Развитие творческих способностей ребенка по ручному труду
«Развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда»
На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.
Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации.
По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гилфорда, Е. Торренса, Е.Богоявленской и др.), именно период от рождения ребенка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. Период дошкольного детства – это период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно – действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественно – творческой деятельности.
По целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений, бедность воображения) создать объективно новое ребёнок не может.
Творческая деятельность, писал Л. С.Выготский, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответствует своя форма творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», – писал В. А. Сухомлинский. Однако творчество не приходит к детям по какому – то наитию, творчеству надо учить.
Поэтому целью моей работы стало развитие художественно – творческих способностей детей посредством выполнения поделок из различных материалов.
Я поставила следующие задачи:
- Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;
- Развивать способность к альтернативным решениям, закреплять навыки и умения вариативного изображения;
- Обучать техническим приемам и способам изображения;
- Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.
- Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.
Для полноценного развития и формирования художественно – творческих способностей я создала следующие условия:
- Социально – экономические – создание у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
- Психологические – формирование у ребёнка внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки его творческих начинаний;
- Физические – наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Уже в первой младшей группе детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой пасхальные яички , выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка , создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков пластилина и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Дети учились анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому выполняя одно и тоже задание детские работы получались совершенно разные. Когда работа находилась на начальной стадии, я играла с ребятами в ассоциации. Например, «На что похоже?», «Прятки», «Угадай – ка?».
Все это способствовало раннему развитию творческих способностей детей.
Во второй младшей группе работу усложнила, предложив детям более мелкую крупу (манку). К поделкам из пластилина добавила работу с соленым тестом. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Когда они фантазируют и стараются выполнить свою работу , развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активные точки ладошек, благодаря чему улучшается работа всех органов, самочувствие ребёнка. К тому же, соленое тесто несет массу положительной энергии.
К рождественскому празднику дети изготовили из соленого теста елочки и, проявив свое творчество, раскрасили их; к пробуждению весны порадовали мам пушистыми вербочками; бублики и баранки сделали для куклы Кати; ягодки и грибочки – для белочки и т. д…
Сенсомоторное развитие в младшем дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением деятельности ребёнка, представлений об окружающем мире. Дети 3- 4 лет начинают учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни.
В средней группе я продолжала заинтересовывать детей изготовлением объёмных (будто настоящих) фигурок из соленого теста и простых композиций из цветного опила, крупы; показывала взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, поощряла стремление к более точному изображению; учила расписывать вылепленные изделия.
Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественно – творческой деятельности проигрыванием . Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делали атрибуты к сюжетно – ролевым играм: «Кафе», «Магазин», «Дом». Из теста они изготовляли батоны, калачи, печенье, сушку, торты, сами их раскрашивали.
Работа с пластилином способствовала развитию фантазии, творческой индивидуальности детей. Делая пластилиновые жгутики , скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.
В средней группе стали делать аппликации из чайной заварки и цветного опила. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета.
В развитии творческих способностей у детей среднего возраста происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняют выдуманное различными деталями.
Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно – творческая деятельность.
Аппликации из цветного опила дети делали из более мелких частей. Усложнила работу с пластилином, предложив детям рисовать на стекле (обводить контур тушью и закрывать детали пластилином). Ребята с удовольствием делали картины для украшения интерьера. Работы получались яркими, результатами были довольны все.
Творческие задания с радостью выполнялись детьми, а эффективная мотивация выступала как стимул к творчеству.
Ребята изготовили книжку – малышку с картинками из цветного опила для малышей, порадовали маму картиной из пластилина.
Особенностью детей этого возраста является развитие способности к моделированию пространственных объектов через построение цвето – ритмической структуры изображения. Поэтому ребят я познакомила с ещё одним видом художественного творчества – изонитью. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Вначале дети изготовляли простые поделки: закладки, вазы, домики и др. Достоинство работы изонити в том, что изображение выполняется довольно просто, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» – возможность исправить работу на любой стадии, не повредив её.. Ниткография позволяет практически сразу получить «рисунок» высокого качества и художественной привлекательности. Техника изонити тренирует дизайнерское видение: умение выбирать и распределять элементы узора, подбирать цвета, придумывать композиционные решения изображения.
К концу старшей группы дети уже хорошо знают, что они хотят сделать; следуют к своей цели, преодолевая препятствия; становятся способным изображать все, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать простейшие композиции.
В подготовительной группе я перешла к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы я использовала натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно знакомились с новыми техниками работы по ручному труду : пуантилизмом (точечное изображение картин); мозаикой из маленьких квадратиков; изготовлением поделок из компьютерных дисков; флористикой; папье – машье; аппликацией из спичек, яичной скорлупы; плетение волшебных ковриков; игрушек из помпонов.
Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей я провела консультации по вопросам организации этой деятельности : «Как развивать детское творчество?», «Чудеса своими руками», «Совместный труд объединяет семью»; семинары – практикумы «Игрушки без помощи мамы», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Игры – забавы для малышей». Работы своих детей родители могли видеть на выставках «Чудо – пальчики», «Разноцветные самоделки». Стенды регулярно обновлялись к праздникам и сезонно. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности, что давало им толчок к новым поискам, открывало простор для творческой деятельности.
