Развитие творческих способностей ребенка по математике
ТЕМА: «Развитие творческих способностей учащихся
на уроках математики и во внеурочное время»
1. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Задача учителя не в том, чтобы
дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес
к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер
В настоящее время существует острая социальная потребность в развитии творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию всех способностей человека.
Актуальность.
Л. Н. Толстой сказал вот такую замечательную фразу: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». И эти слова как никогда очень актуальны в настоящее время.
Сегодня, в период осуществления перехода на стандарты нового поколения, особенно важным является создание адаптивной образовательной среды для обеспечения оптимального уровня развития каждого ученика, его задатков, способностей, творческого потенциала.
Что такое творчество? Существует много различных определений понятия творчества.
Американский ученый П.Хилл:
«Творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».
Большой энциклопедический словарь дает такое определение:
«Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность.»
Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Как же активизировать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы поисковая активность, реализуясь в различных видах деятельности, как бы сама себя поддерживала? Эти вопросы волнуют меня как учителя, и в своей работе я пытаюсь найти на них ответы.
Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема исследования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Объект исследования: развитие творческих, познавательных способностей у учащихся.
Предмет исследования: роль математики в формировании творческого мышления и познавательной активности на уроках математики и внеурочной деятельности.
Цель: Создание условий для развития, проявления познавательного интереса, самоутверждения учащихся в своих возможностях на уроках математики и внеурочной деятельности.
Задачи:
– повышать уровень познавательной активности и учебную мотивацию учащихся по математике;
– привить навыки самостоятельной работы учащихся при изучении данного предмета;
– стимулировать познавательные интересы школьников;
– дать учащимся качественное образование;
– раскрыть способности, интеллектуальный, творческий потенциал каждого ученика;
– использовать инновационные педагогические технологии;
– совершенствовать формы и методы организации учебной и внеурочной деятельности
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
Для развития творческих способностей необходим комплекс условий, благоприятствующих творчеству. Такой комплекс весьма многообразен. Он начинается с ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности творца, созданием творческого климата в научно-исследовательском коллективе и т. п.
Условия творческого развития :
А) Свободная атмосфера в школе и классе.
Б) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь детям.
В) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя.
Г) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям.
Д) Поощрение высказывания оригинальных идей.
Е) Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы
Что мешает творчеству?
Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность. Должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.
Третий враг творческого мышления – лень. Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать.
Познавательный интерес это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Этапы развития творчества
Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры «Кто больше?»)
Исследовательский (творчество в изучении предмета, через решение проблемных ситуаций)
Самовыражение через различные виды деятельности (например, сочинение «хитрых» задач, математических сказок, составление математических кроссвордов, закономерностей, ребусов)
Творческое развитие доступно каждому ребёнку.
Педагогами разработаны различные методы обучения школьников.
Развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика.
Творческим подходом обладает метод проблемного обучения (М.И. Махмутов). Его цель – усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познавательных задач – проблем и моделирования проблемных ситуаций.
Педагогическая инженерия (Г.П. Щедровицкий, Н.Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.
Эвристическое обучение (А.В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний.
Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития.
4. ИЗ ОПЫТА МОЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
В своей работе я применяю разнообразные нетрадиционные уроки:
* урок – конкурс * урок – игра, * урок –соревнование,
* урок- творчество, * урок- путешествие, * урок – конференция.
* практическая работа
Урок – творчества – это урок, на котором необходимо составить и решить задачу. На таких уроках присутствует элемент исследования решения, установления связей между различными видами задач, элемент творчества.
Такие уроки часто провожу при изучении геометрии (составление задачи по готовым чертежам). Такие задания позволяют на каждый шаг решения задачи высказывать собственное мнение и собственное видение проблемы и ее обоснования.
Уроки – творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объем решаемых задач, разобрать задачи как легкие, так и более сложные.
Упражнения для развития «художественного» творчества
а) выполнение рисунков, чертежей;
б) составление задач, примеров;
в) уроки фантазии «Путешествие с квадратом» (треугольником, окружностью, отрезком и т. д.);
г) составление рисунков, узоров из треугольников, квадратов и кругов;
д) сочинение математических сказок.
Для тематического повторения или обобщения темы я провожу уроки-зачеты в соревновательной форме в три этапа. На первом этапе проходит личное соревнование по решению тестов на определения, на знание правил, на применение этих правил при решении той или иной задачи. На втором этапе проходит соревнование трех команд по выполнению заданий по карточкам. При этом капитаны команд оценивают результативность работы каждого члена команды. На третьем этапе приходит игра команд блиц-опрос. В конце урока анализируются вопросы, ответы, разбираются нерешенные задания, дается оценка всем командам, личный вклад каждого игрока и награждение команды-победителя.
