Развитие творческих способностей ребенка в подготовительной группе

Развитие творческих способностей ребенка в подготовительной группе thumbnail

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей»

На сегодняшний день к нашим детям предъявляют высокие требования и в садиках, и в школах, да и сама жизнь обрушивает на подрастающее поколение массу новой информации. Поэтому творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.

Какую бы область себе не выбрал ваш ребенок, чем бы он ни занимался, творческий подход к вопросу поможет подобрать нужные решения. И вообще, развитые люди более интересны в общении и легче справляются с возникающими трудностями. Что же могут сделать любящие родители для развития своего малыша? Давайте попробуем в этом разобраться!

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе, решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости,закономерности и т. д., все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Значит, все должны стать творцами? Да! Но откуда же взять столько талантливых и способных? Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития.

В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина – от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности.

Значит, первые годы жизни – самые ценные для его будущего. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от мамы и папы, от того, что они предпримут для развития ребенка, даже от того, как разговаривают с малышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают.

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения условиям его развития. Какая разница, считают они, раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда будет читать и считать. Зачем торопиться? Придет время – и научится. В действительности это далеко не так.

В жизни мы видим совсем иное: сколько слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо!

Помните, что возможность развиваться не остается неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

Итак, первое условие успешного развития способностей – раннее начало.

Условия для того, чтобы это произошло, нужно обеспечивать заранее, они должны опережать развитие речи, стимулировать его и быть уже готовы к моменту созревания, т. е. необходимо насколько возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что соответствует моменту наиболее эффективного развития.

Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей. Третье чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое важное условие – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д.

Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большие напряжения ума пойдут малышу на пользу. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот последнее – пятое – немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

Самое сложное, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма “помощи” детям, но она только вредит делу!

Есть великая формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные”.

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. И одним из эффективных средств для этого является игра.

А как же самый благоприятный для развития возраст? Что предложить ребенку в год, два, три? Чтобы пользы было не меньше, чем от “конструктора”, и чтобы игра увлекала малыша, давала ему здоровую и интересную пищу для ума, и при этом достаточно сложную. Причем очень важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие. И не день, не неделю, не месяц, а год, два, три вела бы его за собой.

Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего, главная в том, что игрушки уже себя “исчерпали”. Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка. В этом отношении намного лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры дольше “служат” детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но развивающие возможности этих игрушек ограниченны: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае, удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей! А время уходит. Как же быть?

Нужны игры нового типа, игры, моделирующие творческий процесс и, как бы, создающие свой микроклимат, где есть возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Для этих игр характерны следующие особенности: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из “конструктора” и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей “конструктора” – видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3-летнему до непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего исполнительские черты у ребёнка.

Возьмем, например, игру “Сложи узор” (Прим. : в нашем детском саду на основе этой игры разработаны занятия, проводится кружковая работа).

Первые узоры этой игры могут быть для ребенка легкими, т. е. ниже его возможностей, но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким, которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственные и волевые способности “на полную мощность”. Этот процесс очень радует ребенка – он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того, что “трудно, а получилось!”.

Но вот какой-то узор ребенок не смог сложить, например, такой, где нужны кубики с двухцветными гранями. Ребенок крутит кубики и так и сяк, а узор не получается! Значит, он добрался до “потолка” своих нынешних возможностей. Это критическая точка и для ребенка, и для старшего: подсказывать – ни словом, ни жестом – нельзя! Можно только утешить огорченного малыша и обязательно обнадежить его: “Еще раз-другой попробуешь – получится!”.

И когда завтра или через несколько дней, даже недель ребенок, наконец, преодолевает и следующую ступеньку – он воспримет это как большое достижение, у него возникнет желание двигаться все дальше и дальше. И это действительно достижение – ребенок самостоятельно решил ту задачу, которая еще вчера ему не поддавалась. Ему никто не подсказывал, не показывал, он додумался сам. Это целое открытие! А оно влечет за собой сдвиг в пространственном воображении, в умении комбинировать. Сделан пусть крохотный, но шаг в развитии творческих способностей!

В развивающих играх заключена главная особенность, благодаря которой удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по-своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение – держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Обратите внимание на только что перечисленные пять пунктов. Они соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей!

Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.

Уважаемые родители, все в ваших руках!

Успехов вам!

Источник

Меньшикова Людмила Викторовна
Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста

Подготовительный дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т. е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.

Развитие личности в подготовительном дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря,формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности (в том числе и художественно эстетического плана, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.

Ребенок усваивает “язык” чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

6-7 летний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю, детям этого возраста нелегко.

В подготовительном дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале шестилетнего ребенка имеются различные способы познания.К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т. е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т. п., привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.

Уровень развития мыслительных операций ребенка подготовительного дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т. п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

А. А. Люблинская доказывает, что воображение детей 6-7 лет приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.

В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Развитие интеллектуально-творческих способностей подрастающего поколения является актуальной проблемой. В современном обществе идеалом является творчески действующая и мыслящая личность.

Нейропсихологи считают, что музыкально-творческую активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а значит, становится активным сам человек.

О творческих проявлениях детей можно говорить только в том случае, если они стремятся и воплощают собственный замысел в импровизации попевок, напевая и подыгрывая себе на музыкальных инструментах, придумывают оригинальный игровой образ или варьируют элементы движений в танцах, хороводах.

Выявление творческих способностей дошкольника, проявляющихся при восприятии музыки,осуществляется:

-в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения;

-в цветовом и графическом моделировании музыки;

-в рисунках, отражающих эмоциональное состояние ребенка под влиянием музыки;

-в пластическом интонировании, движении под музыку.

Например в ДОУ возможно использование таких творческих заданий:

на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности движение под музыку, подражание движениям животных, действия с воображаемыми и настоящими предметами (шарами, лентами, цветами, гирляндами и т. д., создание танцевальных композиций в соответствии с жанром, формой музыкального произведения. Для развития музыкально-творческих способностейопределяющей задачей педагога-музыканта должно стать создание условий для свободного экспериментирования ребенка со звуком – импровизации на детских музыкальных инструментах: металлофоне, цитре, бубне и др., которые активизируют детскую фантазию. На музыкальных занятиях в своих играх дети могут самостоятельно применять металлофон для пения, бубен – для танца, барабан – для ходьбы. Музыка воздействует на детей эмоционально, поднимает тонус, придает действиям непосредственность и искренность.

Творческие задания для инструментального музицирования, предназначенные детям дошкольного возраста, как правило,носят проблемный характер: сочинение мелодий или песен, контрастных по характеру или настроению; озвучивание рассказов о явлениях природы, стихотворений, сказок, собственных рассказов; сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием; придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т. д.

Так как развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребенку, то важно оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения (аудио-, видеоаппаратура с набором кассет, дисков, проектор, иллюстративным материалом, детскими музыкальными инструментами, пособиями для танцевальных импровизаций, разнообразными костюмами и атрибутами к ним. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между педагогами дополнительного образования, воспитателями, родителями.

Творчество детей оценивать непросто, но, тем не менее,можно выделить несколько параметров оценки: степень осознанности замысла; изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения; художественность воплощения замысла.

Подводя итог вышесказанному видно, что проблема развития творческих навыков детей все больше привлекает внимание педагогов-музыкантов. Исходя из этого, предложены различные методы и приемы для развития импровизации детей. В частности, следует использовать игровой и практический методы, проблемную ситуацию, словесный метод. Важным является то, что задания должны носить творческий характер.

Развитие творческих способностей ребенка в подготовительной группе

Источник