Развитие творческих способностей ребенка по средствам развития мелкой моторики
Анна Лукина
Развитие творческих способностей детей средствами традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Необходимой задачей педагога в условиях реализации ФГОС становится создание такой благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями получает возможность проявить свои способности.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых игр с другими детьми, лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Целью данной темы является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности ; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формировать координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность;
– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
– улучшить общую двигательную активность;
– содействовать формированию речевой функции;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Вашему вниманию представляю игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Основная цель работы по Лего –развитие познавательной, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством лего – конструкторов.
Через Лего –конструирование я решаю следующие задачи:
– Развитие мелкой и крупной моторики, ориентировки в пространстве;
– Развитие диалогической и монологической речи,пополнение словарного запаса:
– Формирование умения анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
– Формирование пространственного мышления, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
– Развитие индивидуальных способностей ребенка;
– Развитие у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимуляция детского научно-технического творчества.
– Развитие умения применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
– Развитие познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;
Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.
Это отличная развивающая игра и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы?Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.
Игра в пазлы влияет на развитие малыша:
– развивают мелкую моторику рук и координацию движений;
– развивают логику;
– формируют навыки выработки стратегического решения задач;
– развивают усидчивость и аккуратность;
– развивают воображение и фантазию;
– развивают внимание и память;
– учат принимать решения самостоятельно.
Вашему вниманию хочу представить игру тактильные коробки. Эта игра способствует развитию тактильного восприятия.
Цель данной игры: развитие мелкой моторики рук через действия с предметами.
В процессе игры выполняются следующие задачи:
– развитие мелкой моторики рук:
– развитиеточности и координации движений кисти руки:
– развитие психических процессов произвольного внимания;
– логического мышления;
– памяти, речи.
Есть возрастные ограничения! От 3-ех лет под присмотром взрослого так как используются мелкие предметы.
Для тактильных коробок использовались крупы, гречка, рис, фасоль, макароны.
Тактильные коробки могут быть разнообразными, могут использоваться любые крупы и любые предметы. Дети с интересом обследуют коробки и говорят свои ощущения и предполагают на что это похоже, что это может быть.
Так же в своей работе по развитию мелкой моторики я использую волшебный мешочек.
Цель: Развитие тактильного восприятия без зрительного анализатора.
Задачи:
– развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
– развивает логику;
– развивает воображение и фантазию;
– развивает внимание и память;
– учит принимать решения самостоятельно.
Предлагаю посмотреть фрагмент занятия.
В мешке находятся геометрические фигуры разные по форме и величине, для работы с детьми я выбрала круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Игра может усложнится, взяв и другие геометрические фигуры, многоугольник, овал, ромб, и т. д. Эти фигуры я вырезала из линолеума, так как этот материал наиболее хорошо обработается.
Сейчас я хочу рассказать вам о нетрадиционных техниках развития мелкой моторики которые использую в моей работе.
Наиболее интересной из новых технологий мне показалась идея создания бизиборда.
БИЗИБОРД (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на развитие мелкой моторики, усидчивости, внимательности, мышления.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи.
Задачи:
1. Развивает мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, воображение, мышление, фантазию, сенсорную память, усидчивость.
2. Развивает умение определять на ощупь.
3. Закреплять представления о свойствах предметов.
4. Совершенствовать навык самообслуживания.
Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо –доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». А еще звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.
По моему мнению, бизиборд –полифункциональное дидактическое пособие. С такой доской ребенок пополнит свой багаж знаний, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление. На бизиборде можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но и запрещаются родителями по соображениям безопасности – розетки с вилками, прищепки, крючки. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают защелку, пытаются открыть замок ключами или надеть ключ на крючок, расстегнуть молнию и застегнуть т. д.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка,отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. И так же может являться формой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Доска Бизиборд не имеет каких то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить.
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие.
Бизиборд может быть разнообразным, могут использоваться различные предметы. На моем бизиборде используются замки, шнуровка, замок с ключами, можно сыграть в игру, подбери ключ к замочку, ребенок с интересом ищет и пытается вставить ключ в замок. Так же есть мольберт для рисования. Прищепки, ребенок может как просто снимать одевать, еще можно сыграть в игру, например, повесь прищепки или по цветам или сначала желтый, потом синий, потом красный. В игровой форме можно учить цифры, найти домик для цифры 5. Т. д.
Следующий метод нетрадиционной работы Песочная терапия
Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей.
Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики пальцев и рук.
Занятия песочной терапией способствуют:
– развитию мелкой моторики;
– открывают широкий простор для проявления фантазии;
– помогают регулировать механизмы мышления.
– лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
– научиться отвечать за свои поступки и действия;
– полагаться на собственные силы;
– развитию самооценки;
– преодолению последствия психологических травм.
Какой ребёнок не любит возиться в песке? Структура песка состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.
Песочная терапия сегодня – одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого, позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.
Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком.
Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины – словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.
Игры с песком разнообразны:
– рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)
– обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);
– познавательные игры (о многообразии окружающего мира);
– проективные игры (развитие творчества и фантазии).
Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. А сейчас хотелось бы показать одно из упражнений с песком. На первом видео показано первое занятие с песком, на втором видео дети уже запоминают и выполняют упражнение самостоятельно.
Вывод: Использование традиционных и нетрадиционных методов по развитию мелкой моторики приводит к положительной динамики развития детей.
