Развитие творческих способностей ребенка в лепке

Ольга Пергалова
Лепка как средство развития творческих способностей детей

В. А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Как показывает практика, приблизительно 70% детей сталкиваются с проблемой не достаточно развитым уровнем мелкой моторикой рук, что, несомненно, приводит к тому, что дети часто при написании чувствуют слабость и дискомфорт в руках.Все это оказывает на ребенка сильное влияние на: развитие речевой функции и усвоение школьной программы. И поэтому, все большее значение приобретают учреждения дополнительного образования, которые с помощью своей разнообразной деятельности способствуют формированию необходимых для ребенка умений и навыков.

Учреждения дополнительного образования направлены на создание благоприятных условия для всестороннего развития ребенка, с учетом его способностей, интересов; формирование лидерского потенциала, личности и личностных качеств, творческого мышления.УДО реализует образовательную деятельность по разным направленностям: Изо – деятельность, игра на гитаре, пианино, эколога – биологический кружок, лепка из глины и т. д.

Лепка – одно из древнейших видов искусства, который направлен на придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и друг.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. [1, c.104]

С древних времен, у греков и египтян, индейцев Америки, мусульман и христиан указываются поверья о том, что человек был сотворен из глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога на мокрой земле. Люди заметили, что глина становиться податливой и мягкой, если ее намочить. С этого и началась история искусства лепки. В начале люди покрывали глиной плетенные из лозы корзины для прочности, затем лепили посуду, предметы быта, статуэтки, в дальнейшем они научились обжигать изделия, и придумали гончарный круг.

В настоящее время, лепка из глины является одним из самых распространенных народных промыслов, в том числе и в Дагестане. Но, каково же влияние лепки на развитие ребенка?Ответ на этот вопрос прост: Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков; развивает чувство прекрасного, нравственных чувств.

Лепка – это одно из художественных средств для эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Ребенок, рано начавший лепить, опережает своих сверстников в освоении различных навыков, так как лепка способствует развитию имеющихся у ребенка интеллектуальных и творческих задатков.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия. Изготовив его (изделие, дети сами выбирают оформление для своей поделки, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. [3, c.112].

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой [7, c.46]. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят развиваютсятрудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т. д.

В качестве примера можно привести наш небольшой опыт ознакомления с искусством лепки. Занятия лепкой в Махачкале проходят в УДО,таких как: во Дворце детского творчества. Дети активно посещают занятия. В учреждение обучение проходит на основе рабочей программы, составленной ведущим педагогом дополнительного образования, по группам от одного до трех лет обучения.

Дети первого года обучения, в основном,лепят глиняную посуду: тарелки и блюдца с цветочным орнаментом, а также небольшие поделки в виде цветов и т. д. Дети второго и третьего года обучения –лепят более сложные изделия: статуэтки, амулеты и изображения животных и т. д. Но, прежде чем приступить к самому процессу лепки, педагог ознакомительное занятие, с помощью которого он вводит детей в историю возникновения лепки из глины, рассказывая им о свойствах глины, тонкостях работы с глиной, инструктаж работы.

Мы опросили детей о занятиях: Нравиться ли им лепка?Чем больше они любят лепить: глиной или пластилином? Как проходят занятия? Чему они научились и что узнали нового? Демонстрировали ли они свои поделки на выставках? И т. д. Дети отвечали честно и с воодушевлением, что, уже говорило о том, что детям нравиться лепить. На занятиях дети продемонстрировали нам увлеченность процессом, свое мастерство и свои изделия.

Такое занятие требует от детей полной сосредоточенности и внимания, аккуратности, владения умением видеть результат своего труда, а разнообразные формы, простая композиция придает выразительность лепке и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, педагог каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.

В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что лепка – как вид декоративно –прикладного искусства:

– Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

– Синхронизирует работу обеих рук;

– Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

Развивает творческие способности ребенка.

Характерной же чертой лепки является создание выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой – то мере способностью передавать в лепкеприсущие предметам свойства: форму, строение и т. д. Красота и выразительность зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Но не только интерес к содержанию лепки побуждает детей выполнять ее лучше, стремиться к достижению выразительности образа – большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, – задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности

Список литературы:

1. Бурдейный М. А. Искусство лепки. – М.: Профиздат, 2009. – 104 с.

2. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». – М., 2005.

3. Лыкова И. А. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Соломенникова О. А. Радость творчества: Ознакомление детей5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-132с.

5. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980

6. Левин В. А. “Воспитание творчества” М.: Просвещение, 1987.

7. Художественное творчество в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.

Источник

Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников.

Макшанова Ирина Александровна, воспитатель

ГБОУ СОШ с.Ташёлка СПДС «Колосок»

Попова Наталья Валентиновна, воспитатель

                ГБОУ СОШ с.Ташёлка СПДС «Колосок»        

E-mail: ved79277862097@yandex.ru

      Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребёнка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Поэтому нам, педагогам, необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Изобразительная деятельность здесь выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

      Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами). С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

      «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – писал В. А. Сухомлинский.

      Таким образом, лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.

      Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определённые качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомится с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребёнка. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Чем раньше ребенок постигает искусство лепки, тем выше у него творческая фантазия.

      Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

      Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок – здоровым и успешным.

      Значение лепки для развития ребенка огромно. Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

       Искусство лепки очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Дети очень любят лепить, и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждения творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.

       Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. Однако современный пластилин имеет в своем составе ряд вредных веществ. Поэтому мы хотим предложить вам для работы с детьми свой рецепт приготовления «домашнего» пластилина.

      Сделать его можно из совершенно обычных продуктов, которые практически всегда есть у нас в доме. Для этого нам понадобится: 200 гр. чайной соды, 100 гр. крахмала, немного воды и растительного масла. Все ингредиенты тщательно перемешиваем и варим в течении 10 минут на медленном огне, постоянно помешивая. Когда масса будет готова (свернётся в однородный шар), снимаем её с огня и даём остыть. После чего начинаем вымешивать массу до тех пор, пока она не станет пластичной и не будет прилипать к пальцам. Готовится масса очень быстро, а хранить её можно в течении 2-х недель и более в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Готовится масса из экологически чистых продуктов, поэтому её можно использовать для лепки даже с малышами.

Литература:

  1. Бортник А.Ф., Федорова О.В. Лепка как средство развития творческих способностей детей//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 49-50. – URL: https://e-koncept.ru/2017/770148.htm.
  2. Бурдейный М.А. Искусство лепки. – М.: Профиздат, 2009. – 104с.
  3. Вакуленко Е.Г. Народно-прикладное творчество: теория, история, практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с.
  4. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М., 2005.
  5. Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
  6. «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников». infourok.ru.
  7. «Лепка как средство развития творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования». scienceforum.ru
  8. Проект (младшая группа) на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки». nsportal.ru

1.        Бурдейный М.А. Искусство лепки. – М.: Профиздат, 2009. – 104с.

2.        Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М., 2005.

3.        «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников». infourok.ru.

4.        Бортник А.Ф., Федорова О.В. Лепка как средство развития творческих способностей детей//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 49-50. – URL: https://e-koncept.ru/2017/770148.htm.

  1. Проект (младшая группа) на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки». nsportal.ru
  2. Вакуленко Е.Г. Народно-прикладное творчество: теория, история, практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с.
  3. Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
  4. «Лепка как средство развития творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования». scienceforum.ru

Источник

Любовь Кутыркина
Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой

Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно – творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия творческой деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности.

На мой взгляд, формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня, как и всегда, наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей.

Значение изобразительной деятельности и творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С. М. Вайнерман, А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, А. В. Дубровская, О. П. Карачунская, Т. С. Комарова, О. А. Лебедева).

К концу пребывания в детском саду дети должны достичь определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимать содержание произведения, запоминать и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечать изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств создавать образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивать то, что получилось, отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации.

