Развитие творческих способностей ребенка средствами дпи
Людмила Ишеева
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства
«Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства»
Ишеева Людмила Вадимовна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ Темниковский детский сад
комбинированного вида «Золотой петушок»
г. Темников
Главной идеей темы является, прежде всего, воспитание юного патриота, формирование его любви к Родине, к родному краю, к родной земле и городу, людям, живущим на мордовской земле, к семье, к родителям, воспитание чувства прекрасного,
совершенствование интеллектуальных и творческих способностей ребенка с помощью декоративно-прикладного рисования.
Данный опыт был разработан в дошкольном образовательном учреждении. Сначала работа проводилась в кружке по изобразительной деятельности. Затем работа расширилась, и на занятиях по декоративному рисованию я стала больше включать темы по рисованию национальных орнаментов, мордовской вышивки, лепке и пластилинографии народных игрушек. Дети стали ближе знакомиться с декоративно-прикладным искусством русского и мордовского народа.
Для ознакомления педагогов и родителей с результатами работы по данному вопросу проводились консультации, открытые занятия, семинары-практикумы, выставки детских работ.
Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Анализируя этот опыт, использовались результаты исследований, напечатанные в разные годы в журнале «Дошкольное воспитание», различная методическая литература.
Использовались методические разработки, созданные в процессе обучения детей нетрадиционной технике рисования в течение 5 лет, консультации со специалистами районной художественной школы.
Актуальность темы. Практическая значимость темы.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, включающие в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера хохломской и городецкой росписи умело составляют орнаменты.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детского сада, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Пути развития детского декоративного творчества с помощью народного декоративно-прикладного искусства разнообразны, поэтому, приобщая к нему детей, необходимо учитывать следующее:
1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
3) произведения народного искусства способствует народному формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию.
Предмет исследования: особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей.
Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, способствует воспитанию и развитию творческой активности детей Опыт работы в качестве воспитателя по изобразительной деятельности и проведенное исследование с детьми 5-6 летнего возраста показывает, что развитие творческих способностей дошкольников наиболее ярко происходит в процессе приобщения их к русскому и мордовскому декоративно – прикладному искусству.
Русский и, конечно, мордовский промысел имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции. Такого уникального множества видов народного искусства, какими располагает наша Россия, нет ни в одной стране мира. И поэтому, чтобы не были потеряны исторические корни наших промыслов, необходимо с дошкольного возраста развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту родной природы, уважение к заветам традиций.
Новизна педагогического опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения декоративному рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Например, при рисовании ягод можно использовать пальчики – палитры, точек – ватные палочки. Работы, выполненные в технике «пластилинография» получаются оригинальными.
Адресность. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Трудности при применении данного опыта декоративного рисования могут заключаться в следующем:
– планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– подборе оборудования и материалов;
– применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
– разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Сведения о материалах. Опыт накоплен в течение 5 лет и представлен программой «Декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста, методическими рекомендациями по использованию данной программы, программой деятельности кружка декоративно-прикладного искусства по обучению детей изобразительным навыкам декоративного рисования.
Содержательно-целевая направленность. Вся работа направлена на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Связано это, прежде всего с тем, что, развивая художественно-творческие способности, дети лучше усваивают программный материал, развивается фантазия, наблюдательность, художественное мышление и память, восприятие, мир общения. Через развитие художественно-творческих способностей у детей развивается и мелкая, и общая моторика.
Перспективы применения опыта. Для внедрения данного опыта необходимо, прежде всего, заинтересоваться этой темой, создать накопительный материал, изучить народные орнаменты, народный фольклор, народные промыслы и т. п., изучить прошлое русского и мордовского народа, познакомиться с искусством народных мастеров.
Педагоги нашего детского сада с интересом работают по данной проблеме, изучают новую методическую литературу, знакомятся с искусством мордовского народа через выставочные работы жителей города Темникова.
Стремление показать ребенку, что уникальность русской и мордовской культур можно познать и почувствовать через диалог культур, побудило создать программу «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства».
Приобщение детей к декоративно – прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной предметами народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно – прикладным искусством на занятиях, в процессе дидактических игр, совместной деятельности, в процессе работы изостудии по изобразительной деятельности.
Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни. Реализация данной программы рассчитана на 1 год. Возраст детей 5 – 6 лет.
Занятие, как основной метод обучения, проводится 2 раза в неделю, в течение 25 – 30 минут.
Игра – основной вид детской деятельности, поэтому использование дидактических игр, важная необходимость при обучении декоративно – прикладному искусству. Она используется при проведении занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Цель программы. Описание новых подходов к методике построения занятий. Все занятия объединяются в циклы на основе единой тематики, сходства способов изображения или одного и того же вида народно – прикладного искусства. В циклах достаточное количество занятий для успешного овладения элементами росписи и эти циклы являются одновременно законченными и целостными.
Кроме изобразительных занятий, в циклы входят знакомство детей с народно – изобразительным искусством, дидактические игры и упражнения.
Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с предметами народно – прикладного искусства и обучаются способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Дети выбирают свой вариант изображения, вносят свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер.
Преимущество данной методики в том, что дети, изображая разные элементы одной и той же декоративной росписи на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения.
Формирование условий непрерывного образования. Основной формой ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством является занятие. Вначале дети знакомятся с видом искусства – рассматривают предметы, отмечают их особенности.
На следующем занятии дается понятие о конкретных предметах данного промысла, в доступной форме рассказывается об истории возникновения промысла, об особенностях изделий, специфики цвета и формы.
На последующих занятиях и в совместной деятельности дети знакомятся с основными элементами росписи: цветовой гаммой, формой, композицией.
Следующий шаг обучения – освоение элементов узора данного промысла, композиционного их расположения. На этих занятиях особое место занимают дидактические игры, которые способствуют развитию творческого воображения, подбору цветовых сочетаний в рисунке, ощущению связи с миром цвета и соответствующих чувств. Игры: «Цвет глазами художника», «Дружба красок», способствуют установлению хорошего настроения и детей и контакта с ними.
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, это и игровой метод и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, обеспечивающая развитие ребенка. Условно они делятся на три группы, те которые:
• Помогают различать виды декоративно – прикладного искусства по основным стилевым признакам, особенностям материала, цветовой гаммы, элементов росписи: «Что изменилось», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора».
• Сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора: «Узнай элемент узора», «Домино», «Найди пару».
• Знакомят с композиционным построением узоров, использование ритма, симметрии: «Разрезные картинки», «Составь узор».
Применение дидактических игр на занятиях и вне их, дают положительные результаты. Они повышают интерес дошкольников к декоративному рисованию, появляется индивидуальная выразительность рисунка, которые становятся многоцветными, яркими, живыми, появляется видение красоты гармонии красок.
В работе по развитию творческих способностей детей через овладение навыками декоративно – прикладного искусства должно уделяться внимание свободно самостоятельной деятельности, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, отвечающую его способностям и интересам.
Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Она стоится по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
• Закрепление или повторение пройденного материала
• Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми может происходить в кружке по изобразительной деятельности или изостудии. При осуществлении данной работы обучение можно сделать проблемным, т. е. поставить перед ребенком задачу: создать фантастический объект имеющимися в арсенале ребенка средствами. Основной принцип создания образа – сочетание фантастических и реальных элементов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Программа по декоративному рисованию ставит своей целью достичь следующих результатов.
1) Развить творчество ребенка через ознакомление с декоративно – прикладным
искусством.
2) Приобщать к национальной культуре, воспитать чувство патриотизма.
В программе по декоративному рисованию использованы материалы: программа Швайко Г. С. по изобразительной деятельности, программа и методические рекомендации «Мы в Мордовии живем», а так же опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5 – 6 летнего возраста по развитию творчества в процессе обучению их декоративному рисованию, проводимые в течение 3- лет.
Программа по декоративному рисованию разрабатывалась и апробировалась в течение 3 – х лет.
Она содержит следующие циклы:
• «Промыслы мордовского края»
• «Городецкие цветы»
• «Золотая Хохлома»,
• «Сказочная Гжель»
• «Волшебная Дымка».