Мои воспитанники ежегодно участвуют в выставках «Многоцветие талантов», «Новогодняя фантазия», занимают призовые места (II место Крекнин Арсений в номинации «Открытка» -2009г.; II место Абрамов Илья в номинации «Композиция» -2009г.; IIместо Аврамов Дима в номинации «Елочная игрушка» -2010 г.; 17 свидетельств участников выставки в 2008 г.)
Более 50% моих выпускников продолжают учиться в ДМШ, кружках ЦДО.
Диагностика уровня развития творческих способностей позволила мне сделать вывод, что стало выше не только качество знаний и умений детей, но и повысился уровень развития творческих способностей. Проанализировав результаты диагностики виден рост развития творческих способностей на 40% (оформление круга в образ, дополнение его деталями, увеличением количества индивидуальных изображений, повышением количества оригинальных изображений, образы стали разработанными, содержащими в себе много деталей, включенные в сюжет). Развитие творческих способностей детей аккумулировали и всю воспитательно – образовательную работу. На конец подготовительной к школе группы уровень высокого развития детей составил 89 % (сред. 11%), на начало младшей группы детей с высоким уровнем было55 %.(сред. – 40%; низ. – 5%).
Вятский край всегда славился мастерами декоративно- прикладного творчества. В старину многие владели искусством ткачества, плетения из лозы, гончарным делом, вязанием, вышивкой. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение передавались умения владеть этим мастерством. В свободное время я занимаюсь художественной вышивкой; принимаю участие в выставках «ВЦРК». Поэтому перспективой своей работы я выбрала именно вышивку , расширит познавательные и творческие способности детей.
Таким образом, знакомя детей с разными видами творческой деятельности, развиваются творческие способности детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Источник
Ирина Фомичева
Развитие творческих способностей у детей посредством художественного ручного труда
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка …. 3
1.1. Цель рабочей программы … 5
1.2. Задачи рабочей программы …. 5
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса …. 7
2. Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми ориентирами) 8
12
3. Календарно-тематическтий план 15
4. Методическое обеспечение программы 31
1. Пояснительная записка
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой,стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.
В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.
1.1.Цель рабочей программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда
1.2.Задачи рабочей программы:
1. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
2. Совершенствование мелкой моторики руки;
3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
4. Воспитание аккуратности, самостоятельности.
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса
– Принципы сотворчества педагога с ребенком, доброжелательного отношения в процессе работы;
-Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
-Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
-Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
-Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
-Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
-Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из нетрадиционных художественных материалов
2.Планируемые результаты освоения Программы:
1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
2. Совершенствована мелкая моторика руки;
3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.
Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, бисера, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт
В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности.
В процессе организованной деятельности художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно –эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.
При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы 1 год.
Организованная деятельность проводится 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год) по подгруппам по 6 человек, время проведения с каждой мини-группой – не более 25 минут.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В конце учебного года дети старшего возраста могут:
– владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
– выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;
– планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
– разрезать бумагу по нанесенным меткам;
– работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
– вдевать нитку, тесьму в иголку;
– изготовлять поделки из природного материала;
3. Календарно – тематическтий план на 2015-2016 год
Сентябрь.
№Тема: Цель
1. «Георгины» Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.
2. «Грибочки» Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму гриба.
3. «Осенняя пора» Коллективная аппликация из листьев. Предложить детям сделать картину из листьев. Каждому ребенку предложить выбрать, что он хочет сделать (показать картинки, образцы, учить аккуратно приклеивать листики в правильной последовательности. Учить красиво располагать готовые аппликации на ватмане.
4. «Зверушки» Поделки из природного материала. Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детейсамостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
Октябрь.
№Тема: Цель
1. «Жираф» Аппликация с использованием крашенного песка. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.
2. «Бабочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
3. «Зверушки из фисташек» Поделки и фисташек. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
4. «Золотая осень» Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.
Ноябрь.
№Тема: Цель
1. «Гусеница» Аппликация с использованием крашенного песка. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.
2. «Собака» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
3. «Зверушки из фисташек» Поделки и фисташек. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
4. «Черепашка» Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.
Декабрь.
№Тема: Цель
1. «Ёлочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
2. «Символ года»
Плакат. Аппликация из резаных ниток. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
3. Открытка «Веселые хороводы»
Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
Январь.
№Тема: Цель
1. «Волшебные снежинки» Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.
2. «Киска» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
3. «Дед Мороз» Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.
Февраль.
№Тема: Цель
1. Поздравительная открытка.
Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
2. «Валентинки» Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.
3. «Вертушка» Конструирование-оригами. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным
4. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
Март.
№Тема: Цель
1. «Весеннее солнышко» Аппликация с использованием крашенного песка. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.
2. Поздравительная открытка.
Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
3. «Первые цветы» Аппликация. Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
4. «Утята» Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Апрель.
№Тема: Цель
1. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
2. «Овечки» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
3. «Паровозик» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
4. «Пасхальные яйца» Лепка из соленого теста. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.
Бисерография. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.
Май.
№Тема: Цель
1. Поздравительная открытка.
Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
2. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
3. «Лев» Поделка из бросового материала. Учить детей обклеивать картонные рулончики, самостоятельно вырезать детали льва, соединять детали между собой. (Возможно использование образца или изображения поделки)
4. «Барашек» Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.
4.Методическое обеспечение:
• И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г
• М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007
• И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.
• И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.
• И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.
• И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.
• Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г
• Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
• Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г
• Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.
Источник