Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией

Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией thumbnail

государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Самарской области средняя общеобразовательная

школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза М. Р. Попова ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Тема: «Развитие творческих способностей ребенка

в процессе занятий хореографией»

Галимова Регина Наилевна

педагог – организатор

Развитие творческих способностей ребенка

в процессе занятий хореографией.

Одним из приоритетных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федерального проекта закона «Об образовании в РФ» является работа с одарёнными детьми. Акцент в работе с ними делается на развитие способностей и создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации.

Талант – большая общечеловеческая ценность, надежда цивилизации, проблема прогресса общества, реализация его творческого потенциала. Поэтому сегодня так важна целенаправленная работа с одаренными детьми. Выявление одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни его жизни. Человеку всегда было свойственно стремление к красоте (встреча с природой, произведениями искусства, процессом творчества). Именно художественно-эстетическое освоение природы и искусства развивает у ребёнка чувственно-образное мышление, способность жить и преобразовывать мир по законам красоты. В педагогическом плане главное в творчестве – создание ребёнком своего «я, себя», как нового открытия, как активного начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность.

Все формы художественно- эстетического воспитания достигают цели, лишь при создании условий особого творческого пространства для самореализации личности, развития его творческих возможностей с учётом предыдущего личного опыта и новых достижений, обеспечивая свободу творчеству, раскрывая фантазию и воображение.

В настоящее время не существует четкого определения одаренности. Трудности в определении связаны с общепринятым бытовым пониманием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, противопоставляется способностям.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Один из способов развития творческих способностей являются занятия художественно – пластическим движением и танцем – «хореографией». Она оказывает комплексное влияние на физическую и эмоционально – чувственную сферы ребёнка, развивает ассоциативное мышление, побуждает к творческой деятельности и развитию фантазии.

У ребенка гармонично развиваются творческие способности. Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».

Хореография создает условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, воспитывает человека, умеющего ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способного чувствовать изменяющийся мир и творчески обогащать его. Культура танца дает возможность передачи общественных и национальных норм и традиций. Развивает творческие способности и художественный вкус.

Работая с детьми различного школьного возраста, столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающейся потребности в движении и общении.

Поэтому проблема развития творчества, посредством танца, актуальна.

Знакомство детей с различными танцами позволяет расширить кругозор, дает возможность экспериментировать и создавать самому, творить. Музыкально-ритмическая деятельность, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца.

В своей деятельности опираюсь на труды таких авторов, как Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика», А.В.Буренина «Ритмическая мозаика», О.А.Апраскина «Музыка в воспитании творческой личности». Климов А. Основы русского танца. М., 1994 г. Никитин В. Модерн-джаз танец. М. «ГИТИС», 2000 г. Г. Я. Власенко «Танцы народов Поволжья».

Детей необходимо побуждать к творчеству, развивать творческие способности в процессе обучения. Отличительной чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.

Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития творческих способностей детей школьного возраста.

Хореографическое искусство способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной танцевально – творческой деятельности. Это способность к самостоятельности, инициативе, творчеству, умение сотрудничать и взаимодействовать.

Основной целью моей работы является системное развитие творческих способностей детей школьного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

  • Развивать творческое воображение, мышление посредством музыкальных образов.

  • Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности.

  • Приобщать родителей к совместной деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

В своей работе использую и реализую современные педагогические методы и технологии такие как:

  • словесный метод;

  • наглядный метод;

  • практический метод;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • личностно-ориентированный подход.

По результатам проведённой работы ожидается повышение уровня развития творческих способностей детей.

В условиях осуществления педагогического процесса в ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала танцевального ансамбля «Вдохновение» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.

Прежде всего, необходимо помнить, что танец – это вид искусства, в котором художественный образ создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это способствует гармоничному развитию творческих способностей детей, совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Занятия танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.

В ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала разработана дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей с хореографической одаренностью.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка дауна

Цель программы: воспитание гармонично развитой личности ребенка с помощью искусства хореографии, формирование художественного вкуса.

Помимо образовательных задач, которые определяются для каждого года обучения, программа решает ряд воспитательных задач, не теряющих своей актуальности для любого года обучения:

  • формировать навыки здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуру поведения;

  • стимулировать интерес к творческим видам деятельности;

  • воспитывать самостоятельность, инициативность, стремление к саморазвитию;

  • учить свободно, красиво и органично выражать себя в танце;

  • учить элементам танцев различных жанров, направлений.

В своей работе придаю большое значение танцевальной и пантомимической импровизации.

Танцевальная импровизация – это, прежде всего, спонтанность творческого самовыражения. Импровизация движений – это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных заранее движений. Импровизации помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму. Развивает ассоциативное мышление к музыкальному произведению и помогает воплощать ассоциацию в движение и в постановку сюжетной линии танцевальной композиции и образа героя танцевальной сюжетной композиции. Импровизации, это творческая лаборатория для учащихся, где они раскрывают свои творческие способности. Это урок самостоятельности и свободы действия, на котором они могут воплотить свои творческие, хореографические фантазии в реальность. А моя задача, раскрыть и развить творческую личность, способом импровизационного урока, помочь ребёнку научиться логически, думать и свободно фантазировать.