Важную роль в развития творческих способностей и познавательной активности отводится играм на уроках математики и во внеурочной деятельности.
В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В своей практике я использую игры на уроках с учетом целей и индивидуальных возможностей учащихся. Я использую различные игры: игра-викторина, игра-путешествие, игра-вопрос-ответ, игра-художников и т.д.
Организовать активную деятельность учащихся по закреплению и практическому применению изучаемого материала помогают логические игры. С их помощью легко разнообразить учебные приемы, сменять виды деятельности, способствуя тем самым развитию логического мышления, внимания и интереса к изучаемому вопросу. Учащиеся получают возможность придумать свой вариант использования игры, реализовывая свой творческий потенциал.
Нетрадиционные домашние задания
Задания на составления текстов задач, примеров, уравнений.
Разработка наглядного пособия.
Разработка кроссворда или карточки с заданием по теме.
Составление ребусов, шарад, пословиц
Составление презентаций к конкретным темам.
Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Изучение математики, особенно при использовании на уроках информационных технологий, является одним из основных механизмов, помогающих решать задачу повышения познавательной активности.
Систематически использую на уроках задания в тетрадях с печатной основой, которые расширяют границы учебников за счет большого количества различных упражнений, заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся к математике.
Важное место в развитии творческих способностей на уроках математики и во вне урочной деятельности занимает исследовательская деятельность. Учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями, подходами к решению проблемы в процессе познания.
Внеклассная работа.
По моему мнению, внеклассная работа по математике составляет неотъемлемую часть работы по привитию интереса к предмету, углублению и расширению знаний учащихся по математике. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности школьников. Ежегодно в школе проводится олимпиада по предмету во всех параллелях. На олимпиаду допускаются желающие участвовать в ней дети. Задания и более простые и сложные. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности.
В этом году учащиеся школы приняли участие во Всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе для школьников 1-11 классов «Эрудит России», организованный автономной некоммерческой организацией Центр дистанционного образования развития детского творчества и спорта «Баньян» совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет», при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
На уроках внеурочной деятельности ребята вместе со мной не только решают задачи, но и выполняют творческие задания. Недавно на одном из таких уроков мы все вместе делали снежинки для нового года.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть
длительной и целенаправленной. Эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата.
Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.
По мнению П.П. Блонского “…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
Роль педагога, в данном случае, заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Здесь мы сталкиваемся с движением от простого к сложному, от интуиции к творчеству.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
С. А. Илларионова,
МБДОУ Детский сад № 53, г. Белово, Кемеровская обл.
Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям.
Проблема развития творческих способностей у детей всегда волновала и педагогов, и психологов.
Этой проблемой занимались В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер, А. М. Леушина, Н. И. Непомнящая, Б. П. Никитин, З. А Михайлова и многие другие ученые.
И хотя сегодня в решении этой проблемы намечены различные пути, тем не менее, она не до конца исчерпана и остается актуальной, т. к. наше время, наша жизнь требует все больше могучих творческих умов, чтобы вести вперед науку и технику, и особенно, общественную жизнь.
А для этого нужны творчески одаренные люди. Таковыми они не рождаются, а становятся, т. е. каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым.
В настоящее время в связи с совершенствованием процесса воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств, которые способствовали бы развитию творческих способностей детей, т. к. именно детское творчество является фактором развития личности.
Развитие творческих способностей детей возможно во всех видах деятельности, в том числе и математической.
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель: как развить творческие способности детей в процессе овладения элементарными математическими представлениями.
Для реализации этой цели наметили следующие задачи:
– обозначить роль и место творческих способностей в личностном развитии детей дошкольного возраста;
– определить роль и место занимательного материала в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Изучив специальную литературу по этой проблеме, была определена сущность творческих способностей, которая по – разному понимается психологами и педагогами. Разные авторы высказывают свою позицию о понятии сущности творчества и творческих способностей, но все сходятся в одном – необходимости их развития.
Б. М. Теплов рассматривал творческие способности как индивидуальные особенности личности, обуславливающие успешность выполнения какой – либо деятельности, определяющие предрасположенность человека к этой деятельности.
Б. П. Никитин писал: «творческие способности – особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.».
Для определения пути развития творческих способностей детей была рассмотрена их структура в классификациях Дж. Гилфорда, А. И. Лука, были изучены и проанализированы факторы, влияющие на их проявление, такие как: природные задатки, индивидуальные особенности, социальная среда, характер и структура деятельности детей, рассмотрены следующие условия развития математического творчества:
– творчество воспитателя в педагогической деятельности;
– организация определенным образом педагогического процесса;
– организация обогащенной предметно – развивающей среды;
– раннее начало развития детей;
– предоставление детям самостоятельности в играх;
– доброжелательное, внимательное отношение к достижениям ребенка, тактичное руководство;
– учет индивидуальных особенностей.
