Развитие творческих способностей ребенка в младшем школьном возрасте
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.
Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
Задачу развития творческих способностей детей берут на себя учреждения дополнительного образования. А возможно ли развивать творческие способности младшего школьника на уроках в рамках современной школы? Что для этого необходимо?
Цель исследования:
– развитие творческих способностей младшего школьника.
Задачи:
– проанализировать педагогический опыт развития творческих способностей младших школьников;
– изучить понятия творчество и творческие способности;
– изучить особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках;
– определить уровень развития творческих способностей в рамках урока.
По данным многочисленных исследований (Л.С. Выготского, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман), в процессе формирования мозговых структур, доминирует правое полушарие. А оно отвечает за эмоциональность, наглядно-образное мышление, впечатлительность. Поэтому к урокам технологии, изобразительной деятельности дети чаще всего проявляют интерес, фантазируют, находят оригинальные решения.
Любую ли деятельность можно назвать творческой? Психологи (Ермолаева – Томина Л.Б., Дружинин В.Н.) утверждают, что творческой деятельностью можно назвать деятельность, которая направлена на создание полезных и значимых продуктов.
Понятие творчество и творческих способностей широко освещается в педагогике и психологии.
Вот лишь некоторые определения понятия:
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;[1]
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в различных сферах деятельности.
Творчество всегда индивидуально и уникально. Например, если на уроке технологии в одинаковых условиях дети будут выполнять одно и то же задание, результат у всех будет различным, т.к. каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои способности.
Если ребёнок не воспроизводит определенные действия или впечатления, а сам создаёт новые действия или образы, то здесь уже присутствует творческая деятельность, в основе которой лежат творческие способности.
Так что такое творческие способности?
Творческие способности – это психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности, творчества.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода;
– комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание[2]
Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные: музыкальные, художественные, математические, технические.
Творческие способности формируются, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Например, нельзя говорить о музыкальных способностях, если ребенок еще не занимался этим видом деятельности. Только в процессе обучения музыке можно выяснить, какие у ребенка способности.
Способности ребенка формируются, складываются, развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. При внимательном отношении к ребёнку у учителя есть возможность раскрыть и полноценно развить его творческие способности.
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.
Необходимо, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей. Творческие способности будут формироваться быстрее, если ученики будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат.
Процесс обучения творчеству на уроках должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свои способности. Дети должны учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию на уроках.
Педагоги и психологи считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому так важно на уроках в школе создавать определенные условия для формирования и развития творческих способностей.
Для того чтобы творческие способности детей получили успешное развитие, необходимо создать определенные условия. Например, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, определенных действий. Не давать готовых ответов детям, а создавать такие условия при которых они самостоятельно будут находить ответы. Давать нестандартные задания, где ребенок может проявить себя и раскрыть свой потенциал. При этом необходимо создать комфортную обстановку, оказывать помощь и поддержку ребенку, поощрять его. Чем благоприятнее условия на уроках, тем успешнее будет развитие.
Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей. Не все дети могут сохранить творческую активность. Правильно подобранные методы обучения помогают достичь детям более высокого уровня творческого развития.
В начальной школе основной задачей является развитие у всех младших школьников общих способностей и формирование интереса к учению. Однако не всегда учебная деятельность ребёнка успешна. Но, не смотря на неудачи ребёнка в учёбе, он должен чувствовать поддержку учителя. Развивать творческие способности ребенок может в различных кружках и творческих объединениях, которые способствуют развитию его способностей. Младшие школьники берутся за любые дела, хотя у них нет ни опыта, ни навыков. Однако без помощи учителя многие затеи обречены на провал, поэтому важно поддержать ребенка, чтобы был определенный результат.
Не всякая деятельность, в которую включают ребенка, формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей детей, она должна удовлетворять определенным условиям. Первое, ребенок должен быть лично заинтересован, желать выполнить работу как можно лучше. На уроке ребенок должен испытывать чувство удовлетворения от деятельности, лишь тогда у него будет желание заниматься ею. Второе, на уроке деятельность ребенка должна быть связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это дает положительную самооценку, удовлетворения от достигнутых успехов. Важно на уроке организовать деятельность ребенка так, чтобы он ставил самостоятельно цели и достигал их.
Развитие творческих способностей ребенка требует от учителя большой подготовки к уроку. Необходимо излагать материал в доступной и интересной для детей форме, сделать процесс обучения интересным и познавательным, используя различные приемы, в том числе игровые.
На уроках важно предлагать задания различной сложности. Создавать условия для творческого роста, поощрять активность.
Поддерживать новые творческие начинания. Важно, создать такие условия, чтобы в процессе урока ребенок искал свое неповторимое решение поставленной задачи, не похожее на решения других. Это помогает детям, не боятся делать по-своему, развивать свое индивидуальное видение, развивать творческие способности.
Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если на уроках будет представлен целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Действия учителя в итоге должны быть направлены на то, чтобы воспитать ученика, способного творчески мыслить, самостоятельно ставить цели, последовательно осуществлять действия, направленные на определенный результат.
