Развитие творческих способностей ребенка старшая группа

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский.

     Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном  возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребёнком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает у них положительные эмоции.

Как вы думаете, в каких видах деятельности может развиваться детское творчество детей? (Изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, конструктивной деятельности и т.д.).

Известно, что дети необычно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и реагируют на новое, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их восхищает зрелище кукольного театра, они легко перевоплощаются в героев из прочитанных книг, спектаклей. Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребёнка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, самостоятельность, расширяется кругозор. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения.  Например: Осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или из разных видов круп и т.д.

День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Игра даёт возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. Как говорил американский психолог Эрих Фромм: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». 

Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами программа дошкольного образования и сама жизнь – это развивать эстетическое восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус, воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.

         Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.                   Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка художественные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие художественных материалов и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи  может выясниться,  есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни детский сад не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности . Первое, что должен сделать педагог, – это помочь родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ребенку понять самого себя, а родителям – своего неординарного ребенка.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем.

Для того чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные достижения ребенка, при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то дело, открытие, которое им сделано.

В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.

2015 г.

Источник

Пиня Наталья Петровна
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы группы)

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии и поэтому перед системой образования ставится основная цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Таким образом, необходимо воспитывать в наших детях смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Иначе говоря, все то, что находит яркое выражение в их творчестве. Отсюда следует, что одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.

Мы часто слышим выражение «креативный человек». Подобная лестная характеристика – свидетельство признания. Но что стоит за ней?

Во всех сферах жизни востребована творческая личность. Жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал – найти в себе желанный креатив.

При всем внимании к теме развития креативности, следует признать, что традиционное образование направленно на восприятие и получение знаний в готовом виде, обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность.В словаре мы находим определение: «Творчество – это создание объективно нового, ранее не создаваемого». Педагог – новатор Б. П. Никитин выделил следующие условия успешного развития творческих способностей:

• Раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего физического развития (плавание, гимнастика, ползание).

Читайте также:  Общее развитие ребенка осведомленность о себе и своей семье

• Создание обстановки, опережающей развитие детей (книги, карты, спортивные снаряды, строительный материал). Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Не ждать, когда ребенок достигнет определенного возраста. Ведь никто не задумывается пора или не пора начинать говорить с ним, с ним просто говорят. То есть заранее обеспечены условия развития.

• Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и поднимает этот потолок все выше и выше. Не стоит опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать одно важное условие – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, чередовании дел, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

• Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Здесь уместно вспомнить стихотворение С. Я. Маршака.

Он взрослых изводил вопросом: «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему и они (рано или поздно) непременно проявятся. Увы, далеко не все дети сами могут найти верную дорогу, и таланты, действительно заложенные природой, иногда не раскрываются. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей.

Осознав всю актуальность данной проблемы, мы начали, и на протяжении всего года продолжаем работу по развитию творческих способностей детейчерез различные виды деятельности: продуктивную – рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги; театрализованную – сценки, инсценировки, разыгрывание сказок, потешек; музыкальную – песни, частушки, танцы, слушание музыки, музыкальные игры. В начале года дети были очень скованны, не активны, ждали образца для подражания. Для реализации творческих задач мы организовали в группе «уголок детского творчества». Чтобы поддерживать интерес необходимо не только вносить разнообразие в техники рисования, но и использовать нетрадиционные материалы.Там находится много необычного материала: различная бумага, кусочки ткани, меха, семена растений, трубочки для коктейля, ракушки и многое другое. Умение придумать и сделать что-то- это умение создать орудие своей деятельности. Мы вводим интеграцию в непосредственно образовательную деятельность, что позволяет детям воспринимать мир как единое целое. Образовательная деятельность интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон,выделяя и изучая разные аспекты:

1) социальные, в том числе нравственно-этические;

2) эмоционально – чувственные, включая музыкальные;

3) художественно-эстетические;

4) логико-математические;

5) естественно – научные.

