Развитие творческих способностей ребенка в доп образовании
Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования.
Суняйкин Дмитрий Викторович,
Педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦТДМ» г. Славгорода
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования. Анализируя специфику дополнительного образования, автор делает вывод о том, что оно создает возможности для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется роли педагога в развитии творческих способностей детей в художественно эстетическом, театральном направлении. Ключевые слова: дополнительное образование, творчество, творческая деятельность, творческие способности, музыкальные способности.
В современных условиях много векторного развития системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственном уровне активно обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счет расширения сети учреждений дополнительного образования и спектра предоставляемых в них образовательных услуг, возможности финансирования из средств федерального и региональных бюджетов, привлечения высококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятий с детьми с целью их положительной культурно-социальной адаптации в общество, выявления, развития и поддержки наиболее способных, творчески одаренных детей.
В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании»[1]. Креативноцивилизационный подход, лежащий в основе образования XXI века, задает ориентиры для культурного обогащения общества гуманными, творчески созидающими личностями, чьи стремления должны быть направлены на самообразование, самореализацию и самосовершенствование во имя сохранения таких ценностей, как истина, добро, красота и справедливость. Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности обучающихся.Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развиваются потребностно-мотивационная сфера и опыт общения. Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс 1) активно-деятельностных технологий обучения и воспитания, 2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие 4) хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов.
Много вариативность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать то из них, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его дарованиям, творческим способностям. В настоящее время в нашей стране функционируют множество школ искусств, центров детского творчества, детских художественных, музыкальных школ, клубов, в которых ребенок занимается в свободное от учебы время. На XII съезде уполномоченных по правам ребенка в г. Пскове «Талантливые дети России: поддержка и защита», который проходил в октябре 2015 г., рассматривались проблемы развития творческого и художественно-эстетического потенциала детей в ходе реализации Концепции дополнительного образования. На примере Алтайского края хочется отметить, что с 2014 года в ней начала реализовываться государственная программа по поддержке учреждений культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры, основными задачами которой является развитие творческих способностей детей и подростков, создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, популяризация детского творчества. Результаты творческой деятельности детей высоко оцениваются на областных, всероссийских и международных конкурсах: «Малые Дельфийские игры», «Таланты земли Алтайской», «Детские фантазии» и др. Система дополнительного образования отличается тем, что в ней реализуются образовательные программы по конкретному направлению деятельности и области знания: художественное творчество –декоративно прикладное искусство (оригами, бисероплетение, резьба по дереву, вышивка, художественная роспись), живопись, дизайн, хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство; техническое творчество (моделирование), туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность, спорт, исследовательская работа [2]. Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя авторские программы, разрабатываемые компетентными специалистами.
Для педагогов, работающих в системе дополнительного образования, важно определить, есть ли у ребенка природные задатки к занятиям тем или иным видом творческой деятельности: художественно-эстетической, технической, спортивной. А для этого необходимо обладать психолого-педагогическими знаниями о том, что такое способности и как они проявляются у ребенка в зависимости от возраста, уровня развития, среды, в которой он растет, в чем отличие художественно-образного мышления от предметно-логического, как индивидуально-психологические свойства личности –тип темперамента, характер, особенности эмоционально-волевой сферы –влияют на расширение творческого потенциала ребенка, его достижений, успехов. Поэтому на начальном этапе занятий в центре дополнительного образования опытные специалисты проводят психолого-педагогическую диагностику на выявление типа мышления, уровня общих и специальных способностей ребенка с тем, чтобы помочь сделать правильный выбор и очертить перспективы развития в избранном виде деятельности. Некоторые специалисты считают, что дополнительное образование является для многих детей «социальным лифтом». Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность по интересам, например, в центре детского творчества, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищено и уверенно в любой ситуации делового, межличностного, профессионального взаимодействия. Центры дополнительного образования создают условия для социальной адаптации детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости. В системе дополнительного образования заложен большой воспитательный потенциал. Общение педагога с детьми изначально положительно эмоционально окрашено.Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивации достижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве. Нравственная позиция педагога, выражающаяся в искренней поддержке эмоциональных порывов обучающихся реализовывать задумки, в поощрении их фантазии, воображения ,оказывает влияние на развитие у детей оценочно-эмоционального отношения к окружающему миру, его чувственному восприятию. Создавая атмосферу творческого взаимодействия, педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть их творческие способности. Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого акта, выражающийся в радостном предвкушении успеха.
Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в центрах дополнительного образования, в кружках и секциях, ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества. Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно-эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности
и продуктам индивидуально-творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы(сопереживание(эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.).
