Развитие творческих способностей ребенка с нарушением речи

Развитие творческих способностей ребенка с нарушением речи thumbnail

Развитие креативности у детей с недоразвитием речи в дошкольном возрасте.

Одним из оснований развития креативности как общей интегральной способности, является творческая деятельность. В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей – обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития ребенка.

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.  Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов и, как следствие развития общества, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость перехода на решение стратегических задач современного образования, которое заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализовать личные планы. В связи с этим встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта дошкольников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективно.

Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего».

Креативность мышления позволяет выйти за рамки искусственных ограничений, найти нестандартные решения, новые возможности, а значит, добиться успеха, который просто невозможен в рамках стандартов и шаблонов. Креативность можно понимать как умение мыслить вне рамок, вырываться из-под власти шаблонов и правил, видеть ситуацию под другим углом, генерировать идеи, воспринимать альтернативные точки зрения. Креативное мышление созидательно и конструктивно.

Дети, еще «не загнанные» в рамки правил и стандартов, отличаются креативностью, но затем эта способность постепенно утрачивается под влиянием воспитания и социума, навязанной необходимости следовать общепринятым правилам. Привыкнув идти одной и той же проторенной тропой, ум становится ограниченным и неповоротливым, креативное мышление за ненадобностью сменяется шаблонным. Абрахам Маслоу считал, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

В развитии креативности ученые выделяют две фазы, которые соотносятся с двумя возрастными периодами. Развитие первичной креативности, как общей творческой способности происходит в 3-5 лет, когда у ребенка появляется потребность действовать как взрослый, в результате подражания и неосознанного научения.

В процессе длительного исследования креативности П. Торранс сделал выводы, что креативность достигает своего пика в возрасте от 3, 5 до 4, 5 лет. Первый период характеризуется развитием «первичной» креативности. Данный возраст наиболее благоприятен для формирования креативности том, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации, и предпосылкой для этого является сформированность языка, а с другой – не имеет навык социализации. У него еще отсутствуют стереотипы взаимодействия с окружающей средой, а мир загадочный и проблематичен.

До 6 лет происходит спад креативности, связанный с переходом его в латентное состояние. Это объясняется переходом в школу, доминированием понятия нормы, жесткой регламентацией деятельности. Социальное окружение может включать факторы, негативно влияющие на проявление и развитие креативности (конфликты со сверстниками, дискриминация в школе из-за унификации программ, регламентация поведения, отношения учителей). Спад объясняется новыми требованиями и новой ситуацией, в которую попадает ребенок, перестройкой структуры креативности.

Существенно на развитие творческих способностей влияет семья (гармоничность отношений между детьми и родителями, общность интеллектуальных интересов), профессиональный образец, идеал творца. Этот период заканчивается переходом к оригинальному творчеству, «мы имеем дело с личностью, которая уже сформировалась, которая аккумулировала различные социокультурные влияния и переделала их в определенную, хотя и неустойчивую систему отношений с миром».

 Формирование креативности в детстве:

 Творческая деятельность осуществляется в форме игры. В процессе игры происходит эмоциональное преобразование живой и неживой природы в воображаемую действительность, оказывается задействованным весь творческий потенциал личности ребенка. Часть проявляемых творческих способностей получит дальнейшее развитие, другие же способности окажутся реализованными только на этапе детства, потом будут забыты. Большинство художников и музыкантов с мировой известностью демонстрировали высокие результаты творчества уже в 5-6 лет даже при отсутствии внешних стимулов к занятиям.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка с нарушением речи

Воображение в своем развитии опережает интеллект, оно управляется непроизвольным вниманием, благодаря чему увлекает ребенка и развивает постпроизвольное внимание. В процессе созидания ребенок не стремится к результату, но получает удовольствие от самой работы. Содержательные игры – действия с куклами, плюшевыми зверями формируют сопереживание, эмоциональную и нравственную компоненты личности.

Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные и коллективные) развивают творческую активность, скорость переключения внимания, импровизацию, сопереживание, идентификацию.