Источник
Анна Лукина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами традиционных и нетрадиционных методов мелкой моторики
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Необходимой задачей педагога в условиях реализации ФГОС становится создание такой благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями получает возможность проявить свои способности.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых игр с другими детьми, лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Целью данной темы является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности ; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формировать координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность;
– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
– улучшить общую двигательную активность;
– содействовать формированию речевой функции;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Вашему вниманию представляю игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Основная цель работы по Лего –развитие познавательной, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством лего – конструкторов.
Через Лего –конструирование я решаю следующие задачи:
– Развитие мелкой и крупной моторики, ориентировки в пространстве;
– Развитие диалогической и монологической речи,пополнение словарного запаса:
– Формирование умения анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
– Формирование пространственного мышления, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
– Развитие индивидуальных способностей ребенка;
– Развитие у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимуляция детского научно-технического творчества.
– Развитие умения применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
– Развитие познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;
Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.
Это отличная развивающая игра и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы?Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.
Игра в пазлы влияет на развитие малыша:
– развивают мелкую моторику рук и координацию движений;
– развивают логику;
– формируют навыки выработки стратегического решения задач;
– развивают усидчивость и аккуратность;
– развивают воображение и фантазию;
– развивают внимание и память;
– учат принимать решения самостоятельно.
Вашему вниманию хочу представить игру тактильные коробки. Эта игра способствует развитию тактильного восприятия.
Цель данной игры: развитие мелкой моторики рук через действия с предметами.
В процессе игры выполняются следующие задачи:
– развитие мелкой моторики рук:
– развитиеточности и координации движений кисти руки:
– развитие психических процессов произвольного внимания;
– логического мышления;
– памяти, речи.
Есть возрастные ограничения! От 3-ех лет под присмотром взрослого так как используются мелкие предметы.
Для тактильных коробок использовались крупы, гречка, рис, фасоль, макароны.
Тактильные коробки могут быть разнообразными, могут использоваться любые крупы и любые предметы. Дети с интересом обследуют коробки и говорят свои ощущения и предполагают на что это похоже, что это может быть.
Так же в своей работе по развитию мелкой моторики я использую волшебный мешочек.
Цель: Развитие тактильного восприятия без зрительного анализатора.
Задачи:
– развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
– развивает логику;
– развивает воображение и фантазию;
– развивает внимание и память;
– учит принимать решения самостоятельно.
Предлагаю посмотреть фрагмент занятия.
В мешке находятся геометрические фигуры разные по форме и величине, для работы с детьми я выбрала круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Игра может усложнится, взяв и другие геометрические фигуры, многоугольник, овал, ромб, и т. д. Эти фигуры я вырезала из линолеума, так как этот материал наиболее хорошо обработается.
Сейчас я хочу рассказать вам о нетрадиционных техниках развития мелкой моторики которые использую в моей работе.
Наиболее интересной из новых технологий мне показалась идея создания бизиборда.
БИЗИБОРД (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на развитие мелкой моторики, усидчивости, внимательности, мышления.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи.
Задачи:
1. Развивает мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, воображение, мышление, фантазию, сенсорную память, усидчивость.
2. Развивает умение определять на ощупь.
3. Закреплять представления о свойствах предметов.
4. Совершенствовать навык самообслуживания.
Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо –доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». А еще звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.
По моему мнению, бизиборд –полифункциональное дидактическое пособие. С такой доской ребенок пополнит свой багаж знаний, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление. На бизиборде можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но и запрещаются родителями по соображениям безопасности – розетки с вилками, прищепки, крючки. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают защелку, пытаются открыть замок ключами или надеть ключ на крючок, расстегнуть молнию и застегнуть т. д.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка,отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. И так же может являться формой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Доска Бизиборд не имеет каких то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить.
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие.
Бизиборд может быть разнообразным, могут использоваться различные предметы. На моем бизиборде используются замки, шнуровка, замок с ключами, можно сыграть в игру, подбери ключ к замочку, ребенок с интересом ищет и пытается вставить ключ в замок. Так же есть мольберт для рисования. Прищепки, ребенок может как просто снимать одевать, еще можно сыграть в игру, например, повесь прищепки или по цветам или сначала желтый, потом синий, потом красный. В игровой форме можно учить цифры, найти домик для цифры 5. Т. д.
Следующий метод нетрадиционной работы Песочная терапия
Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей.
Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики пальцев и рук.
Занятия песочной терапией способствуют:
– развитию мелкой моторики;
– открывают широкий простор для проявления фантазии;
– помогают регулировать механизмы мышления.
– лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
– научиться отвечать за свои поступки и действия;
– полагаться на собственные силы;
– развитию самооценки;
– преодолению последствия психологических травм.
Какой ребёнок не любит возиться в песке? Структура песка состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.
Песочная терапия сегодня – одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого, позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.
Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком.
Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины – словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.
Игры с песком разнообразны:
– рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)
– обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);
– познавательные игры (о многообразии окружающего мира);
– проективные игры (развитие творчества и фантазии).
Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. А сейчас хотелось бы показать одно из упражнений с песком. На первом видео показано первое занятие с песком, на втором видео дети уже запоминают и выполняют упражнение самостоятельно.
Вывод: Использование традиционных и нетрадиционных методов по развитию мелкой моторики приводит к положительной динамики развития детей.
Источник