В рамках исследования проводилась диагностика способностей ребенка к той или иной деятельности на первоначальном этапе. Проводился анализ художественного интеллекта на примере теста «Свобода ассоциаций». Проанализировав данные на первоначальном этапе, можно было сделать вывод, что младшие школьники дают небольшое количество ассоциаций, т.е. младшие школьники не всегда способны к восприятию и преобразованию информации. На следующем этапе была разработана система занятий, направленная на развитие творческих способностей. На уроках детям предлагались различные задания, направленные на развитие креативного мышления, воображения. Например, предлагалось создать композиции, элементами которой являются образы, полученные путем дорисовывания геметрических фигур. На уроке ИЗО при помощи краски, нанесенной на влажную губку, на листе бумаги создаются различные изображения (радуга, волны ). На уроках литературного чтения детям предлагались творческие задания такие как: «Продолжи сказку». Сочинить продолжение знакомой сказки. «Придумай фантастический рассказ». «Ассоциативный ряд». Подобрать как можно больше слов – ассоциаций (писатель – ручка. Бумага, книга, буквы, сюжет, издательство, популярность, сценарий и т.д.).
«Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный ливень», «попал в снежную бурю», «загорает на пляже», «впервые увидел море» и т.д.).
«Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам и придумать небольшое стихотворение.
После проведения данных занятий результаты диагностики показали некоторую положительную динамику в развитии творческого мышления и воображения. Дети стали с интересом выполнять задания, творчески подходить к решению различных заданий, предлагать свои варианты.
В младшем школьном возрасте развитие творческого мышления, воображения, способностей ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, через новые знания в различных областях действительности.
На уроках у детей должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому, что способствует включение школьника в совместную с учителем и сверстниками деятельность. Необходимо создавать такие условия на уроке, чтобы побуждать ребенка к активному мышлению. Чтобы ребенок в различных ситуациях проявлял творческую активность, только тогда можно добиться определенного результата в развитии творческих способностей, познавательных интересов, усвоении новых знаний, нестандартных решений. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Таким образом, я предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей, что способствует эффективности данных уроков. Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.
Литература:
- Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена 2002.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Большой энциклопедический словарь// СПб., АСТ,Астрель,2008.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пос. для учителя. М. «2010 г.
- Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. // Лингвистика креатива: Коллективная монография/ Екатеринбург, 2009 г.
- Каган М.С. Морфология искусства.- Л.:Искусство, 1972.
7. Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова, – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
8.Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Академия,1996.
[1] Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленска, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
[2] Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова, – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
Источник
Доклад “Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
Эпиграфом своей работы я выбрала высказывания Л.Н.Толстого «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Актуальность темы “Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, глубокие знания, способных самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, и существующей системой образования, не нацеленной пока на развитие творческих качеств личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей. Громов Е. С. в своей работе «Дифференцированный подход в обучении творческой деятельности учащихся младших классов» отмечает, что актуализация творческого потенциала младших школьников – это деятельность педагога и учащихся, обеспечивающая переход совокупности творческих способностей и психических новообразований младших школьников из потенциального состояния в актуальное, из состояния возможного в действительное, в результате побуждающая учащихся к проявлению и развитию творческой индивидуальности на уроках в начальной школе.
Развитию творческих способностей учащихся на уроках будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
– развитие творческого мышления;
– развитие творческого воображения;
– развитие творческой деятельности.
Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках;
2. Выявить уровень развития творческих способностей учащихся на уроках.
Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе.
В отличие от характера и всех других свойств личности, способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. К.К. Платонов дает следующую формулировку понятию “способность”:
Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.
Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности к ним. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
Таким образом, способности — это индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на её освоение, то это даёт основание сделать вывод о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.
Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности). Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.
Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.
Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Эти способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности– отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.
Существуют способности к общению, взаимодействие с людьми, предметно – деятельностные, или предметно – познавательные. К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции), межличностное восприятие и оценивание людей, социально – педагогическая адаптация к различным ситуациям: входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.
Высокий уровень развития способностей называют талантом.
Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой, большого трудолюбия и настойчивости – с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.
Развитие творческих способностей неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.
Способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность – способность совершенствовать свой “продукт” или придавать ему законченный вид.
В педагогике под творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму “специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.
Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий обходимое условие педагогического уровня организации творчества.
Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся – данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.
Ученые и педагоги, считают, что компонентами творческого потенциала человека являются следующие способности.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе
Для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.
Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Показателями этих способностей могут служить: оригинальность, беглость, смысловая завершенность, эмоциональность.
Еще одно качество, формирующее творческое мышление – это системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в младшем школьном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающуюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Вторым направлением формирования творческих способностей является развитие творческого воображения.
Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.
Вывод: В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.
Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение школьника в совместную с взрослыми деятельность. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребёнка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.
Развитие учебных и творческих способностей в основном реализую на уроках технологии. Делая что – либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это помогает ребёнку и на других уроках.
Таким образом, я предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей в целом, что способствует эффективности данных уроков. Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.
Источник