Режиссерские игры, когда роли отданы игрушкам, и фольклорные («прятки», «казаки-разбойники», «лапта») закладывают нормы поведения в обществе и потребности демонстрировать наилучший результат, победить соперника.

Важнейшую для ребенка роль в отражении эмоционально окрашенного отношения к миру и себе играет рисунок, когда отношение к персонажам абсолютно откровенно передается через цвет, размер и тщательность исполнения отдельных черт.

Ф. Вернон отметил некоторые характерные особенности творческого ребенка: раннее обучение чтению как стимул развития воображения, самостоятельность в выборе занятий – свидетельство формирования постпроизвольного внимания и воображения, инициативность, высокая концентрация внимания, хорошая память, эмоциональность и потребность в самовыражении в творчестве.

Близкие ребенку люди могут способствовать развитию задатков и способностей ребенка, выполняя специальные упражнения в игровой форме, поддерживая интерес к творчеству, формируя ценные личностные качества:  соподчинение целей (подготовка подарков к празднику), словесное управление действием (рассказ о своем рисунке), управление поведением, планирование игры, ответственность, эмпатия по отношению к живым существам. [19] 

Развитие творчества у детей с речевой патологией

В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей – обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития дошкольника.

Творческие способности актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для их формирования необходимы следующие условия:

  • отсутствие образца регламентированного поведения;
  • наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
  • создание условий для подражания творческому поведению;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Однако на практике оказывается, что педагоги, будучи нацелены на освоение детьми конкретных технологий, недостаточно ориентированы на развитие самостоятельного творчества ребенка, его фантазии и воображения. В основе развития творческих способностей лежит воображение, которое требует развития. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, создавая на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.

Развивая воображение с раннего детства,  не только совершенствуется познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируется личность ребенка.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, большинство психологов выделяют следующие:

• ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

• разрешение и поощрение множества вопросов;

• создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

• стимулирование ответственности и независимости;

• акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

• внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

В то же время, существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей:

• стремление к успеху во что бы то ни стало, недопущение риска;

• конформность, неспособность противостоять давлению других;

• неодобрение исследования, воображения, фантазии;

• жесткие половые стереотипы;

• дифференциация игры и учения: “Учение – это тяжкий труд”;

• готовность к изменению точки зрения, собственного мнения;

• преклонение перед авторитетами.

Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно, лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

Источник

Творческие способности не создаются,
а высвобождаются.
Фергюсон

Читайте также:  Этапы развития речи ребенка заикание

В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность.

Креативность обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и в конечном счете – самоосуществления человека.

Одним из оснований развития креативности как общей интегральной способности, является творческая деятельность. В дальнейшем, мы будем употреблять более узкий термин «творческие способности», подразумевая способности, которые развиваются в процессе творческой деятельности.

В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей – обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную,эмоциональную иповеденческую составляющие личностного развития дошкольника.

Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее благоприятным (сензитивным) периодом развития творческих способностей выступает старший дошкольный возраст (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.). Творческие способности актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для их формирования необходимы следующие условия:

  • отсутствие образца регламентированного поведения;
  • наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
  • создание условий для подражания творческому поведению;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Однако на практике оказывается, что педагоги, будучи нацелены на освоение детьми конкретных технологий, недостаточно ориентированы на развитие самостоятельного творчества ребенка, его фантазии и воображения. Основную цель, которую ставят перед собой педагоги в обучении детей – формирование определенных умений и навыков, а исходя из этого, в детском саду наиболее распространенна традиционная форма занятий с детьми, которая зачастую напоминает урок, т.е. «вопрос – ответ». Прохоровой Л.Н. был проведен анализ занятий с детьми в ДОУ, который позволил выделить наиболее характерные особенности организации педагогического процесса:

  • при организации воспитательно-образовательного процесса больший акцент делается на запоминание, а не на развитие мыслительной деятельности, творческой активности;
  • субъект – объектный тип взаимодействия педагогов с детьми;
  • отсутствие диалога;
  • деятельность детей не всегда мотивирована;
  • в большинстве случаев на занятиях отсутствует постановка проблемных ситуаций, вопросов;
  • репродуктивный характер предлагаемых детям заданий;
  • ограниченное предоставление детям возможности выбора заданий, материалов, способов действий и т.п.;
  • отсутствие условий для переноса знаний, умений и навыков в новые условия.

