Развитие творческих способностей ребенка экология

Развитие творческих способностей ребенка экология thumbnail

Приложение

к протоколу заседания № 2 (2018 -2019 уч. год)

МО учителей начальных классов

Выступление Скрипко Н. Г.

на заседании МО  учителей начальных классов МБОУ «Средняя школа № 4»

г. Рославля Смоленской области

по вопросу

Развитие творческих способностей средствами

экологического воспитания

В.А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям». 

       Экологически ориентированная деятельность: (Развитие творческих способностей) 
– познаем наблюдая:

– познаем, исследуя.

– познаем моделируя:

– трудимся. 

– играем. 

 
– рисуем, лепим, конструируем:

АКТУАЛЬНОСТЬ:
       В результате освоения детьми младшего школьного возраста экологического миропонимания значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.
      ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
– идею единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. 
– идею единства человека и природы, где человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь отражается влияние природы на жизнь человека и человека – на природное окружение.
– идея разумности и гуманности человека.
– идея целостности природы
ЦЕЛЬ: – развитие творческих способностей детей через систему формирования экологической воспитанности дошкольников

      Экологическое воспитание – является одним из важных средств познания мира и развитие эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности детей. 
      Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. И работу по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка, направлено на формирование системы знаний и умений, целостных ориентаций, нравственно эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность за состояние окружающей среды, необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте.
       Главной моей задачей является заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность. Я как учитель должна пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
       Развитие творческого потенциала личности ребенка – одна из основных образовательных задач в моей работе. Мне необходимо научить детей жить в динамическом изменении мира, научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряясь при встрече с новым, непонятным. 
      Экология по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она развивает любовь к природе, мыслительные процессы, расширяет кругозор. Те дети, у которых развито логическое мышление, начинают искать выход из сложившейся ситуации, ищут разные решения, а самое главное, не боятся таких ситуаций. 
      Занятия выстраиваю в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом. Широко использую дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют творческую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Моя задача создавать условия для зарождения радости, уверенности, эстетических переживаний, чтобы ребенок мог мыслить, творить. Важно, чтобы обучение вошло в жизнь детей как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этих связей.

       Младший школьный возраст – яркая неповторимая пора в жизни человека. Ученику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность.

       Начальная школа – начало этапа формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим людям. 
      Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальная проблема современной педагогики. Известно: младший школьный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
      В настоящее время появилось немало программ воспитания и обучения школьников, тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным.
Наш девиз: «Чувствовать – Познавать – Творить»
      Современные дети живут в развивающуюся эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
      На занятиях и в свободной деятельности, я знакомлю детей с объектами и явлениями природы, где дети накапливают эмоционально – положительный опыт отношения к живым существам, учитывая не только доступность предлагаемой информации, но и значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.

Читайте также:  После наркоза ребенок отстает в развитии

      Полученный опыт применяется детьми в разных видах деятельности – играх, изобразительной деятельности, труде в природе и др. С одной стороны, при осуществлении деятельности представления о животных и растениях уточняются и обогащаются, становятся более дифференцированными, что подготавливает детей к составлению рассказов о природе.
      В рассказах дети отражают полученные знания о взаимосвязях в природе, делятся собственным опытом взаимодействия с живыми существами, передают свое отношение к ним. Тем самым экологические представления детей становятся более осознанными.
     Формы организации занятий разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом. Самостоятельная работа детей, экспериментирование, задание на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. На каждом занятии использую физ – паузы, что позволяет мне переключить умственную, двигательную, речевую активность детей, не выходя из учебной ситуации. Веселые тексты к физ – паузам заучиваем в свободное время. Также использую во время экскурсий, в течение дня для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
     Особое внимание уделяю анализу детских работ, который часто провожу не в конце занятий, а перед началом следующего, также практикую такой прием – индивидуальная беседа. Анализ детских работ применяю, как обучающий.
     Для выбора нужного направления в работе, и чтобы проверить в какой степени ребенок овладел умениями и навыками, на что следует обратить внимание, провожу диагностику по экологии, что позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков и умений. 
      Всю экологическую работу, направленную на развитие творческих способностей детей, я осуществляю не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности, прогулках, экспериментальной, трудовой деятельности детей.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности, играх, рисовании, лепке, рассуждениях. 
     Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение создавать увиденное, то есть развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Ведь развитие творческих способностей требует последовательного овладения ребенком навыками и умениями. Необходимо формировать такие качества, как: трудолюбие, упорство в достижении лучшего результата.
    Через исследовательскую, творческую работу я формирую у детей экологическую культуру, развитие познавательной активности, творческого воображения, конструктивных умений и навыков. 
    Побуждая и поддерживая интерес к исследовательской деятельности, формирую потребность детей в поддерживании чистоты окружающей среды, развиваю познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, воспитываю осознанную экологическую культуру.
     Работая по данной теме, я сотрудничаю с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешней становится ребенок. Каждый успех в творчестве ребенка доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителя, что для ребенка очень важно.
      Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
      Основными компонентами творческой культуры личности должны стать:
– экологические знания
– экологическое мышление
– чувство любви к природе
      Основные направления работы с детьми:
– диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии)
– организация циклов занятий по сезонным изменениям;
– совместная художественная деятельность взрослого и детей;
– самостоятельная деятельность детей;
– экскурсии,

–  беседы, наблюдения, выставки;
–  опыты и экспериментальная деятельность;
–  ознакомление с трудом взрослых в природе;
–  составление рассказов о природных объектах и явлениях, придумывание           экологических сказок по речевому развитию; 
– игры экологического характера;
– труд в уголке природы и на участке;
– сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношении к ней.
– ведение календаря природы, дневников наблюдений;
        Основные направления работы с родителями: 
– участие в природоохранных акциях (уборка территории)
– выставка «Осенние фантазии»

