Развитие творческих способностей ребенка посредством театрального искусства
Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. С этим связаны стремления взрослых дать детям больше знаний, научить их, как можно раньше читать, писать, считать, а не способствовать тому, чтобы наши дети чувствовали, думали, творили. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторую ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10–15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Существует и другая проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а других наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Работая над темой: «Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства», мы поставили следующие задачи:
Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.
Формирование познавательного и аффективного воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, формирование эмоционального контроля.
Для полноты восприятия театральной деятельности — ознакомление с различными видами театра: настольным театром, теневым театром, театром на фланэллеграфе, театром пяти пальчиков, с театром игрушек, конусным театром, настольно-плоскостным театром, пальчиковым театром теней, театром предметов, театром ложек, с куклами Бибабо, игрой-драматизаци
Содержание театрализованных занятий включает в себя пять разделов.
Первый раздел — «Театральная игра» направлен не только на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Второй раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Третий раздел — «Культураитехникаречи» –Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.
Четвёртый раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
– Особенности театрального искусства.
– Виды театрального искусства.
– Рождение спектакля,
– Театр снаружи и изнутри.
– Культура зрителя.
Пятый раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
1. Знакомство с пьесой.
2. От этюдов к спектаклю.
Театрализованные занятия включены в общую стратегию воспитательной работы. Процесс таких занятий представляет собой систему творческих игр, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей ребёнка.
Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на активное участие ребёнка.
Дети любого возраста любят играть, игра часть их жизни. При этом они любят в кого-то или во что-то превращаться. Как эмоционально изображают дети зверей в музыкальной, театрализованной игре «Ай, ди-ли»! Зайчишку весёлым, а волка страшным, пугающим детей. Так в процессе игры дети с помощью выразительных движений рук и ног изображают животных.
Дети — замечательные актёры! Стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы элемент какого-то костюма, как он сразу входит в образ. Во время игры используются маски-шапочки и другие элементы костюмов: шляпку, нос и т. д.
Такой, казалось бы, отрицательный персонаж, как Баба Яга в исполнении детей становится забавной. Играя с детьми в эту игру, используются накладной нос, а также кукла Бабы Яги.
На занятиях формируется качественное исполнение творческих заданий. Развивая творческие способности детей, театральные игры помогают развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.
Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Для этого используется ряд игр: «Что делает зайчик?», (когда звучит весёлая музыка, зайчик пляшет, а когда — спокойная — спит),
«Солнечный и дождливый день» (турист шагает весело, когда светит солнышко, а уныло, когда идёт дождь) и другие. Предлагается детям, включая мимику, жесты, пантомимику, изобразить какого-либо персонажа, по выражению лица (глазам, бровям, губам) определить настроение человека. Здесь используются маски-схемы, которые помогают выразить своё эмоциональное состояние и реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец).
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1) развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
2) развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
3) развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирующая весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Для этого следует подбирать для детей интересные стихи, которые бы находили эмоциональный отклик в их душах. Особенно полезно использовать диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Из таких стихов можно создать целый мини — спектакль. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.
С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства.
Одно и тоже слово или фразу учим детей произносить по-разному — грустно, сердито, удивлённо и т. д.
Предлагая детям игру «Фраза по кругу» (я проснулась или проснулся), стремимся, чтобы каждый ребёнок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произнёс данную фразу. Эти игры со словами развивают воображение, пополняют словарный запас.
В процессе бесед предлагаем детям обсудить такие вопросы: Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Кто шьёт костюмы? Кто рисует декорации? Как надо вести себя в театре?
Для лучшего усвоения бесед о театре и о театральных профессиях, предлагается ряд дидактических игр: «Открой нужную дверь», «Волшебная корзинка» и другие.
Приступая к работе над драматизацией, с детьми проводятся беседы: театр — особый прекрасный мир. В этом мире всё необычно Мы видим декорации, нарисованные художником и сделанные в театральных мастерских, видим людей, которых придумал драматург, и сыграли артисты. Но, глядя на сцену, мы забываем о театральных декорациях, и об артистах, переживаем вместе с героями спектакля их неудачи и удачи.
Не выходя из зрительного зала, можем совершить путешествие в любую точку планеты и в любую эпоху. Искусство театра помогает заглянуть в будущее, а главное — оно учит нас видеть прекрасное в жизни, в людях.
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая работа увлекает даже недостаточно активных детей, помогая преодолеть застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю нужно соблюдать несколько правил:
не перегружать детей;
не навязывать своего мнения;
предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Роль музыки в театральной деятельности
Работая над драматизацией, много времени и внимания уделяю музыке. Музыка играет значительную и даже главенствующую роль: включена в сюжет, участвует в развитии действия, служит средством характеристики действующих лиц, привлекает к отдельным наиболее значительным эпизодам, акцентируя нарастание, напряжённость действия или наоборот, подчёркивает перемену в характере взаимоотношений героев.
Следует помнить, что драматизация или инсценировка той или иной сказки или песни являются настоящим произведением искусства, когда его компоненты подчинены единому идейному замыслу, органично выражают его. Это положение существенно не только для профессионального театра, но и для детского.
Основные этапы работы над драматизацией
Когда я выбирается материал для драматизации, отталкиваемся от возрастных возможностей, знаний и умений детей. Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над драматизацией:
Выбор инсценировки и осуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов.
Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей.
Работа над выразительностью речи, и подлинностью поведения персонажей.
Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Репетиция отдельных картин с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов и декораций.
Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребёнка
Немаловажная роль в развитии творческих способностей ребёнка принадлежит также и кукольному театру, который развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой.
Как итог усвоения знаний по кукловождению является показ кукольных спектаклей младшим детям. Среди кукол — лукавый и весёлый Петрушка, самый любимый герой.
Когда мы говорим о кукольном театре, мы вновь возвращаемся в удивительную страну реальных фантазий и прекрасного мира сказок, где добро обязательно победит, а зло будет наказано.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно — изобразительная деятельность.
Роль воспитателя в театрализованной деятельности
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Только в тесном контакте работы с воспитателем можно достичь определённые цели: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества, эмоционального развития детей.
Театральные игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже математических.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Успешность и результативность театральных занятий зависит от музыкального руководителя, хореографа, так, как без определённых вокальных навыков, без умения ритмично и выразительно двигаться, добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе нашего дошкольного учреждения оборудована театральная зона или уголок сказок, а также «тихий уголок», где ребёнок может быть один и поработать над ролью перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, видеофильмы, аудиокассеты для просмотра и прослушивания сказок.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Обеспечение связи детского сада с семьёй — очень важная проблема, которое решает современное дошкольное учреждение. В процессе занятий, подготовки к конкурсам, утренников, развлечений невольно через детей вовлекаются в театральную деятельность их родители.
Роль родителей в развитии театральных способностей детей
Родители помогают ребёнку придумать и изготовить свой «костюм» к празднику или деталь реквизита, Так они становятся нашими соучастниками и зрителя-ми, открывают своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
В заключении подведём некоторые итоги. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты.
В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются:
– все стороны личности ребёнка,
– обогащаются интересы и личный опыт детей,
– через стимулирование эмоций формируется осознание нравственных норм.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его чувства, восприятие создаваемых образов.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы ставим пред собой цель: сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, спектаклях, песнях, танцах, дети смогли применить в повседневной жизни. Только тогда бутончики маленьких сердец начнут раскрываться, из жизненных ситуаций начнут постепенно уходить чёрные краски и дети будут спешить навстречу с нами!
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, кукольный театр, окружающий мир, раздел, творческая способность детей.
Источник
Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Воспитатель: Тартина Елена Венеровна
с. Китово 2017
Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б.Н. Теплов
Введение
Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.
Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:
– Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;
– Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни, как интересно можно жить в этом мире;
– Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого, привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, – как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, – создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности.
Актуальность опыта работы.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО
«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка театральных игр) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных направлений.
Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности ребёнка через театрализованную деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление, воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.
По данному направлению я работаю три года. В своей работе использовала различные формы организации театрализованной деятельности.
Формы организации театрализованной деятельности:
1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.
2. Самостоятельная театрально – художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.
4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.
Театрализацию в работе с детьми я начала со среднего возраста. В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика, сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для родителей, памятки, консультации.
Содержание моих занятий – знакомство не только с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
В содержание театрализованной деятельности использовала ИКТ-технологии:
- Просмотр кукольных спектаклей
- Игры-драматизации
- Упражнения для социально-эмоционального развития детей
- Упражнения по дикции
- Упражнения на развитие детской пластики
- Пальчиковый игротренинг
- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы
- Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной доски
- Мультимедиа
В своей работе я использую интернет-ресурсы:
htth://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования
https://www.maam.ru- Международный образовательный портал МААМ. RU
htth://www.o –detstve.ru – О детстве
htth://solnet.ee/ – Детский портал Солнышко
https://dohcolonoc.ru – Всё для воспитателей детских садов
На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.
В этом году совместно с детьми мы создали проект «Мультфильм своими руками» по сказке «Лиса и заяц». Мне хотелось вызвать у детей интерес к мультипликации не с позиции зрителя, а с позиции человека, имеющего отношение к созданию мультфильма, знающего основной процесс создания. Дети совместно с педагогом с удовольствием включились в этот долгий и кропотливый процесс: создание персонажей, изготовление декораций, съёмка. Когда был снят весь мультфильм, мы перешли к его озвучиванию. Полученное изображение обработали при помощи компьютерной программы Windows Movie Maker. В результате получился замечательный мультфильм, который с удовольствием посмотрели и дети, родители.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов, изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Театр в нашем саду «живет» давно. В последнее время наблюдается новое направление – христианское. Мы вместе с детьми, под руководством музыкального руководителя готовим спектакли на пасхальную, рождественскую темы. Они проходят с большим успехом. И награды тому – высокие оценки на областном уровне: грамоты победителей конкурсов, дипломы, а так же овации благодарных зрителей. Стало хорошей традицией, проведение утренников с включением театрализованной постановки. Использую спектакли и как часть родительского собрания. Количество родителей на таких собрания увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.
За 3 года работы были поставлены театрализованные постановки:
- «Алёнкины писанки», победитель муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Светлый праздник»
- «Пасхальное яичко», победитель муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Светлый праздник»
- «Рождественская ёлочка», участники XVI областного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок»
- «Краденое солнце» по сказке К. И. Чуковского
- «Рождественский колобок», участник муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок»
Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция. Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
– у детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации, особенно при прочтении художественных произведений;
– дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);
– повысилась эмоциональная отзывчивость;
– дети стали больше проявлять активность, инициативность;
– у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца);
– у детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;
– дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих заданий эта категория детей проявляла инициативу, самостоятельность, креативность, показала высокое качество выполненной работы.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной. На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках, конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Источник