• «Жостовские подносы»
• «Филимоновские игрушки»
• «Русская матрешка»
Система НОД по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством, состоит из 3 этапов:
• Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора;
• Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композицией;
• Творческое использование полученных знаний, умений, навыков.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Программа предусматривает тесты по декоративному рисованию, которые показывают результат работы по развитию творческих способностей.
Литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
2. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. – Санкт-Петербург-«Детство», 2004;
3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
4. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. – М. : Педагогическое общество России, 2000
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Педагогика, 1990 48с.
6. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. – М. : Педагогика, 1988
7. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
8. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех – семи лет. – М. : ВЛАДОС, 2002
Источник
Тема:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Выполнен: воспитателем
Сайфутдиновой Э.Н.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..
- Психолого-педагогические аспекты проблемы творчества………………………………………………………………..
- Условия развития детского изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства. Методы и формы ознакомления с декоративно- прикладным искусством…………………………………
1.3. Характеристика народных росписей как доступного для дошкольников вида декоративно-прикладного искусства……………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..
Введение
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Изменения в социально-экономической, нравственной и культурной среде вносят корректировки в само понятие «творческая личность», которая в современной психолого-педагогической литературе трактуется как личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений поставленных задач.
Данная проблема характерна для всех звеньев образования, и в первую очередь – дошкольного. Отечественные психологи и педагоги (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) подчеркивают, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве, и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей именно дошкольного возраста. Одним из таких средств мы рассматриваем народное декоративно-прикладное искусство.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Известные исследователи народного декоративно-прикладного искусства B.C. Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков.
- Психолого-педагогические аспекты проблемы творчества
Проблема детского творчества приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребенка – как итог его творческого самоопределения в мире культуры.
Отечественные психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового (Л.С. Выготский). Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.
В психологических исследованиях проблема детского творчества рассматривается разносторонне. Говоря о продукте творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.
Изучение творческого процесса в исследованиях психологов отличается фрагментарным и отрывочным характером. Он рассматривается как потребность в новизне, как проблемная ситуация, требующая от субъекта «открытия» нового способа, действия или знания, которые обеспечивают решение поставленной задачи. Также психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукта, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Существующие психологические исследования ориентированы на оценку конечного продукта. Но отслеживание последовательности действий ребенка еще мало изучено. Б.Г. Урмурзина отмечает, что понимание детского творчества как процесса предполагает нечто большее, а именно – выявление механизмов порождения и развития созидательных возможностей ребенка в ходе решения им тех или иных задач.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых – Г. В. Латунской, B. C. Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной – формулирует художественное творчество детей дошкольного возраста как: создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.
1.2. Методы и формы ознакомления с декоративно – прикладным искусством
Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. К ним можно отнести методы и приёмы, рекомендованные Р.М. Чумичёвой при знакомстве дошкольников с произведениями живописи.
- Метод вызывания адекватных эмоций.
- Тактильно-чувственный метод.
- Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов».
- Метод музыкального сопровождения.
Кроме того, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством можно осуществлять через другие комплексы методов и приемов:
- Объяснительно-иллюстративные
- Репродуктивные методы
- Частично-поисковые методы
Используются приемы:
– создание проблемной ситуации (предлагается композиция с несколькими вариантами ее завершения, из которых дети выбирают наиболее интересный и выполняют его);
– коллективное обсуждение (демонстрируют эскиз росписи, принимаются высказывания об ее изменении – что можно добавить для улучшения результата).
При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:
1. Экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
2. Беседы по ознакомлению с искусством.
3. Образовательная деятельность по декоративному рисованию, лепке и аппликации.
4. Проведение праздников и досугов.
5. Метод тематических творческих заданий
Таким образом, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством осуществляется через демонстрацию образцов, беседы с педагогом, экскурсии, творческую деятельность, игровые приемы, участие в выставках рисунков и поделок.
