Развитие творческих способностей ребенка его индивидуальности

Развитие творческих способностей ребенка его индивидуальности thumbnail

Считаете ли вы себя творческой личностью? А своего ребенка? Каждый родитель желает своему чаду достичь успешных результатов в той или иной сфере деятельности. Но способствует ли он этому процессу? Или только отбивает желание развиваться?

Известно, что высокого статуса в обществе добиваются лишь творческие люди, которые еще с детства обладали собственным мировоззрением, демонстрировали нестандартные решения проблем и отстаивали свою точку зрения. Творчество — источник энергии, развития, удовольствия и знаний.

В данной статье подобраны 10 основных советов для родителей, помогающие вовремя заметить творческое начало у своего ребенка и помочь развить его таланты.

Не считайте никого безнадежным

Ошибочно предполагать, что есть дети, обделенные творческими способностями. Просто эти умения нужно рассмотреть. Обратите внимание на своего малыша, что ему нравится больше всего? Тяга к пению или танцам видна сразу, а вот углядеть талант изобретателя не так—то легко. Пробуйте разные направления творчества, предложите ребенку нарисовать вашу семью, смастерить робота из конструктора, или объяснить какой-то термин, а затем наблюдайте за его успехами и делайте выводы. Дети неустанно пробуют и узнают все новое и интересное, а цель родителей — подтолкнуть малыша к совершению подвигов и достижений.

Подберите время для творчества

Старайтесь все свое свободное время проводить с ребенком, общение важно для формирования личности. Каждый день уделяйте минимум 15 минут творческому просвещению: занимайтесь танцами, пением или рисованием. В выходные это время может увеличиваться до 2-х часов. Пользуйтесь разнообразием творческих игр: за завтраком обсуждайте продукты на столе, как они растут и в чем их польза, на прогулке рисуйте мелками на асфальте, а перед сном вместе сочините сказку.

Создаем обстановку

Дети — народ неусидчивый, поэтому постарайтесь в моменты занятий творчеством создать благоприятную атмосферу. Откройте шторы, чтоб лучше видеть краски на столе, наденьте удобную одежду для танцев, не устраивайте физические нагрузки после плотного обеда и самое главное — выключите гаджеты. Ребенку можно рассказать историю об “уставшей” технике, которая хочет отдохнуть, а сами отключите телевизор, телефон, планшет, компьютер и тому подобное. Так малыш полностью сконцентрируется и не будет отвлекаться.

Личное пространство

Каждой личности нужен свой собственный уголок, а при развитии творческих способностей важно иметь укромное местечко для возможности уединиться, чтобы нарисовать родившуюся в голове картину или сложить пазл. Пусть этот творческий уголок будет небольшим, зато личным, так малыш почувствует свою значимость и поддержку близких. Обеспечьте его всем необходимым для занятий творчеством.

Если ваш ребенок не любит рисовать или играть сортером — не отчаивайтесь. Возможно, у него талант к чему-то, чего родители еще не пробовали. Пробуйте развивать фантазию малыша, предлагая разные предметы для творчества: нитки, клей и бумагу, бусинки, блестки, детские запчасти, резинки, пробки и т. д. Если в вашем жилище нет свободного пространства, выделите полку или коробку со всем необходимым для творчества.

Творческий беспорядок

Будьте готовы к легкому хаосу в вашем доме, ведь дети любят беспорядок. Старайтесь не контролировать каждое действие ребенка, иначе вся радость и спонтанность действий будут нарушены. Родители, запомните: игра — это беспорядок. Перед рисованием подложите клеенку в нужном месте, чтобы малыш творил по полной, до игры с мячом — уберите вазу со стола, а перед танцами и пением убедитесь, что никому не помешаете. Это обеспечит спокойное и веселое времяпрепровождение.

Меньше контроля

Некоторые дети очень стеснительны и замкнуты, родители даже не замечают, когда успели привить им это состояние. Если ребенка постоянно контролировать, предугадывать каждый шаг и вмешиваться в происходящее, он всегда будет сомневаться в своих действиях. Дайте малышу возможность раскрыться, пусть он “творит” во время рисования, пусть сам залезет за мячом на кровать или построит кривую башню из конструктора. Излишняя опека отбивают всю охоту развиваться.