Тем не менее, многие авторы высказывают мнение, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование). Эта деятельность рассматривается не только как движущая сила формирования психологической готовности к школе, но и как условие творческого развития личности.

В основе развития творческих способностей лежит воображение, которое требует развития.Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, создавая на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Особым потенциалом развития творческих способностей у дошкольников обладает изобразительная деятельность, освоение которой активизирует работу отделов мозга, ответственных за речевое развитие, логическое мышление, образные представления.

В своей работе по развитию творческих способностей дошкольников с речевыми нарушениями использую оригинальные технические приемы в изобразительной деятельности.

Рисование с опорой на заготовку

Предложить ребенку творить «с нуля», на «чистом листе» не всегда подходит. Часто ребенку удобнее от чего-то оттолкнуться – от какой-то заготовки, которая уже несет некое начало, некие исходные формы и в то же время абсолютно не стесняет его творческой свободы.

Отпечатки, рисование руками и пальцами

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Краску нужно взять легко смывающуюся. Начать можно с простых изображений – цветок, кисть винограда… А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него любой предмет, имеющую рельефную поверхность, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, металлический значок… Это не только увлекает детей, но и помогает развивать тонкие ручные навыки.

Читайте также:  Развитие ребенок в полтора года мальчик

Рисование руками и пальцами

Поместите несколько пятен густой краски на лист ватмана. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами прекрасно развивает осязание.

Можно создавать интересные изображения с помощью листьев самых разнообразных форм. Покройте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось.

Рисование губкой

Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Пятна и кляксы

Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем – что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Лепка

Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, пластика. Лепка способствует развитию тактильных ощущений.

Если мы ставим цель развитие творческих способностей, то можно просто начать что-то лепить на глазах у ребенка, и он подключится к работе.

Коллажи

Изготовление аппликаций и коллажей – это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное – всегда иметь под рукой интересный материал для творчества. А это могут быть: куски фольги, разнообразной бумаги (папиросной, оберточной, гофрированной, цветной) блестки, лоскутки самых разных тканей, обрезки кружев, шнурки, пуговицы, пряжа, ватные шарики, перья, листья, семена, , плоские камешки, крупный песок, кусочки коры, бересты, красивые фасолины, , фигурные макаронные изделия, сыпучие материалы (поваренная соль, крупы, яичная скорлупа и т.д.).

Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются или набрасываются приготовленные материалы.

Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание). Все это важно для детей с ОНР. Создание большой картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца. Выполненные работы могут иметь практическую направленность, например, для оформления группы.

Занятия изодеятельностью по развитию творческих способностей носят более произвольный характер, в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению рисованию. Специальная подготовка и художественные таланты ребенка не играют роли. На занятиях, в свободной деятельности стараюсь поощрять детей выражать оригинальные идеи и не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Результат работы педагога отсрочен во времени, но видимые изменения, основанные на наблюдениях за детьми во время работы уже заметны: у детей проявляется повышенная познавательная мотивации, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность. Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на мероприятиях и т.д.), посещение кружков художественно-творческого направления.

Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка Для того, чтобы родители видели достижения и успехи своих детей, все работы выставляются на стенде, организуются персональные выставки, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

В заключении хочу отметить, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности детей, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в работе.

Литература

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.- 239 с.
  2. Дружинин В. Н. «Психология общих способностей» СПб 2007г.
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. – 78 с.
  4. Прохорова Л. Н. «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников» Москва 2007г.
  5. Солдатова Е. Л. «Креативность в структуре личности». Автореферат диссертации канд. Психол. Наук. СПб., 1996 г.

Источник