передай хлопок», Ребенок посылает хлопок стоящему рядом, т. е. хлопает, повернувшись к нему, тот передает дальше по кругу и в обратном направлении.

«Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

«Комплименты» «Волшебный клубочек». Клубочек», «Найди друга», ««Рукавички», «Утка, утка, гусь», «Рычи, лев, рычи», «Поварята»и т. д.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций «Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Каратист», «Подушечный бой», «Злая кошка».

2.Речевая разминка:упражнения на дикцию и артикуляцию:

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно, обиженно, сердито, жестоко. Иронично. Насмешливо, грубо, вопросительно, капризно и т. д. Например –песенка Козы (от лица Козы, от лица Волка)

Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель», «Курочка по зернышкам», «Маша шла, шла, шла» и т. д. «Диалогические скороговорки».

Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки. Или делятся на 3 группы. 1группа –«Расскажите про покупки?»2 группа – «Про какие покупки?»,

3 группа – «Про такие покупки». Все – «Про покупочки (3 раза) мои» (постепенно темп увеличивать)

Разыграние мини- сценки:

«Еж – чистюля». Т. И. Петрова, Потешка «Кисонька- Мурысонька»,

«Еж и лиса». В. Фетисов.

Выразительная декламация стихотворений: Л.Шевченко: «О котах и кошках расскажу немножко», «У реки», «Времена года», «В гостях у Кати» и др. И.Токмакова: «Ели», «Снеговик», «Гусеница».А.Барто: «Бычок», «Зайка», «Котенок», «Мишка», «Машина». С.Насауленко: «Лошадка», «Курочка и петушок», «Бегемотик» и т. д.

3. Ритмопластика

Ритмопластика – это игры, создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей. На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела.

Упражнения:

а) для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные руки» и т. д.

б) на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку (муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей».

При выполнении данных упражнений важно внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремилась разнообразить свои движения, мимику.

в) «Расскажи стихи руками»«Ученые мартышки», «Смелый капитан», «Радость», «Мы – шоферы», «Футболисты – проказники», «Любимые куклы», «Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Веселый оркестр», «Я все умею», «Рыбка плавала в пруду», «Сосулька», «Паучок – ткач», «Дождевые червячки».

г) игры на пластику (ритмические упражнения)«Я на скрипочке играю», «Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я иду, поднимая ножки».

д) Ритмопластика под музыку, помогает творчески использовать пластическую выразительность. Например под песню «Губки бантиком»(исп. К. Орбакайте) «У Оленя дом большой», «У жирафа пятна, пятнышки везде», «Зверобика, «Песня Кота Леопольда», «Веселые лягушата», «Шел по лесу музыкант» и т. д.

4. Театральная игра. Упражнения и этюды

Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения. Они должны научить будущих актеров выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.

Театральные игры такие как ««Веселый Старичок-Лесовичок» ,«Поиграем. — угадаем.» (АБосева, «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем» и. т. д.

Упражнения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики», «Незнайка», «Крылья самолета и мягкая подушка», «Мельница», «Кузнечик», «Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая гимнастика)». Игра «Кактус и ива»

По команде педагога «Кактус» дети «превращаются в кактус» (напрягают мышцы, по команде «Ива»«превращаются в иву» (расслабляют мышцы)

Театральные этюды должны развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды: «Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный пес», «Умываемся», «Самолет», «Кошки – мышки», «Мишка косолапый», «Звонкий день», «После дождя», «Игра в лесу», «Лошадки». Например этюд «Хвастливый заяц».Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.

Этюды на развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка», «Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».

5. Разыгрывание сказок.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев.

Театрализация сказки позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Если сказки знакомая, такие как «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя» то мы с детьми вспоминаем и играем по ролям.

Если произведение новое, например «Маша Обедает» «Кто колечко найдет», «Кто как считает?» М. Карим. Мы вначале работаем над текстом.

Это чтение сказки, беседа по содержанию; пересказ сказки по сюжетным картинкам и уж затем идет рассказывание сказки по ролям.

Из опыта работы могу сказать, что очень хорошо проходят театрализованные представления, сценки, мюзиклы по сказкам на утренниках. Проводили утренник в подготовительных группах на 8 марта по сказке «Муха –цокотуха», на праздник осени проводили «сказка «Кот Федот и кошка Матрешка». Где у всех детей была возможность проявить самостоятельную художественную деятельность. Танцевали и семейство петуха, гуси-грузины, цыганки, скоморохи, продавцы на ярмарке.

Так же с подготовительными детьми проводили осенние посиделки.

В 2018 учебном году со старшими детьми на праздник Осени ставили сценку «Пчелки-лучшие подружки», на 8 марта готовим сказку «Соленный колобок», где опять примут участие вся группа. Кроме основных героев, еще будут мальчики помогать деду месить и печь колобок, исполнять танец «Пекарей», а девочки будут исполнять танец цветов, потом их колобок соберет и подарит бабушки.

А в апреле проведем мюзикл «Волк и семеро козлят». Так из простой сказки будет происходить превращение в новую, более интересную сказку. С танцами, песнями, играми.

Для обеспечения положительного результата совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудован театральный уголок, уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. Есть пальчиковый, настольный, куклы-биабо, театр на перчатках.

Конечно вся работа по театрализации не проходит только на специальных занятиях, она идет постоянно в течении дня, сочиняем истории, сказки, проводим конкурсы, викторины по сказкам, конкурсы чтецов.