Пример творческих личностей

Дети легче ориентируются, глядя на пример, не зря есть подсказки в раскрасках и пазлах. Задача родителей — познакомить малыша с творческими мероприятиями: концертами, выставками и спектаклями. Ему нужно понимать, как проявляют себя творческие личности и к чему стоит стремиться.

Превращайте заботы в игру

Ведь правда, что мама может придумать занятие ребенку, не прилагая для этого много времени и сил. Но будет ли это занятие полезным? Есть способ получить выгоду и родителю, и ребенку. Бытовые заботы неизбежны: придет время для уборки, стирки, закупки продуктов и готовки. Включайтесь, ищите и в себе творческое начало, превращайте банальную уборку в игру. Например, разбирая белье после стирки, попросите ребенка подавать вам только его одежду, потом мамину или папину. Попросите помощи для “укладывания” игрушек спать.

Пример из жизни. Когда у меня жил некоторое время племянник (4-5 лет), я придумал для  него игру “Собери носки”. Идея была в том, чтобы из постиранных носков собрать все пары.

Помощь при приготовлении блюда просто неоценима, а дети потом так гордятся своими достижениями и радуются, кормя папу своим омлетом. Хитрите, все превращайте в игру: так и вам легче, и дитя развивается.

Помните творческие моменты

Самые “живые” фотографии — спонтанные. Не забывайте фотографировать малыша в творческом порыве, измазанного красками или пляшущего в кругу семьи, спустя время всей семье будет приятно взглянуть на прогресс в той или иной сфере. Ребенок чувствует поддержку родителей, находя свои рисунки на холодильнике или рассмотрев сделанные его руками бусы у мамы на шее. Спустя годы у вас будет возможность подарить своему ребенку подборку фото и видео с его танцами и песнопениями.

Поощряйте и радуйтесь

Каждый человек любит похвалу, она мотивирует и подсказывает, что ты на верном пути. Хвалите ребенка, поддерживайте его идеи, бросайтесь вместе с ним в придуманные авантюры. Так малыш будет стремиться открывать для себя что-то новое. Дарить ребенку радость — вот главная цель родителей. Радость и удовольствие от проделанной работы способствует выработке смекалки, развитию навыков и тяге к экспериментам. Радуйтесь мелочам — это высшая степень искусства.

Источник

МБОУ ДОД ДДТ

Условия развития творческой

индивидуальности ребенка

в процессе обучения

Подготовила:

педагог-психолог

Воронова И.А.

Новочеркасск,

2011г.

Мир изменчив. За последние 10 лет многие профессии ушли в прошлое, много профессий появилось.

В рамках одной профессии изменились условия труда. Именно поэтому важно чтобы у ребенка формировались не только ЗУН, но и способности, в т.ч. и творческие.

Существует 2 вида способностей – репродуктивные и творческие. Репродуктивные предполагают усвоение известных способов деятельности, способов усвоения информации, приобретения навыков. Творческие – являются инструментом создания нового качества, позволяют переосмыслить имеющиеся знания, расширить и углубить их. Человеку нужны и те и другие способности. Но первым учат везде, а вторым – редко где.

Голова хорошо устроенная стоит дороже, чем голова хорошо наполненная. Бытует мнение, что способности – преимущество одаренных людей. На самом деле способности, вернее задатки есть у всех людей. Но сочетание этих задатков и способностей уникально у каждого человека. И нам необходимо научиться уважать уникальность каждой личности, ее неповторимость. Лишь понимание личностной непохожести человека дает реальную возможность понять и развить его креативные способности. Способность к творчеству, творческому мышлению – это одно из качеств адаптированной личности. Именно благодаря творческому мышлению создаются произведения искусства, оно ведет науку вперед, ведет по пути развития человеческую цивилизацию.

Человек, наделенный развитыми способностями – другой, и по характеру и по восприятию мира. Он по другому строит отношения с окружающими, по другому трудиться.