Постановочная, репетиционная деятельность, это шаг к творческой самореализации ребёнка в концертной деятельности. На занятиях постановочной, репетиционной деятельности, учащиеся работают над танцевальным репертуаром или над танцевальными композициями, над которыми ведётся отработка танцевальных движений, хореографического рисунка, актёрского образа и характера. Эти занятия проводятся, как и с малыми группами, так и с ансамблем переменного состава. Возможны и индивидуальные занятия с солистами. Все выполненные вышеуказанные этапы постановочной работы, дают старт на концертную деятельность и сценическую площадку, где учащиеся проявляют себя как актёры, солисты и танцоры ансамбля танца, тем самым реализуют свои творческие способности и свой творческий потенциал, как творческая личность.

Вся социокультурная деятельность рассматривается как поле для творческого самовыражения субъектов образовательного процесса, где в роли субъектов выступают учащиеся, педагог и родитель. Этот процесс взаимодействия инициируется педагогом и поддерживается родителями, которые в данном случае выступает в роли агентов передачи норм социума и ценностей культуры. Это учебно – творческие занятия, участие в мероприятиях различного уровня и характера (конкурсы, концерты, мастер – классы). Посещение культурных заведений, походы на природу, внекружковая жизнь.

Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения ребенка определяется по итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики.

За период обучения в танцевальном ансамбле «Вдохновение» дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно.

Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через:

  • педагогическое наблюдение на учебном занятии;

  • педагогическое наблюдение вне учебного занятия: на улице, в помещении (общение с другими людьми);

  • при организации индивидуальных занятий;

  • через просмотр видеоматериала с концертов коллектива;

Педагогический мониторинг в объединении проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.

Мониторинг содержит следующий план:

– наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов;

– обобщение результатов;

– анализ и оценка достигаемых результатов.

Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

Первичный контроль проводится с целью выявления уровня творческих способностей детей в начале цикла обучения детей.

Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце месяца. Его целью является подведение промежуточных итогов, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется какова оценка успешности выбора технологии и методики, анализируются результаты обучения на данном этапе.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Целью является определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей.

По итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.

Данная диагностика позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей.

Проводится индивидуальная работа, постановка танцев на конкретных детей, учитывая их уровень танцевального мастерства, пластику, эмоциональное раскрепощение и особенности собственной подачи танцевального, сценического образа.

За время существования танцевальный ансамбль «Вдохновение» добился значительных творческих результатов.

Таблица 1

Результативность участия детей в конкурсах, мероприятиях

Районный фестиваль – конкурс детского творчества

«Созвездие талантов»

Лауреаты 1 степени

2014г и 2015 г.

Окружной конкурс

«От Рождества до Пасхи»

Лауреаты 1 степени

2015г.

Областной конкурс детского и юношеского творчества

«Символы великой России»

Лауреаты 1 степени

2015 г. и 2016 г.

Областной хореографический конкурс

«Зимняя сказка»

Лауреаты 3 степени

2015г.

Областной конкурс

«От Рождества до Пасхи»

Лауреат 1 степени

2016г.

Областной конкурс детского и юношеского творчества «Виват, Победа!»

Лауреат 3 степени

Лауреат 1 степени

2015г.

2016г.

Областной конкур современного танца

«Танцующий город»

Дипломанты 3 степени

2016г.

Всероссийский конкурс

«Твое направление»

Лауреаты 3 тепени

2014г.

Международный конкурс детского и

юношеского творчества

«Радуга талантов»

Лауреат 2 степени

и

Лауреаты 3 степени

2015г. и 2016г.

Участники всех школьных и районных концертов и мероприятий (1 сентября, Последний звонок, День матери, 8 марта, 23 февраля, День Учителя, День Победы и т. д.)

В ходе наблюдения за занятиями коллектива обращаю свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятия в младшей группе использую игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старшей группы делаю акцент на самостоятельности обучающихся. Дети сами выбирают репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танца.

Поддерживает интересы детей, поощряю их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Источник

           Развитие творческой одаренности детей на занятиях хореографии

Из опыта работы хореографа: «Развитие творческой одаренности детей на занятиях                              хореографии»

Читайте также:  Основные направления развития ребенка дошкольного возраста

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.
В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.
Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.
Для развития творческой одаренности школьника на занятиях хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии.
• Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
• Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
• Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
• Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
• Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
• Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
• Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг – суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.
• Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ – это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;
• Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.
Кроме указанного выше активно используется опыт кружковой и факультативной работы. Тренинги и репетиции проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с учащимися.

Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность педагога основывается:
• на уважении и эмпатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
• умении тонко и деликатно обращаться с учащимеся, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
• в поощрении при развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
• в воспитании стремления к свободе.
Условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности учащихся:
• возможность овладения учащихся опыта самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование треиинго-игрового метода в учебном процессе;
• создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;
• выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального педагога и индивидуального, уникального ученика;
• совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. 

В идеале сам танец – пластическая музыка “Танцевальная музыка, – писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, – представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца.”
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, – рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой – движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца – это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Танец часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения – упражнения. Назначение упражнения различно:
– для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки);
– предварительного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам;
– развитие выразительности движения персонажей сюжетных игр;
– композиционной завершенности музыкально-танцевальных движений у детей.
Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности. Важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с танцем, музыкой, он с интересом воспринимает музыкально-хореографическую информацию. Поэтому важно приобщать детей к основам хореографической деятельности. Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу учителя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизацией). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.
Занятия танцами в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Читайте также:  8 месяцев ребенку развитие что должен уметь вес и рост комаровский

Древнегреческий философ Демократ утверждал: “Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если не учиться”, а Я. Коменский отмечал, что в
человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Источник