Развитие творческих способностей ребенка с овз

Наталья Осипова
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.

В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства.

Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.

Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенкувыйти из состояния зажатости.

Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).

Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей.

В работе с детьми мы стараемся найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выявляем умения и навыки детей: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях пытаемся выяснить художественную одаренность детейпосредством различных игр:

o разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);

o сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки);

серия «Дополни изображение» («что увидел котёнок?»); серия «Лото» («что нужно повару, врачу для работы?»).

Занятия строим из 4–5 частей:

1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами). Если у ребенка плохое настроение,и он раздражен – мы применяем следующий прием: кладем перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, в комнате раскладываем 2–3 предмета такие же по цвету, ребенку предлагается найти эти предметы.

2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Объяснение задания.

5. Непосредственная работа.

Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, мы используем выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаем пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками – развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Дети испытывают потребность не только в познании, но и в овладении навыками, умениями, способами деятельности.

Можно выделить два направления, которые удовлетворяют любопытство маленького художника, и в тоже время не требуют от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С.Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы выбрали нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история, с выходом на деятельность. Различные действия с красками, материалами, необычные техники помогают детям преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, возможность показаться непонятыми, смешным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции.

Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем.

Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям будет интересно узнать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование – совершенно увлекательное занятие,когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками – все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

В своей работе используем интегрированные виды занятий. (Нарисованную ёлочку предлагаем украсить разноцветными шариками, вырезанными из бумаги; Дед Мороз – борода, шапка, отделка костюма из ваты). Помогает в работе использование ИКТ (мы рассматриваем слайды по теме занятия, презентации).

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, приобретениюуспешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.

Список используемой литературы:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.

2. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Источник

Елена Кирюхина
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ

По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ОВЗ. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы по реабилитации, специальные учебные заведения и. т. д.).

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, а ограничение мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности в общении с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, которым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционирует существование недоступной для ребенка с ОВЗ архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок с ОВЗ – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок с ОВЗ может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Педагоги нашего детского сада, и я в том числе, занимаемся с детьми декоративно- прикладным творчеством. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностейиспользуются разные техники: традиционные (аппликация, лепка) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками ; коллаж с применением крупы, семян, пуговиц; экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов детей, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Многогранная деятельность детей на занятиях творчеством создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки.

Главная цель, которую я ставлю,как педагог:

-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для развития разносторонней, интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели:

развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;

– формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

– стимулирование интереса к прикладному творчеству;

– воспитание нравственных качеств личности детей.

Так же одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:

– создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;

– помочь окружающим – педагогам, членам семьи, соседям – принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности.

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.

Форма организации творческой деятельности детей с ОВЗ очень актуальна для нашего ДОУ, т. к. наш детский сад посещает большое количество детей с ОВЗ. В заключении ПМПК наших детей стоят диагнозы (ЗПР, ЗПРР, ОНРII И III ур. ДЦП).

Дети с ОВЗ участвуют в праздниках, организуемых в соответствии с традиционной тематикой,принятой в дошкольных учреждениях: «Новый год», «Мамин праздник», «День рождения», «Веселые старты», «Скоро лето», «Праздник урожая», «Масленица», «Фестиваль дружбы народов» и многие другие.

Вся работа состоит из трех этапов: подготовительный – проведение праздника – закрепление впечатлений.

Подготовительный этап:

1)разработка сценария: предметно игровые действия, движения под музыку, элементы театрализованных и сюжетных игр.

2) создание предметно – развивающей среды: театральная атрибутика, музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, дудки); звучащие игрушки; предметы и игрушки по тематике праздника (елка, елочные украшения, «снежки»; цветы, флажки, ленточки; мягкие игрушки, куклы, куклы-марионетки); игрушки для проведения подвижных, сюжетных игр; предметы для «сюрпризных моментов» (подарки для детей и родителей, новые игрушки); аудиозаписи (классическая музыка, звуки живой и неживой природы, детские сказки и песни);

3) подготовка детей к празднику на коррекционно-педагогических занятиях;

4) участие всех специалистов занимающихся с детьми в группе (логопед, музыкальный руководитель);

5) работа с родителями (они готовили костюмы, подарки, разучивали с детьми стихи, песни и т. д.).

Остановимся на описании подготовительного этапа на примере организации праздника «Новый год».

На занятиях по музыкальному воспитанию особое внимание уделялось формированию умений слушать музыку, петь, выполнять музыкально-ритмичные движения (игры и упражнения с предметами, сюжетные действия и игры под музыку). Детей учили петь песни, допевая слова; выполнять движения только под музыку (кружиться с ленточками, парами); использовать музыкальные игрушки-инструменты (ложки, дудочки, колокольчики, бубны); выполнять музыкально ритмические и музыкально-дидактические упражнения, играть в подвижные игры (сначала совместно со взрослыми, затем по подражанию и показу).

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей знакомили с сезонными изменениями в природе (наблюдение за снегопадом, уборкой улиц от снега и др.,с персонажами новогоднего праздника: Дедом Морозом, Снегурочкой, зайцем, лисой, медведем. Используя элементы театрализованной деятельности, обыгрывали ситуации праздника с использованием кукольного театра, елочных украшений, примеривали костюмы (шапочки, воротнички, хвостики). Дети выполняли характерные для персонажей движения, рассказывали стихи на праздничную тематику, используя игрушки-персонажи. Детей знакомили с традициями проведения праздника (нарядная елка, украшение помещений игрушками и др., с ними играли в дидактические игры, закрепляющие представления о праздничной атрибутике («Чудесный мешочек», «У кого такая?», «Найди такого цвета», «Найди пару», «Угадай, что в такой коробочке»).

Детей привлекали к совместному созданию рисунков, поделок, аппликаций по тематике праздника («Падает снег», на тонированной бумаге способом примакивания рисовали снег; «Украшаем елку шарами», на елочку наклеивали шарики из бумаги; «Елочка в снегу», рисовали снег на вырезанной из бумаги елочке); шапочек лисы, зайца, медведя (к заготовкам приклеивали глаза, нос, подарки для родителей и др.

Второй этап – проведения праздника.

– Он длится от 20-25 минут (учитываются особенности и возможности психофизического развития детей).

– К играм привлекаются родители.

– Обязательно чередуются активные (подвижные игры, пляски и др.) и спокойные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть наблюдателем, зрителем (слушание успокаивающей музыки, просмотр выступлений гостей – выпускников группы).

Особое внимание уделяли разработке сценария, подбору используемого речевого материала (четкие инструкции, простые стихи) должны быть предельно понятны детям; музыкальные подвижные игры и упражнения, а также пляски подбирали с таким расчетом, чтобы дети независимо от уровня психофизического развития могли в них участвовать.

Третий этап посвящен закреплению впечатлений, знаний, умений, полученных на празднике.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

Итак: развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Воспитатель МБДОУ № 73 г. Златоуст

Кирюхина Е. Н.

Источник