Теоретической базой этой работы является система работы, предложенная Б. П. Никитиным, З. А. Михайловой, опыт работы практических работников ДОУ г. Санкт – Петербурга.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, было замечено, что они испытывают значительные трудности в процессе овладения элементарными математическими представлениями.
Эти трудности вызваны снижением познавательной активности вследствие незрелости эмоционально – волевой сферы, функциональной недостаточности высших психических функций.
Дети с патологией речи отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
Все это в целом влияет и на развитие их творческих способностей.
Для преодоления этих трудностей была разработана система развития творческих способностей в процессе обучения детей математике.
Работа проводилась следующим образом:
– во – первых, был изменен подход к способам проведения занятий, их основой стали игры, элементы занимательности, творческие задания. Основное требование к занятиям – как можно меньше показа способов действий и, наоборот, как можно больше поисковой деятельности. Был сделан акцент на установление новых взаимоотношений педагога с детьми, новых форм и методов работы, которые реализуются на основе личностно – ориентированной модели воспитания и обучения.
Планируемый учебный материал используется в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
Большое внимание на занятиях уделяется развитию творческих способностей, вариативного и образного мышления.
Дети не просто исследуют математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.
Например, выбирая из трех предметов – «яблоко», «мяч», «кубик» – лишний предмет, дети могут назвать «кубик», т. к. он отличается от двух других формой, лишним может быть яблоко, т. к. это фрукт, а остальные предметы – игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик – красные.
В данном случае, все варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным, тогда он обсуждается, исправляется.
Такой подход раскрепощает детей, снимает у дет ей страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
Работая с фигурами «Геометрическое лото», дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком – маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т. д.
Осуществляется и комплексный подход к решению разного рода задач, когда математические задачи решаются и на других занятиях: логопедических, познавательных и др.
Так, например, на познавательном занятии в ходе изучения темы: «Родной город», материал по ознакомлению с окружающим миром связывается с пространственно – временными представлениями и сравнением величин и добавляется задание на развитие творческих способностей: «Придумай и изобрази самую красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе».
На занятии по декоративному рисованию предлагаются задания на поиск закономерности, составление узора из геометрических фигур, закрепляется понятие ритма в узоре, предлагается придумать свой узор.
В работе с детьми проводятся математические вечера досуга, конкурсы смекалистых и находчивых, игры – соревнования и др. В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, задачи – шутки, разгадывание лабиринтов, кроссвордов, которые формируют творческое мышление, умение думать, рассуждать, доказывать.
Математическое развитие детей решается и через организацию самостоятельной деятельности.
Для этого в группе создан уголок занимательной математики. В него помещается разнообразный занимательный материал: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей и др.
Наблюдая за детьми, было замечено, что их очень привлекают счетные палочки, они пытаются строить из них разные фигуры. Это послужило началом работы по развитию творческих способностей с помощью задач – головоломок.
Задачи были разбиты на 3 группы, так как предложено в книге З. А. Михайловой «Игровые и занимательные задачи для дошкольников»:
1 группа – задачи на составление заданной геометрической фигуры из определенного количества палочек;
2 группа – задачи на изменение фигур путем уменьшения количества палочек;
3 группа – задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Задачи – головоломки включались и в содержание занятий, и решались в свободное от занятий время.
Овладев навыками решения задач 1 и 2 групп, некоторые дети переходили к придумыванию своих задач – головоломок, в этом, несомненно, проявлялось их творчество.
После освоения решений задач – головоломок начали знакомить детей с играми на плоскостное моделирование, такими как «Танграм», «Пифагор» и др.
Чтобы вызвать у детей интерес, использовались разнообразные приемы, один из которых – это изготовление образцов, которые предлагались в следующей последовательности: расчлененный образец, силуэтное изображение фигуры, контурное, картинка. Образцы наклеивались на цветные карточки по степени сложности: желтую, зеленую, красную.
Дети по – разному относились к предложенным играм. Одни складывали фигуры по образцам, другие пытались выкладывать их по замыслу. В том случае, если у них ничего не получалось, пользовались образцами.
Дети с низким и средним уровнем развития использовали образцы, начиная с самого простого – расчлененного, дети с более высоким уровнем развития опирались на образцы контурного характера. Было замечено избирательное отношение детей к играм. Каждый ребенок увлекался определенными видами игр.
Для более активного привлечения детей к вышеуказанным играм, был создан экран «Наши успехи». На экране визуально прослеживается степень овладения детей играми.
Экран ежедневно «изучали» и родители, интересуясь успехами своих детей.
С целью прослеживания результативности освоения игр использовался график творческого роста детей на пути интеллектуального развития, где основным показателем является кривая красного цвета – собственное творчество детей.
Источник