Развитие творческих способностей ребенка на уроке и внеурочное время
Миролюбский филиал
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Борисоглебского городского округа Чигоракской средней общеобразовательной школы
Развитие творческих способностей
на уроке и во внеурочное время.
Автор концепции:
учитель начальных классов Щербакова Н. И.,
1 квалификационная категория.
2013 г.
Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время.
«Я не знаю явления более загадочного, более драматического, более эмоционального, чем то, как детство, исполненное разнообразных возможностей, чувствительное к красоте, восприимчивое к добру, воплощающее трогательную невинность, превращается в скучную, однообразную, самодовольную и расчетливую зрелость. Убийство неповторимой индивидуальности, убийство творческого начала «убийство Моцарта» в каждом из нас, говоря словами Сент-Экзюпери, продолжает совершаться. Не будем закрывать на это глаза. Зачем обманывать самих себя?»
Георги Данаило
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
Наконец, третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Н. Е. Степанов предложил для развития творческих способностей опираться на следующие критерии:
– чувства новизны;
– способность преобразовать структуру объекта;
– направленность на творчество;
– критичность.
Для обучающихся важны следующие показатели:
– умение и стремление к познанию;
– наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;
– развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;
– обладание способностью к рефлексии, оценки, самооценки.1
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Развивать творческие способности? Что это значит?
– Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
– Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
– В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
При развитии потребностей и интересов в творчестве я использую различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Для включения учащихся в творческий процесс просто необходимо проведение нестандартных уроков. Типы уроков могут быть самыми разнообразными:
– урок-конкурс;
– урок-путешествие;
– урок-экскурсия,
– урок-игра;
– урок-викторина;
– урок-спектакль.
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации.
Для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку составляются самостоятельные работы разноуровневой сложности: от базовой к широкому спектру творческих заданий. Творческие задания для третьей группы: придумай слова на правило, напиши мини-сочинение, запиши словосочетание одним словом, выпиши слова в порядке следования схем состава слова, составь рассказ из данных слов, найди лишнее слово и выпиши родственные. Деление детей на группы условное и стимулирует переход из одной группы в другую. Вся система заданий предполагает развитие мыслительных операций, умения рассуждать по аналогии, сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. На каждом этапе учебного процесса все дети получают задания, соответствующие уровню их учебных возможностей; высокая оценка не должная быть легкодоступной, но и никого нельзя закрывать от возможностей ее получения.
Одним из самых трудных приёмов организации творческой работы, на уроке литературы, по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,
одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Драматические импровизации .
Начиная со 2 класса, учащиеся знакомятся с правилами составления синквейна. 2 На первых шагах, при использовании этой технологии, обучающиеся составляют синквейн с комментариями учителя, высказывая свои предположения и приводя свои примеры. Но с 3 класса дети выполняют эту работу самостоятельно. В 4 классе добавляется самостоятельная работа в парах: из двух синквейнов составляется один, с которым оба ученика согласны. Это даёт им возможность выслушать друг друга и извлечь из произведений те идеи, которые они увязали со своими.
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, иллюстрирование стихотворений, отображая своё настроение после прочитанного.
Большое значение я придаю решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:
– решить задачу по аналогии;
– решить задачу при частичной подсказке учителя;
– доказать правильность решения;
– решить нестандартную задачу;
– самостоятельно составить творческое задание;
– выполнить диагностическую (тестовую) работу.
Успешность решения школьниками познавательных задач зависит от уровня сотрудничества учителя и ученика, от овладения учеником системой умственных действий (сравнение, анализ, синтез и т.д.).
На уроках окружающего мира я использую различные формы работы в этом направлении: экскурсии в природу, решение познавательных задач, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, знакомство с произведениями искусства, создание проектов.
Проектная деятельность – замечательный инструментарий для любого педагога, стремящегося развивать творческие способности детей, в том числе и в начальной школе. Ученик сам ставит и реализует творческие задачи, относящиеся к разным областям человеческих знаний, а педагог, в данном случае, выступает в роли научного руководителя индивидуальной программы обучения, консультантом и помощником, внимательным наблюдателем, осуществляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Как писал русский педагог Вентцель К.Н. : «… на ребенка надо смотреть, как на маленького искателя истины».
Проекты по окружающему миру выполняем коллективно. В работу над проектами «Моя Родина», «Моя семья», «Мы здоровьем дорожим», «Красная книга» были включены не только все учащиеся класса, но родители.
В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение
« Книги природы» было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний …».
На уроках изобразительного искусства и технологии знакомлю детей с народно-художественными промыслами. У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является выполнение аппликаций различными способами, это формирует устойчивый интерес к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать различные аппликации, а процесс превращения чистого листа в картину способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительныепроцессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Уже учащиеся 2-ых классов прекрасно справляются с этой проблемой.
Учащиеся с удовольствием включаются в работу по созданию коллажей. Самостоятельный поиск материала и его подборка могут рассказать многое о внутреннем мире ребёнка.
Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ;
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;
ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ;
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Игровые технологии успешно использую на уроках русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства.
Огромны возможности использования информационных технологий на уроках. Овладение приёмами работы на интерактивной доске успешно апробировано мной. Эффективно использую собственные и модифицированные презентации, электронные приложения к УМК на уроках, а также интерактивное пособие «Академия младшего школьника». Все хорошо понимают, что компьютер являются не наглядным пособием, а основным элементом ведения урока. Что нужно чаще использовать Интернет, готовые цифровые образовательные ресурсы, создавать свои варианты уроков с эффективным использованием современных компьютерных технологий.
Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеурочная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная.
Внеурочная деятельность по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: классные часы, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.
В рамках внеурочной деятельности я провожу занятия в кружках «Я гражданин России» и «Юный исследователь».
Программы кружков составлены на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Цель программы «Я гражданин России»: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности, развитие творческого потенциала на основе общечеловеческих ценностей.
На занятиях большое внимание уделяется практическим занятиям: творческие конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, коллективные творческие дела, викторины, наблюдение учащихся за событиями в селе, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия, проведение выставок семейного художественного творчества.
Цель программы «Юный исследователь»: организация исследовательской деятельности младших школьников через изучение особенностей своего края. Исследовательская работа неразрывно связана с развитием творческих способностей обучающихся. Учащиеся в исследовательской работе «Один день из жизни моей мамы» не только описали свои наблюдения, но и сочинили стихи о мамах, создали презентацию и представили свою работу на празднике День села, который совпал с Днём матери.
Развитию творческих способностей детей способствует взаимодействие с социумом посёлка Миролюбие: экскурсии в сельскую библиотеку, выступления на концертах и выставки творческих работ в сельском доме культуры.
Таким образом, творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Психолог и педагог А. Н. Лук указывает, что одним из условий развития творческих способностей у учащихся выступает личность самого педагога.3
А творческий учитель тот, кто
– участвует в экспериментальной работе школы;
– преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
– свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
– уважает личность ученика;
– дифференцирует объем и сложность заданий;
– побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
– развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
– педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
1 Н. Е. Степанов. М. М. Лузина. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера 2002
2 Н. М. Муравьёва. Современный урок литературного чтения: использование интерактивных технологий. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2011.
3 А. Н. Лук. Психология творчества. – М.: Наука 1978
Источник