Большую роль в формировании творческой индивидуальности ребенка играет и д/сад и семья , и школа и т.д. Но, несомненно, личность педагога является ведущим фактором развития творческих способностей. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия педагога с детьми. В опыте педагогов-новаторов и творчески работающих учителей наблюдается, в первую очередь, перестройка в стиле взаимодействия преподавателей с учащимися. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

В связи с этим психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми:

  • чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;

  • способность к индивидуализации обучения;

  • позитивная Я-концепция;

  • интеллект выше среднего уровня;

  • настойчивость и целеустремленность;

  • творческое начало; профессиональная и эмоциональная зрелость;

  • эмоциональная стабильность;

  • широкий круг интересов и умений;

  • чувство юмора;

Владение учителем, воспитателем эффективными методами преподавания также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, среди наиболее упоминаемых «творческих методов в преподавании» П.Торренс приводит:

  • – уважение желания ребенка работать самостоятельно;

  • – индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;

  • создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

  • поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;

  • исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;

  • подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

  • уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;

  • терпимое отношение к возможному беспорядку;

  • поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.

Если перейти к конкретным приемам, то педагоги часто используют иллюстративно-объяснительный метод преподавания. Педагог показывает, как выполнять действия – ребенок повторяет. На один вопрос при таком методе всегда предполагается только один верный ответ. Именно этот метод формирует ограниченное мышление, безынициативность, пассивность у человека.

Существует и другой способ – проблемный (И.Я.Лернер), при котором ребенку не дают знания в готовом виде, а втягивают его в процессе активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребенок становится в какой-то мере творцом и своего знания и своего умственного развития. Этим методом пользовался Сократ. Он не излагал ученикам готовые знания, а приводил их к постижению этих знаний при помощи эвристической беседы, т.е. системы наводящих вопросов, отвечая на которые ученики постигали новые знания.

Практическое задание:

  1. Поставить неваляшку на голову так, чтобы она не переворачивалась и не падала без какой либо поддержки.

  2. Сложить четыре треугольника из шести спичек.

  3. Даны четыре точки (вершины квадрата). Проведите три прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.

  4. Можно ли трижды наполнить ведро, не опорожняя его?

Сложность при решении этих задач создают внутренние баьеры – инертность мышления.

Негибкое инертное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений, все существующее меняется, развивается, несет в себе противоречия, переходит в свою противоположность.

Неумение отказаться от стереотипов – результат дефицита поисковой активности и страха перед поиском.

Инертность мышления в искусстве приводят к однообразию, в крайних проявлениях – к созданию штампов. Художник находит один прием или образ – и повторяет его без необходимости. В чем бы ни была причина инертности мышления – с ней можно бороться. Используйте разнообразные задания, разные способы (несколько способов) работы, развивайте умение анализировать условия, находить различия в сходном учебном материале. Хорошо использовать задания с подвохами – с такими условиями, при которых бездумное решение невозможно. Хорошо применять задания с избыточной или недостаточной информацией.

Обучая детей, используйте не только объяснительно-иллюстративный метод обучения, но и проблемный.

При решении проблемных задач можно использовать методы активизации творческого мышления.

Например такие, как морфологический ящик, метод фокальных объектов, идеальный конечный результат.

Перед коллективом педагогов стоит проблема – игры детей во время летнего лагеря (нет игровых материалов, игрушек).

Дети сами могут придумывать игры. Их надо научить этому. Используйте метод морфологического ящика. Исходные материалы: каштаны, камешки, бумажный шарик, мяч, воздушный шарик, пустые пластиковые бутылки, палки, веревка. Именно предметы, в которых нет четко заложенного способа действий развивают творчество детей.

Практическое задание: придумать игры для детей, используя исходные материалы. Еще одна проблема: во многих объединениях дети делают фигурки животных. Как разнообразить их, сделать процесс творческим? Применение метода фокальных объектов может сделать этот процесс творческим.

Практическое задание: усовершенствовать игрушку «Котик», используя метод фокальных объектов.

Эти два метода взяты из ТРИЗ.

В работе с детьми важно развивать их фантазию. Фундаментом творческих способностей человека являются развитое, хорошо управляемое воображение.

Приемы развития воображения подготовлены для педагогов в методическом кабинете ДДТ.

Используемая литература.

  1. Падаяко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся, Москва. Педагогика, 1984г.

  2. Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей, Ярославль, «Гринго», 1996г.

  3. Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Москва, Педагогика-Пресс, 1993г.

Источник

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

развитие творческих способностей детейразвитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

 А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

развитие воображения ребенка

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.  

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

лепка с детьмилепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Развитие творческих способностей ребенка его индивидуальности

Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

Музыка

музыкальное развитие ребенкамузыкальное развитие ребенка

С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.

Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.

Прочитайте статью о музыкальном развитии детей.

Заключение

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа  должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.

После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.

Источник