Развитие творческих способностей ребенка младшего
Наталья Трут
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения. Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей. Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возрастастрою на следующих принципах:
•От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
•Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Помимо плановых занятий с детьми, я стала активно вводить в работу рисование, лепку и аппликацию.
Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так, появился «Уголок искусства и творчества»с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
В группе есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого стенда в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.
Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Я играла с детьми дидактические игры, как «Цвет, форма, размер», «Геометрическое лото», «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. Кроме того,в группе и во время прогулки мы играем в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Курочка – хохлатка», «Зайка беленький сидит», и многие другие для закрепления знаний об окружающем мире и развития творчества.
У детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки. Я предлагаю детям прицепить прищепки одного цвета на необходимую тарелочку, закрепляя тем самым названия основных цветов.
После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.
Для развития художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук я использую цветные бусы, разной формы. При помощи них мы закрепляем знания о форме и цвете предметов.
Прекрасными развивающими пособиями являются небольшие картонные коробочки – все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой картинки на коробке подобрать крышку. Для усложнения задания, я добавила несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок использовала для закрепления цветов и развития мелкой моторики.
В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов.
«Рисование, – отмечает Л. С. Выготский, – является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование».
Для того, что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения.
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыграю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Дети трех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.
Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.
Детей младшего дошкольного возраста, я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Осенний лес», «Елка новогодняя», «Солнышко лучистое».
Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ,например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Звездное небо», «Цветочек радуется солнышку».
При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к концу пребывания в моей группе я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Старались не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими.
Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей 3-4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм затрудняет малыша. Поэтому вначале чаще показывала последовательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются на листе бумаги. Это учит ребенка видеть изображение в целом.
На занятиях я учила детей называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные мной бумажные фигуры. При этом они должны были сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Я закрепляла у детей представления о форме круга, четырёхугольника, об основных цветах (красный, синий, зелёный, голубой, о величине (большой – маленький, высокий – низкий). С первых занятий приучала детейсоблюдать правила аккуратности:
-не набирать на кисть слишком много клея;
-после намазывания ставить кисть на подставку;
-намазывать формы только на клеёнке;
-при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой;
Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воз-действие на их воспитание и развитие, я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др.).
Содержание аппликации связывала с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Например, осенью мы собирали и рассматривали листья, цветы, овощи, фрукты. После наблюдения за дождем мы решили сделать коллективную аппликацию «Осенний дождик».
Для аппликации использую различные материалы, что значительно расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, художественно – творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу, определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.
Так, по ходу темы «В гостях у сказки»,в совместной деятельности в вечерний отрезок времени с детьми по аппликации мною были использованы следующие нетрадиционные техники работы: мозаика из салфеток “Ягодка клубничка”, аппликация из ватных дисков «Снеговичок».
Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности.
При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач.
Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно.Были проведены консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование», «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей». Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов, например,такой: «Нетрадиционные техники рисования».
Я считаю, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.
Источник
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.
Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
Задачу развития творческих способностей детей берут на себя учреждения дополнительного образования. А возможно ли развивать творческие способности младшего школьника на уроках в рамках современной школы? Что для этого необходимо?
Цель исследования:
– развитие творческих способностей младшего школьника.
Задачи:
– проанализировать педагогический опыт развития творческих способностей младших школьников;
– изучить понятия творчество и творческие способности;
– изучить особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках;
– определить уровень развития творческих способностей в рамках урока.
По данным многочисленных исследований (Л.С. Выготского, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман), в процессе формирования мозговых структур, доминирует правое полушарие. А оно отвечает за эмоциональность, наглядно-образное мышление, впечатлительность. Поэтому к урокам технологии, изобразительной деятельности дети чаще всего проявляют интерес, фантазируют, находят оригинальные решения.
Любую ли деятельность можно назвать творческой? Психологи (Ермолаева – Томина Л.Б., Дружинин В.Н.) утверждают, что творческой деятельностью можно назвать деятельность, которая направлена на создание полезных и значимых продуктов.
Понятие творчество и творческих способностей широко освещается в педагогике и психологии.
Вот лишь некоторые определения понятия:
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;[1]
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в различных сферах деятельности.
Творчество всегда индивидуально и уникально. Например, если на уроке технологии в одинаковых условиях дети будут выполнять одно и то же задание, результат у всех будет различным, т.к. каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои способности.
Если ребёнок не воспроизводит определенные действия или впечатления, а сам создаёт новые действия или образы, то здесь уже присутствует творческая деятельность, в основе которой лежат творческие способности.
Так что такое творческие способности?
Творческие способности – это психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности, творчества.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода;
– комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание[2]
Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные: музыкальные, художественные, математические, технические.
Творческие способности формируются, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Например, нельзя говорить о музыкальных способностях, если ребенок еще не занимался этим видом деятельности. Только в процессе обучения музыке можно выяснить, какие у ребенка способности.
Способности ребенка формируются, складываются, развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. При внимательном отношении к ребёнку у учителя есть возможность раскрыть и полноценно развить его творческие способности.
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.
Необходимо, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей. Творческие способности будут формироваться быстрее, если ученики будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат.
Процесс обучения творчеству на уроках должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свои способности. Дети должны учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию на уроках.