Птица говорун, помогает произносить скороговорки, сочинять рифмы,

Очень нравится мне применять платковые куклы. Применение платковых кукол развивает пластику, координацию движений. Мы их используем и в драматизации, и на утренниках, так на праздник день матери мальчики танцевали танец «Аленушка», и на занятиях «Приходит то Бабушка-загадушка, то «Дед Зная».

Изучая литературу по теме самообразования, меня заинтересовало учебно-методическое пособие М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия» своей яркостью художественного музыкального материала. Здесь присутствуют все виды театральных кукол, как уже давно известных, так и уникальных, используется современная и классическая музыка, есть также фонограммы детских весёлых песенок, обширный игровой репертуар, который может использоваться и как тренинг на занятиях, и как материал для проведения досугов и театрализованных представлений.

Игры- сказки, с помощью перчаток по этой методике на развитие мелкой моторики стала уже использовать в своей работе. Упражнения «За грибами», «Облако и птичка», «Необычные существа», сценка «Необычная планета».

Так же игры с бусами, с браслетами все это по методике Маий Родиновой, как нетрадиционное направление театрального искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно неизведанное.

Марионетки на руку из старых детских колготок и носков вызывают полнейший восторг у моих детей! Думаю, всем знакомы эти куклы, сделанные своими руками, – просовываешь в носок сложенную ладонь, и кукла разговаривает.

В планах изготовить и использовать куклы марионетки с подготовительной группой на следующий учебный год. Переходя в подготовительную группу мы хотим, чтобы самим дети выступали в роли режиссера, сценариста, декоратора.

Каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми.

Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.

– Обучаться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому значимым моментом является систематическая работа с родителями.

Привлекали родителей к изготовлению пальчикого театра, штоковых гусениц, червячков, и конечно в планах шире привлекать их к совместным постановкам мюзиклов, спектаклей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам.

Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Источник

Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Тартина Елена Венеровна

с. Китово 2017

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

 морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
                                                                         
                                                                                 Б.Н. Теплов

Введение

    Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

– Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни, как интересно можно жить в этом мире;

– Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

   Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого, привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. «В   процессе этого сопереживания, – как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, – создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

   Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

   В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

   Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка театральных игр) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях, так и в  совместной деятельности, в обозначении основных направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития детей через театрализованную деятельность.
Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности ребёнка через театрализованную деятельность.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

   Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление, воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

   По данному направлению я работаю три года. В своей работе использовала различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности: 

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей. 

2. Самостоятельная театрально – художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни. 

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности. 

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями. 

   Театрализацию в работе с детьми я начала со среднего возраста. В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика, сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для родителей, памятки, консультации.

   Содержание моих занятий – знакомство не только с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

   В содержание театрализованной деятельности  использовала  ИКТ-технологии:

  • Просмотр кукольных спектаклей
  • Игры-драматизации
  • Упражнения для социально-эмоционального развития детей
  • Упражнения по дикции
  • Упражнения на развитие детской пластики
  • Пальчиковый игротренинг
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы
  • Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной доски
  • Мультимедиа

   В своей работе я использую интернет-ресурсы:

htth://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования

https://www.maam.ru- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://www.o –detstve.ru – О детстве

htth://solnet.ee/ – Детский портал Солнышко

https://dohcolonoc.ru – Всё для воспитателей детских садов

   На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

   В этом году совместно с детьми мы создали проект «Мультфильм своими руками» по сказке «Лиса и заяц». Мне хотелось вызвать у детей интерес к мультипликации не с позиции зрителя, а с позиции человека, имеющего отношение к созданию мультфильма, знающего основной процесс создания. Дети совместно с педагогом с удовольствием включились в этот долгий и кропотливый процесс: создание персонажей, изготовление декораций, съёмка. Когда был снят весь мультфильм, мы перешли к его озвучиванию. Полученное изображение обработали при помощи компьютерной программы Windows Movie Maker. В результате получился замечательный мультфильм, который с удовольствием посмотрели и дети, родители.

   Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов, изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

   Театр в нашем саду «живет» давно. В последнее время наблюдается новое направление – христианское. Мы вместе с детьми, под руководством музыкального руководителя готовим спектакли на пасхальную, рождественскую темы. Они проходят с большим успехом. И награды тому – высокие оценки на областном уровне: грамоты победителей конкурсов, дипломы, а так же овации благодарных зрителей. Стало хорошей традицией, проведение утренников с включением театрализованной постановки. Использую спектакли и как часть родительского собрания. Количество родителей на таких собрания увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

   За 3 года работы были поставлены театрализованные постановки:

  •  «Алёнкины писанки», победитель муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Светлый праздник»
  •  «Пасхальное яичко», победитель муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Светлый праздник»
  •  «Рождественская ёлочка», участники XVI областного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок»
  • «Краденое солнце» по сказке К. И. Чуковского
  • «Рождественский колобок», участник муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок»

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке сказок. Ждут с нетерпением,  когда же еще будет следующая репетиция. Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

– у детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации, особенно при прочтении художественных произведений;

– дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);

– повысилась эмоциональная отзывчивость;

– дети стали больше проявлять активность, инициативность;

– у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца);

– у детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

– дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

   За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих заданий эта категория  детей проявляла инициативу,  самостоятельность, креативность, показала высокое качество выполненной работы.

   С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной. На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках, конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

Источник