Развитие творческих способностей ребенка в процессе ручного труда

Ирина Фомичева
Развитие творческих способностей у детей посредством художественного ручного труда

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка …. 3

1.1. Цель рабочей программы … 5

1.2. Задачи рабочей программы …. 5

1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса …. 7

2. Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми ориентирами) 8

12

3. Календарно-тематическтий план 15

4. Методическое обеспечение программы 31

1. Пояснительная записка

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой,стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.

1.1.Цель рабочей программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда

1.2.Задачи рабочей программы:

1. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствование мелкой моторики руки;

3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитание аккуратности, самостоятельности.

1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса

– Принципы сотворчества педагога с ребенком, доброжелательного отношения в процессе работы;

-Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

-Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

-Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

-Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

-Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

-Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из нетрадиционных художественных материалов

2.Планируемые результаты освоения Программы:

1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствована мелкая моторика руки;

3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка младшей группы по фгос

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.

Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, бисера, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт

В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности.

В процессе организованной деятельности художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно –эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.

При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы 1 год.

Организованная деятельность проводится 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год) по подгруппам по 6 человек, время проведения с каждой мини-группой – не более 25 минут.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

В конце учебного года дети старшего возраста могут:

– владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

– выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;

– планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

– разрезать бумагу по нанесенным меткам;

– работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;

– вдевать нитку, тесьму в иголку;

– изготовлять поделки из природного материала;

3. Календарно – тематическтий план на 2015-2016 год

Сентябрь.

№Тема: Цель

1. «Георгины» Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.

2. «Грибочки» Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму гриба.

3. «Осенняя пора» Коллективная аппликация из листьев. Предложить детям сделать картину из листьев. Каждому ребенку предложить выбрать, что он хочет сделать (показать картинки, образцы, учить аккуратно приклеивать листики в правильной последовательности. Учить красиво располагать готовые аппликации на ватмане.

4. «Зверушки» Поделки из природного материала. Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детейсамостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

Читайте также:  Программа творческо эстетического развития ребенка

Октябрь.

№Тема: Цель

1. «Жираф» Аппликация с использованием крашенного песка. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.

2. «Бабочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

3. «Зверушки из фисташек» Поделки и фисташек. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

4. «Золотая осень» Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.

Ноябрь.

№Тема: Цель

1. «Гусеница» Аппликация с использованием крашенного песка. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.

2. «Собака» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

3. «Зверушки из фисташек» Поделки и фисташек. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

4. «Черепашка» Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

Декабрь.

№Тема: Цель

1. «Ёлочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

2. «Символ года»

Плакат. Аппликация из резаных ниток. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

3. Открытка «Веселые хороводы»

Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

Январь.

№Тема: Цель

1. «Волшебные снежинки» Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.

2. «Киска» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

3. «Дед Мороз» Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

Февраль.

№Тема: Цель

1. Поздравительная открытка.

Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

2. «Валентинки» Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.

Читайте также:  Между обучением и развитием стоит собственная деятельность ребенка

3. «Вертушка» Конструирование-оригами. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным

4. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

Март.

№Тема: Цель

1. «Весеннее солнышко» Аппликация с использованием крашенного песка. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.

2. Поздравительная открытка.

Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

3. «Первые цветы» Аппликация. Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

4. «Утята» Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Апрель.

№Тема: Цель

1. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

2. «Овечки» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

3. «Паровозик» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

4. «Пасхальные яйца» Лепка из соленого теста. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.

Бисерография. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.

Май.

№Тема: Цель

1. Поздравительная открытка.

Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

2. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

3. «Лев» Поделка из бросового материала. Учить детей обклеивать картонные рулончики, самостоятельно вырезать детали льва, соединять детали между собой. (Возможно использование образца или изображения поделки)

4. «Барашек» Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

4.Методическое обеспечение:

• И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г

• М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007

• И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.

• И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.

• И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.

• И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.

• Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г

• Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.

• Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г

• Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.

Источник