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь то танец, или песня, роль в спектакле или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым. Здесь следует отметить также и то, что в творческом процессе выделяют две стороны –эстетическую и рациональную, которые, в принципе, отделить друг от друга невозможно [3]. Ребенку изначально присуще эмоционально-образное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей. В качестве примера развития творческих способностей у детей и подростков хочется привести программу работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества детей и молодёжи» города Славгорода Алтайского края. Данный центр осуществляет образовательную деятельность в различных направлениях: Художественное, социально-педагогическое; декоративно-прикладное искусство; эколого-биологическое направление; туристко-краеведческое и техническое направление. Особой популярностью пользуются у детей объединения художественной направленности. Так, в«ЦТДМ» по программе «Театральное искусство» с детьми занимается педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, автор данной статьи Суняйкин Дмитрий Викторович. Разработанная им авторская программа носит художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей разного возраста, по структуре является многоступенчатой. В подготовительной группе обучаются дети 5-6 лет (количество обучающихся 12 человек), младшая группа рассчитана на возраст 7-10 лет (количество обучающихся 24 человек), средняя группа –11-13 лет (количество обучающихся 14 человек), старшая группа –14-18 лет (количество обучающихся 16 человек) и Занятия проводятся 2 раза в неделю, в старшей группе 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин, за исключение подготовительной группы, где занятие длится 30 мин.
Обучить приемам актерского мастерства: умению чувствовать и переживать, импровизировать, создавать мысленные образы;раскрыть творческую индивидуальность и развивать художественную одаренность;формировать умения слушать и исполнять художественные произведения различных жанров Главная цель программы –создание условий для самоопределения детей, их духовно-нравственного и эстетического развития; развитие актёрских, речевых и творческих способностей в процессе обучения и исполнительской деятельности. Задачи программы:
воспитывать чувство коллективизма.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых базируется весь образовательный процесс: природо-сообразности, культуро-сообразности, взаимосвязи обучения и развития, индивидуализациии коллективной направленности, взаимосвязи эстетического воспитания с актёрской подготовкой. Реализация данных принципов в совокупности способствует развитию творческой активности детей, дает им возможность приобретать опыт культурного взаимодействия, участвовать в культурной жизни родного города и края, демонстрировать свои творческие способности воспитывать эстетический вкус и любовь к театральному искусству и другим его видам;творческие достижения на различных конкурсах, фестивалях
По результатам обучения в конце года обучающиеся должны достигнуть следующих результатов: охраны речевого голоса;методики дыхательной гимнастики;В программе значительное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Применяются:
Программа по характеру деятельности является образовательно-творчески-комплексной, так как обеспечивает разностороннее эстетическое развитие детей, готовность применять полученные знания и умения по чтецкому и актёрскому искусству в индивидуальном исполнительском опыте и коллективном. Художественно-эстетическая деятельность позволяет осваивать детям духовный опыт поколений, национальные и культурные традиции русского народа; формирует у них образ творческого «Я». Выдающийся педагог дополнительного образования Б.В. Астафьев в своих работах подчеркивал воспитательное значение детского творчества, выделял его ценностную составляющую. Он полагал, что каждый, кто хоть чуть-чуть ощутил радость творчества в том или ином виде искусства, сможет более глубоко воспринимать и ценить все-то хорошее, что сделано и делается выдающимися мастерами в этой сфере, чем тот, кто воспринимает искусство пассивно. Воспитательная ценность театрального творчества ребенка заключается в том, что у него есть потребность выражать свои жизненные ощущения в действии, чувствовать гармонию и наполнять ею свой уникальный мир. Дети от природы своей склонны к творчеству, это проявляется у них непосредственно в общении, игре, конкретном виде деятельности на интуитивном уровне. При обучении ребенка театральному искусству развитие их творческих способностей становится целенаправленным процессом, управляемым со стороны педагога. Для развития творческих способностей детей в актёрском мастерстве важным является создание эмоционально привлекательной развивающей среды, которая определяется как система педагогических условий по реализации целей и задач образовательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям отбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с репродуктивного уровня освоения знаний, умений и навыков на продуктивно-творческий уровень развития личности. Каждое занятие строится в режиме диалогового общения. Педагог включает детей в ситуации группового, коллективного взаимодействия, предоставляет возможность каждому проявлять инициативу и самостоятельность, учиться согласовывать свои действия в коллективной творческой деятельности. Развивая творческие способности детей, педагог активно применяет такие методы обучения, как словесные: беседы о истории театра, об эмоционально-образном содержании пьес; наглядные: демонстрация видео-постановок; практические: упражнения(на развитие голоса, слуха, чувства ритма, дыхания, на дикцию, на выразительность); ролевые игры, методы стимулирования творческой активности, методы оценки творческих способностей;
Таким образом, творческие способности понимаются как интегративное свойство личности, проявляющееся на интеллектуальном, мотивационном и личностном уровнях. Развитие творческих способностей детей становится неотъемлемой частью деятельности педагога в системе дополнительного образования и нуждается в стимулировании. Условиями развития творческих способностей является педагогически целесообразно организованная среда, позволяющая самореализоваться ребенку в определенном виде деятельности и приобрести опыт духовно-творческого общения в коллективе.