Педагоги и психологи считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому так важно на уроках в школе создавать определенные условия для формирования и развития творческих способностей.
Для того чтобы творческие способности детей получили успешное развитие, необходимо создать определенные условия. Например, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, определенных действий. Не давать готовых ответов детям, а создавать такие условия при которых они самостоятельно будут находить ответы. Давать нестандартные задания, где ребенок может проявить себя и раскрыть свой потенциал. При этом необходимо создать комфортную обстановку, оказывать помощь и поддержку ребенку, поощрять его. Чем благоприятнее условия на уроках, тем успешнее будет развитие.
Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей. Не все дети могут сохранить творческую активность. Правильно подобранные методы обучения помогают достичь детям более высокого уровня творческого развития.
В начальной школе основной задачей является развитие у всех младших школьников общих способностей и формирование интереса к учению. Однако не всегда учебная деятельность ребёнка успешна. Но, не смотря на неудачи ребёнка в учёбе, он должен чувствовать поддержку учителя. Развивать творческие способности ребенок может в различных кружках и творческих объединениях, которые способствуют развитию его способностей. Младшие школьники берутся за любые дела, хотя у них нет ни опыта, ни навыков. Однако без помощи учителя многие затеи обречены на провал, поэтому важно поддержать ребенка, чтобы был определенный результат.
Не всякая деятельность, в которую включают ребенка, формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей детей, она должна удовлетворять определенным условиям. Первое, ребенок должен быть лично заинтересован, желать выполнить работу как можно лучше. На уроке ребенок должен испытывать чувство удовлетворения от деятельности, лишь тогда у него будет желание заниматься ею. Второе, на уроке деятельность ребенка должна быть связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это дает положительную самооценку, удовлетворения от достигнутых успехов. Важно на уроке организовать деятельность ребенка так, чтобы он ставил самостоятельно цели и достигал их.
Развитие творческих способностей ребенка требует от учителя большой подготовки к уроку. Необходимо излагать материал в доступной и интересной для детей форме, сделать процесс обучения интересным и познавательным, используя различные приемы, в том числе игровые.
На уроках важно предлагать задания различной сложности. Создавать условия для творческого роста, поощрять активность.
Поддерживать новые творческие начинания. Важно, создать такие условия, чтобы в процессе урока ребенок искал свое неповторимое решение поставленной задачи, не похожее на решения других. Это помогает детям, не боятся делать по-своему, развивать свое индивидуальное видение, развивать творческие способности.
Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если на уроках будет представлен целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Действия учителя в итоге должны быть направлены на то, чтобы воспитать ученика, способного творчески мыслить, самостоятельно ставить цели, последовательно осуществлять действия, направленные на определенный результат.
В рамках исследования проводилась диагностика способностей ребенка к той или иной деятельности на первоначальном этапе. Проводился анализ художественного интеллекта на примере теста «Свобода ассоциаций». Проанализировав данные на первоначальном этапе, можно было сделать вывод, что младшие школьники дают небольшое количество ассоциаций, т.е. младшие школьники не всегда способны к восприятию и преобразованию информации. На следующем этапе была разработана система занятий, направленная на развитие творческих способностей. На уроках детям предлагались различные задания, направленные на развитие креативного мышления, воображения. Например, предлагалось создать композиции, элементами которой являются образы, полученные путем дорисовывания геметрических фигур. На уроке ИЗО при помощи краски, нанесенной на влажную губку, на листе бумаги создаются различные изображения (радуга, волны ). На уроках литературного чтения детям предлагались творческие задания такие как: «Продолжи сказку». Сочинить продолжение знакомой сказки. «Придумай фантастический рассказ». «Ассоциативный ряд». Подобрать как можно больше слов – ассоциаций (писатель – ручка. Бумага, книга, буквы, сюжет, издательство, популярность, сценарий и т.д.).
«Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный ливень», «попал в снежную бурю», «загорает на пляже», «впервые увидел море» и т.д.).
«Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам и придумать небольшое стихотворение.
После проведения данных занятий результаты диагностики показали некоторую положительную динамику в развитии творческого мышления и воображения. Дети стали с интересом выполнять задания, творчески подходить к решению различных заданий, предлагать свои варианты.
В младшем школьном возрасте развитие творческого мышления, воображения, способностей ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, через новые знания в различных областях действительности.
На уроках у детей должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому, что способствует включение школьника в совместную с учителем и сверстниками деятельность. Необходимо создавать такие условия на уроке, чтобы побуждать ребенка к активному мышлению. Чтобы ребенок в различных ситуациях проявлял творческую активность, только тогда можно добиться определенного результата в развитии творческих способностей, познавательных интересов, усвоении новых знаний, нестандартных решений. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Таким образом, я предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей, что способствует эффективности данных уроков. Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.
Литература:
- Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена 2002.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Большой энциклопедический словарь// СПб., АСТ,Астрель,2008.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пос. для учителя. М. «2010 г.
- Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. // Лингвистика креатива: Коллективная монография/ Екатеринбург, 2009 г.
- Каган М.С. Морфология искусства.- Л.:Искусство, 1972.
7. Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова, – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
8.Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Академия,1996.
[1] Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленска, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
[2] Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова, – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
Источник