Именно поэтому, в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Лепка – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в лепке доступна уже детям дошкольного возраста.

На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам,у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование вида будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

Большую роль в детском творчестве играет воображение. Известно, что зачатки его у ребенка появляются еще в преддошкольном возрасте.

Элементы творческого воображения проявляются на занятиях лепкой, если перед детьми раскрывается возможность самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, так и технического порядка. Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопата и др., а также в решении различных композиций.

Образ, создаваемый ребенком, обладает вполне определенными чертами выразительности. Под воздействием эмоций дети украшают свои скульптуры узором, сопровождают работу рассказом, песней, действием, они изменяют пропорции, желая показать значимость героя, но все это лишь элементы выразительных средств, которыми пользуются художники. Особенности развития ребенка дошкольного возраста и развития его изобразительных способностей определяют общие задачи развития детского творчества на занятиях лепкой в детском саду.

Основные задачи развития детского творчества в лепке следующие:

* развивать интерес к данному виду деятельности;

* учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;

* подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;

* постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;

* учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.

В связи с тем что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависит от того, насколько они владеют техникой лепки, на эту сторону следует обратить большое внимание. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.

Перечисленные задачи должны направить деятельность воспитателей на развитие у детей умения создавать выразительный образ, осуществлять поиск формы, пропорций, дополнительных деталей, углубляющих тему, т. е. поиск выразительных средств, приемов лепки, а также умения планировать свою работу. Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создавать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке.

Образ в лепке у дошкольника формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. От нерешительных действий с глиной в первой младшей группе дети переходят к вполне осознанному изображению формы, пропорций, динамики. От образа, который создается ребенком под влиянием взрослых и совместно с ними и определяется малышом только на основании ассоциации со знакомыми предметами, ребенок в подготовительной группе может подойти к созданию образа на основе предварительного замысла, с обдумыванием сюжета лепки и некоторых выразительных средств при передаче образа.

Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения. Специальные исследования показывают, что благоприятное влияние на появление замысла оказывают наблюдения, чтение художественной литературы с целевой установкой («Вылепи по сказке.»). Подобные установки активизируют мысль детей в процессе чтения или наблюдений, а также заставляют их после чтения еще и еще раз рассматривать иллюстрации.

Использование художественных иллюстраций для формирования образа перед занятием лепкой может быть полезным только в том случае, если дети предварительно познакомились с формой объемного предмета, иначе работы у детей получатся хотя и динамичные, но с плохим изображением формы. По картинке ребенок хорошо вспоминает общие очертания формы, строение предмета, его действия, но особенности объемной формы ему воспринять трудно.

Лепке с картинки можно посвятить специальные занятия, которые также помогают развивать детское творчество. На основе знаний формы ребенку предлагают лепить, пользуясь плоскостным, односторонним изображением. За ребенком остается инициатива использования приемов изображения, так как графические средства картинки не подсказывают скульптурных. Дети должны самостоятельно, глядя на картинку, вспомнить объем, вид предмета со всех сторон, осмыслить, какие изобразительные и технические приемы можно использовать.

При обучении детей лепке в условиях детского сада можно сначала предложить детям слепить знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины.

Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев.

Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины. Воспитатель должен показать, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка.

Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием, т. е. роспись глиняных изделий ангобом или гуашью.

Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом.

Движения, которые изображают дети,очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных.Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приемы, изображения которых детям известны.

Летом дети закрепляют свои знания в области изобразительного искусства, знакомясь ближе с природой, приобретая новый жизненный опыт в понимании окружающего

Таким образом, можно сделать вывод, что творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Для развития творчества детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.

Широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости, а использование в разных возрастных группах разнообразных приемов обучения и стимулирующих проявление самостоятельности, активности, инициативы детей, способствует развитию детской фантазию и представлений.

Занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

В творческой деятельности важно не только обучение детей творчеству, но и обеспечение основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Источник