Например, в процессе изучения темы «Одежда» дети после знакомства с различными её видами, назначением, способами производства выполняли аппликацию из ткани, изготовив самостоятельно выкройки из картона, на время став модельерами. Во время осеннего листопада мы с ребятами изготавливали цветы, при помощи листьев, проволоки и скотча, а при изготовлении подарков для мам к 8 марта, нам пригодились даже розовые и белые салфетки. Часто в нашей группе во время различной деятельности звучит музыка.

Игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка, раскрыть его творчески. Они помогают создать интересную и радостную обстановку в группе. Дети любят игры «Да – нет», «Хорошо-плохо», «Запомни цепочку», «Объяснялки», также такие как «Что получится, если подружатся разноцветные точки?», «Я знаю» и многие другие. Обожают составлять загадки, небылицы, сказки. Сюжетно- ролевые, творческие, режиссёрские игры неотъемлемая часть жизни детей нашей группы. Дети закрепляют в них знания, полученные в процессе образовательной деятельности, фантазируют и творят.Ребятами освоены такие игры как: «Ателье», «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Журналисты», «Инспектор ГИБДД». Они любят устраивать концерты по собственным сценариям, петь песни, читать стихи, танцевать, изображать разных животных.

Часть обучения проводится совместно с музыкальным руководителем- это, например, сезонные развлечения, утренники, а также постановка музыкальной сценки под названием «Там, где нет песен- и желудей не бывает», которая изначально являлась частью открытого занятия моей напарницы, а теперь она пользуется успехом и мы её показываем, как самостоятельное произведение детям из других групп. Все костюмы и декорации были выполнены родителями и воспитателями группы.

Одной из форм сотрудничества с семьёй является проведение детско-родительских досугов, развлечений, спортивных праздников интегрированного характера. Целью таких занятий является формирование способов взаимодействия детей и родителей. Совместное творчество дети и родители проявляют, участвуя в конкурсах, акциях,проектах: «Дары Осени»-изготовляли поделки из осеннего урожая, «Новогодняя игрушка» -проявляли фантазию, делая украшения для ёлки, «Кормушка для птиц»– совместно проявляли заботу о братьях наших меньших, «Вода в жизни человека» -большой совместный проект, нашедший большой отклик среди родителей, «Планета жизни» -городской экологический конкурс, который привёл нашу группу к двум призовым местам, участие в конкурсе, объявленном Всероссийским картографическим обществом, оформление газеты к празднику 8 марта- изготовил родительский комитет для поздравления всех женщин –воспитателей и родителей детского сада. Прийдя гостями на утренник, посвящённый 8 марта, наши родители были приятно удивлены тем, что им не придётся быть просто зрителями, а надо будет проявить свои актёрские способности. Сценка, которая являлась частью сценария, была явным сюрпризом. От родителей требовалось выполнять то, о чём говорилось в импровизированной сказке. В итоге и дети, и родители были в восторге. Прогулки мы тоже не обошли своим вниманием. Снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения. Дети с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурах. Подвижные игры- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. В них отражаются образ жизни людей, желание проявлять творческую выдумку, находчивость, волю к победе.

Работая по данной теме на протяжении этого года, на данном этапе мы можем сделать вывод, что благодаря развитию творческой личности, введению интеграции в образовательный процесс у воспитанников повысилась речевая активность, самостоятельность, инициативность. Снизилась общая напряженность, скованность детей, они стали более открытыми и раскрепощёнными. В своей работе мы учитываем не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Каждый ребенок личность, которая формируется по своим особым законам. Мы стараемся не вторгаться в это узкое личное пространство, а по возможности направлять, увлекать, подбадривать. Есть дети, которые любят выступать, высказывать свое мнение, быть в центре внимания. Таких детей спрашиваем в первую очередь, даём им возможность проявить себя, показать пример другим, менее уверенным в себе ребятам. А наши тихони с удовольствием участвует в хоровом пении, общих танцах, ответах по цепочке, когда все на равных.

Проводя с детьми много времени, имея возможность наблюдать их на занятиях, в музыкальной и физкультурной деятельности, в общении друг с другом, делаем для себя заметки. Своими размышлениями делимся с родителями. Обращаем их внимание на то, что получается у ребенка лучше всего, чем он интересуется, и в соответствии с этим, советуем развивать эти способности дальше, записав своего малыша в кружок, студию, музыкальную школу. Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы

Читайте также:  Таблица оценок физического развития ребенка до года

должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы

поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками

творчества.

Источник

Анастасия Никифорова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Старшая группа

МБДОУ Детский сад № 84 «Искорка»

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Старшая группа

Выполнила:Воспитатель категории СЗД

Никифорова Анастасия Федотовна.

г. Якутск 2015г

Содержание

Введение 4

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности» 5

Приёмы нетрадиционного рисования 6

План кружковой работы: 7

Заключение 9

Использованная литература 10

Приложение 1 11

Приложение 2 13

Введение

. Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Поэтому нужно дать простор для детской фантазии.

Чтобы избежать штампов в детских рисунках, которые могут стать и «штампами мышления», надо развивать у детей навыки и умения изобразительного творчества, используя нетрадиционные техники изображения.

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности»

Актуальность: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности является актуальной и в наше время, так как приобретенные навыки и умения, позволяют свободно изображать окружающую жизнь, которая является важным средством развития детского творчества

Цель: Развитие навыков и умений у детей дошкольного возраста в изобразительном творчестве, через нетрадиционные техники рисования.

Задача для педагогов:

1. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию художественного творчества;

2. Вовлечь родителей в работу по развитию детского творчества.

3. Проверить эффективность реализации плана по развитию у старших дошкольников художественного творчества.

Задача для воспитанников:

[[/i]i]Образовательные[/i] – научить рисовать, используя нетрадиционные техники рисования (восковые мелки + акварель, монотипия, тиснение, тычкование, набрызг, граттаж, совершенствовать умения в знакомых техниках – рисование поролоном, пальчиками, по трафарету, тычком полусухой кистью, совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

Воспитательные– привить детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к изображаемому, воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие – развивать самостоятельность, инициативу, эмоционально- эстетические чувства, вкусы, последовательное, целенаправленное художественное восприятие, творчество.

Гипотеза: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если развивать у детей воображение, формировать эмоционально – эстетическое восприятие и стимулировать исследовательские действия, через нетрадиционные техники рисования.

Анализ проблемы развития творчества детей показал:

– дети не полностью раскрывают изображение образа;

– передают пропорции предмета неверно;

– композицию располагают непродуманно, она носит случайный характер,

– не соблюдают пропорцию разных предметов при изображении, передача движения в рисунке отсутствует;

– реальный цвет предметов передан неверно, в рисунках преобладает несколько цветов.

– у детей отсутствует форсированность ручной умелости, т. е., линия дрожащая, нажим на карандаш слабый, не регулируют силу нажима;

– раскрашивают беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура;

– многие дети безразличны к оценке взрослого, т. е., деятельность ребенка не изменяется.

Ожидаемые результаты

– овладение основными изобразительными и техническими навыками всех видов детской изобразительной деятельности;

– передача в рисунках некоторых сходств с реальным объектом, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением;

– создание яркого, нарядного узора при помощи ритма и чередования декоративных элементов в рисунке;

– проявление творчества, самостоятельный выбор темы изображения.

Для достижения положительных результатов в художественной деятельности детей, мы заинтересовались нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Приёмы нетрадиционного рисования

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Для организации кружковой работы «Юные волшебники» составили план по нетрадиционной технике рисования, которая предусматривает работу с детьми по развитию творчества в возрасте 5-7 лет

Читайте также:  Концепция воспитания и развития ребенка амонашвили

План кружковой работы:

– создание предметно-развивающей среды;

– плана работы кружка;

– плана работы с родителями по развитию творчества у детей.

Этапы реализации

I этап – Организационный – создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.

II этап – Диагностический – выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.

III этап – Практический – апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.

Формы проведения:

Занятия проводится 2 раза в неделю, длительностью 25-30 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

– о разнообразии техник нетрадиционного рисования;

– о свойствах и качествах различных материалов;

– о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

– планировать свою работу;

– договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

Заключение

Занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в разных конкурсах.

Работа кружка «Юные волшебники» показала, что процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста стал более эффективным, так как использование нетрадиционной техники рисования развивает у детей воображение, формирует эмоционально – эстетическое восприятие и стимулирует исследовательские действия.

Использованная литература

1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.

4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.

5. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001.

6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

9. Комарова Т. Детское художественное творчество. – М., 2005.

10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.

11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. – Киев, 1986.

12. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В. И. Васильевой. – М. : Академия, 2005.

14. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.

15. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О. : ТИТУЛ, 1996.

16. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

17. Швайко Г. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : ВЛАДОС, 2001.

Годовое тематическое планирование кружка по рисованию

Сентябрь. Тема «Осенний лес». Материал и способ передачи замысла. Рисование гуашью методом тычка.

«Ночной город». Рисование свечей на тонированной бумаге.

«Гроздь винограда». Рисование гуашью с помощью ватных палочек.

«Сказочное дерево». Рисование акварелью методом выдувания.

Октябрь. «Мальчик в зимней одежде». Пластилинография.

«Моя любимая игрушка». Рисование гуашью с помощью бумаги.

«Царевна Лягушка». Рисование акварелью

«Сказочная птица». Рисование гуашью с помощью ладошек.

Ноябрь. «Морозные узоры». Рисование акварелью методом выдувания.

«Ветка яблони». Рисование гуашью методом тыча.

«Жар птица». Рисование акварелью.

«Снегири». Рисование с помощью манки с добавлением краски.

Декабрь. «Зимний пейзаж». Рисование свечей на тонированной бумаге.

«Новогодняя елка». Рисование с помощью манки с добавлением краски.

«Переведение рисунка с любимой раскраски». Граттаж.

«Бабочка». Рисование акварелью.

Январь. «Моя игрушка». Пластилинография.

«Жар птица». Обрывная аппликация.

«Аквариум». Граттаж.

«Морское дно». Рисование гуашью с помощью ладошек.

Февраль. «Морозное окно». Рисование акварелью.

«Живые облака». Обрывная аппликация.

«Как розовые яблоки на ветках снегири». Рисование гуашью.

«Веселые вертолеты». Рисование акварелью.

Март. «Цветочная ваза». Рисование гуашью методом тычка.

«Цветок». Обрывная аппликация.

«Ваза с цветами». Рисование акварелью.

«Цветы». Рисование ватными палочками.

Апрель. «Сирень». Рисование гуашью.

«Веселый космос». Пластилинография.

«Сакура». Рисование гуашью с помощью бумаги.

«Яблонька». Пластилинография.

Май. “Салют». Рисование гуашью методом тычка.

«Бабочка». Пластилинография.

«Цветы». Рисование гуашью.

«Скоро наступит лето». Рисование гуашью с помощью бумаги.

Работа с родителями:

Беседы, консультации для родителей;

Оформление уголка для родителей;

Выставка (коллективные работы детей).

Семейная творческая деятельность.

Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, нитки, разные по фактуре материалы, свечи, пробки т. д.)

Совместное творчество детей с родителями

№ Формы работы тематика дата

1. Поделки Макет «Дорожная грамота». Сентябрь

2. Выставка работ «Осенние фантазии». Октябрь

3. Конкурс «Животные Арктики». Октябрь

4. Выставка работ «Дядя Степа – полицейский глазами современных детей». ноябрь

5. Выставка работ «Волшебница зима». декабрь

7. Конкурс Оформление участка к новому году. декабрь

8. Участие в конкурсе газеты «Она+» «Кто придет к тебе на елку». декабрь

9. Выставка «Зимняя сказка».

11. Конкурс рисунки По противопожарной тематике. январь

14. Выставка работ «Мама, папа» март

15. Открытое занятие «Здравствуй Весна» март

20. Выставка поделок «12 апреля- день космонавтики» апрель

21. Выставка «К 70-летию Дня Победы» май

22. Концерт «1 июня – День защиты детей» июнь

Источник