Ссылки на источники1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. –[Дата обращения11.02.2016].2. Пенягина В.И. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы // Материалы научно-практической конференции: Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. –Тамбов, 27 апреля 2012 г. // https://dopobr.68edu.ru/archives/2388. –[Дата обращения11.02.2016].3. Йованович Т.Г., Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Педагогические идеи Л.Н. Толстого в контексте творческой самореализации личности// Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. №10(174) / ВолгГТУ. –Волгоград, 2015. –144 с. (Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания»; вып. 24). –С. 108111.4.Шарафутдинова Г.Р. Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности// https://openlesson.net/536/. –[Дата обращения11.02.2016].
Данная работа была озвучена на Методической учёбе педагогов ЦТДМ
9.04.2018г.
Источник
Чиченкова Татьяна Викторовна
Педагог дополнительного образования Куйбышевского ДДТ
Новосибирской области, г. Куйбышев
Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.
Как известно, творчество– это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс– это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности– это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
Приобщить обучающихся к творческой работе;
Прививать интерес к творчеству, поиску;
Развивать навыки созидания, самореализации.
В качестве основной цели обучения в стандартах определяется «развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных способов деятельности». Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у воспитанников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения. При достижении указанной цели, педагогу необходимо выстраивать обучение на основе технологии деятельностного метода.
Данная технология является ведущим методом в моей работе. Дети на занятиях работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения «Веселые узоры». Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.
Дифференцированный подход к обучающимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно – технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.
Учитывая все это, я разработала и изготовила инструкционные карты и различный материал. Эстетично оформленные, они вызывают интерес у детей и желание выполнять работу так же красиво и качественно.
На некоторых занятиях использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.
Очень важно побудить у ребенка желание “хочу узнать”. Но этого мало, необходимо подвести его к следующему этапу “хочу сделать”, вселить уверенность “могу сделать” и помочь довести работу до конца – “я сделал!” Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.
Если возникают трудности, то задача педагога помочь ребенку справится с ними. Нужно найти доброжелательный тон, подбодрить, подчеркнуть те необходимые волевые качества, которые надо в себе вырабатывать, чтобы справится с трудной задачей. Можно привести примеры из жизни замечательных людей нашей современности, когда настойчивость и упорство способствовали успеху их деятельности.
Для развития творческих способностей у ребенка нужен индивидуальный подход. Определение различных заданий каждому, помощь тем, кто затрудняется.
Одной из самых сложных задач является развитие креативных -творческих способностей обучающихся. Творчество предполагает самостоятельность и оригинальность мышления ребенка, создание чего-то нового, ранее неизвестного. Для того, чтобы выполнить эту задачу, педагог сам должен быть творческим и талантливым человеком. Для этого я сначала исследую способности детей: беседую, провожу анкетирование, предлагаю работать с различными инструментами и материалами. На занятиях мы занимаемся бисероплетением, бумагопластикой, вышивкой, аппликацией, поделками из природного материала. При выполнении любой работы обучающиеся проходят следующие этапы:
– Знакомство с технологией и освоение основных технологических приемов;
– Углубление знаний, формирование навыков и мотивации в творческой деятельности;
– Создание условий и самореализация в творчестве. Сотрудничество обучающихся и педагога. Самостоятельное творчество ребенка, стремление к вершинам мастерства.
Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:
– развиваю творческую активность учащихся;
– включаю обучающихся в творческую деятельность;
– вношу проблемность в учебный процесс;
– развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.
Развитие творческих способностей обучающихся осуществляю, опираясь на принципы:
1)принцип развития мотивации к творческой деятельности;
2)принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
3)принцип приоритета творческой деятельности;
4)принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5)принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество обучающихся.
Чтобы воспитанники не потеряли интереса к занятиям, они должны иметь
возможность показать свои работы. Эту возможность мы реализуем при защите творческих проектов, участвуем в конкурсах и выставках разного уровня.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования необходимо правильное руководство.
Источник