1.3. Характеристика народных росписей как доступного для дошкольников вида декоративно-прикладного искусства
В силу простоты. лаконичности, красочности, яркости народная роспись является наиболее доступным видом декоративно-прикладного искусства для детей старшего дошкольного возраста. Они могут различать своеобразие народных росписей (хохломской, городецкой. полхов-майданской и т.д.). создавать узоры по мотивам разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи: колорит, составляющие её элементы, композиционные особенности, материал. Дошкольники нуждаются в том. чтобы результат их деятельности созданное ими изображение прежде всего удовлетворял их самих, а также вызывал бы одобрение сверстников и взрослых. Это возможно при условии систематического и последовательного усвоения знаний, навыков и умений, необходимых для занятий художественной деятельностью. С этой точки зрения использование народной росписи является наиболее доступным видом декоративно-прикладного искусства для детей старше го дошкольного возраста.
Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида, находящегося в определённых связях с коллектив- ным опытом народа. Нужно, чтобы дети овладевали приемами художественной деятельности на основе понимания коллективного сознания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов – повтора, вариации, импровизации. Овладение необходимыми навыками и изучение типов разных школ народного мастерства должно привести к умению создавать художественный образ, выражать своё собственное отношение к искусству и действительности.
Хохломская роспись возникла на территории современного Ковернинскою района Горьковской области; название промыслу дало торговое село Хохлома. Традиционными элементами росписи являются красные ягоды рябины и земляники, цветы, ветки, птицы, рыбы и звери. Для хохломской росписи характерно сочетание красного, черного, золотистого цветов. Распространены следующие типы росписи «верховая»(красным и черным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).
Городецкая роспись возникла в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах речки Узоры. Сюжетами являются изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. Основные элементы круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Основной
колорит состоит из следующих цветов красный, желтый, зеленый, светлая охра, светло-голубой, синий, черный.
Полхов – майдановская роспись возникла сравнительно недавно в Вознесенском районе Горьковской области, где в 1920-е годы было налажено производство расписных, выточенных на токарных станках игрушек – свистулек, матрешек, бочат, яиц, балалаек, грибов, самоварчиков, которые были весело и ласково названы «таратушками. В их росписи используются разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Для данной росписи характерен яркий колорит, сочетание контрастных цветов – красного, желтого, зеленого, черного.
Дымковская роспись возникла в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки (Киров), где теперь находится фабрика по производству дымковской игрушки. Персонажи глиняных игрушек: барыни, водоноски, няньки, доярки, птичницы, животные – свистульки, кони, козлики, барашки, олени, собачки, индюки, петухи. Характерны сюжетные изображения – народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники и др. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Колорит росписи яркий, контрастный (красный-зеленый, синий – оранжевый, желтый- синий, черный для украшения из точек).
Филимоновская роспись возникла в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек разнообразны: барыни, солдаты, всадники, животные. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головой. В украшениях фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, веточки, звездчатые розетки. Колорит росписи: белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим, фиолетовым.
Гжельская роспись возникла в Раменском районе Московской области.
Предметы создаются из белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Гжельские изделия разнообразны: посуда (иногда сосуду придается форма животного, а изделия украшаются скульптурами), скульптуры с изображением народных сюжетов. Орнамент узоров растительный: цветы, трилистники, пышные травки, листики, тонкие стебли, бусинки-ягоды. Цветы собраны в букет или крупный цветок, от которого отходит веточка с бутоном, листьями.
Заключение
При использовании систематичной работы, творческого подхода педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, использование разнообразных методов и приемов способствует развитию художественного творчества у детей дошкольного возраста.
Занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми, и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.
В творческой деятельности видится задача не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст].- СПб., Союз, 1997.
- Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / авт-сост Гаврилова В.В, Артемьева Л.А.- Волгоград, Учитель, 2011г.- 143 с.
- Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством / Ребенок в детском саду, 2006- № 6. – С. 48-50.
- Доронова Т. Образовательная область «Художественное творчество» программе «Успех»/Дошкольное воспитание, 2011- № 6. – С. 22-32.
- Иткулова А.Б. Секреты народных мастеров / Ребенок в детском саду, 2006- № 5.- С.55-57.
- Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим стоит понимать/ Дошкольное воспитание 2005-№ 2. – С. 80-86.
- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст].- М.: Мозаика- Синтез, 2005.- 120с.
- Качанова И.А. История народной игрушки / Цветной мир 2009 – № 1-с. 3-5.
- Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: пособие для педагогов ИЗО.- М.: АРКТИ, 2008.- 24 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.- 177 с.
Источник