Читайте также:  Игры для детского сада развитие талантов ребенка

– проведение праздников

-конкурс на лучший рисунок
– конкурс на лучшую осеннюю сказку

– конкурс на лучший осенний букет
– конкурс на лучшую поделку из бросового материала
– конкурс на лучшую кормушку для птиц 
– проведение экологических праздников: «Золотая волшебница осень»

, «День птиц», «Как прекрасен этот мир» и др.
      Таким образом: экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей, чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.
       Проанализировав свой опыт работы с детьми, я пришла к выводу, что необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше узнал и освоил, тем значительней и продуктивней станет деятельность его воображения. Вот здесь на помощь пришла игра, где ребенок сам фантазирует, экспериментирует, творит.
      На основе проделанной работы, я увидела, что у детей возрос интерес к экологическому воспитанию, они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт экологического воспитания, они создают новое, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. 
     Через экологическую деятельность у детей идет развитие познавательного процесса, формируется эмоционально положительное отношение к природе, эффективно развивается: воображение, мышление, память.

Источник

Консультация для родителей         и воспитателей:

«Развитие творческих способностей  дошкольников в экологическом воспитании»

«Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в нее и вслушиваться»

В.А.Сухомлинский

Творчество – это основная составляющая деятельности в детском возрасте. Творчество взрослых, привнесенное в развитие ребенка – это залог формирования успешной и способной личности с развитым творческим потенциалом в будущем. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Значение творчества в образовании и воспитании ребенка в современном мире невозможно переоценить. Развивая у детей творческие способности, педагоги и родители  растят целеустремленных людей, которым легче выстроить свой жизненный путь в нашем непростом мире. Прививая детям любовь к окружающему, воспитывая уважение к природе, педагоги и родители решают задачи общего воспитания ребенка, формирования экологической культуры. Через экологическое воспитание развитие творческих способностей дошкольников проходит естественно и эффективно.

Экологическое воспитание является оптимальным средством в развитии творческих способностей дошкольников. Именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественное развитие способностей ребенка, его творческой личности. Наглядно-образное, наглядно-чувственное мышление, свойственное дошкольнику, непосредственное восприятие красот природы, ее связей и закономерностей позволяют сформировать интеллект ребенка, развивать творческие способности.

Основные направления в развитии творческих способностей детей:  

1. Развитие воображения.  

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.  Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к творчеству, к выражению ярких эмоциональных впечатлений от созерцания природы. С целью развития творческого потенциала у дошкольников средствами экологического воспитания, педагогами могут быть использованы такие формы и методы работы как экскурсия, наблюдение, беседа, исследовательская и проектная деятельность, эколого-природоведческие игры, игры-путешествия и другие .

Развитие творческих способностей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 

Например,  в процессе наблюдения описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо и луну, показать все это.  Замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу – навещает его, замечает новые побеги, помогает ему. 

Читайте также:  Ручной труд как средство развития ребенка

В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка – все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи так же волнуют воображение ребенка.
Все это позволит повысить интерес детей к природе, вызвать желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности образовательной работы с дошкольниками.

Источник

Инфоурок

Экология
›Презентации›Развитие творческих способностей в рамках экологического воспитания детей

 Развитие творческих способностей в рамках экологического воспитания детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Развитие творческих способностей в рамках экологического воспитания детей

Описание слайда:

Развитие творческих способностей в рамках экологического воспитания детей

2 слайд

«Ребенок, вырастивший розу для того, чтобы любоваться ее красотой, не способ

Описание слайда:

«Ребенок, вырастивший розу для того, чтобы любоваться ее красотой, не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность”. Труд во имя создания красоты облагораживает юное сердце, предотвращает равнодушие. Создавая красоту земли, ребята становятся лучше, чище, красивее. Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли. В. А.Сухомлинский

3 слайд

Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия

Описание слайда:

Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов

4 слайд

Задачи - Приобщение детей к экологической культуре; Формирование основ эколог

Описание слайда:

Задачи – Приобщение детей к экологической культуре; Формирование основ экологического миропонимания; Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности; Повышение интереса детей к природе. Способствовать формированию, расширению и углублению представлений о природе; Развитие эстетического восприятия. Умение созерцать красоту природы. Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность. Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

5 слайд

Экологические праздники - Экологические праздники - это форма экологического

Описание слайда:

Экологические праздники – Экологические праздники – это форма экологического воспитания, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. Например, “День птиц”- Международный день охраны птиц. – Время проведения праздника приурочено к началу прилета птиц. Проведение Дня птиц позволяет вести широкую пропаганду экологических знаний, дает импульс экологической активности детей.

6 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

7 слайд

Праздник цветка. В России торжество проходит под эмблемой ромашки, характериз

Описание слайда:

Праздник цветка. В России торжество проходит под эмблемой ромашки, характеризуясь парадами цветов, конкурсами флористов и различными фестивалями.

8 слайд

Экологические акции Экологические акции – это ценностно – ориентированный мет

Описание слайда:

Экологические акции Экологические акции – это ценностно – ориентированный метод, дающий ребенку возможность раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности.

9 слайд

Вместе ярче

Описание слайда:

Вместе ярче

10 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

11 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

12 слайд

Марш парков

Описание слайда:

Марш парков

13 слайд

Экологические конкурсы

Описание слайда:

Экологические конкурсы

14 слайд

Живи Земля

Описание слайда:

Живи Земля

15 слайд

360 минут

Описание слайда:

360 минут

16 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

17 слайд

Экологическое творчество

Описание слайда:

Экологическое творчество

18 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

19 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

20 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

21 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

22 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

23 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

24 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

25 слайд

Развитие творческих способностей ребенка экология

Выберите книгу со скидкой:

Развитие творческих способностей ребенка экология

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-496049

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник