Развитие творческих способностей ребенка через нетрадиционное рисование опыт работы
Арина Лебедева
Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления.
Сегодня необходимым условием качественного образования является такая его направленность, которая нацелена на раскрытие и развитие творческого потенциала обучающегося, его творческой индивидуальности, креативности.
Нельзя не согласиться с А. Маслоу, который писал о потребности общества в большем количестве креативных людей и о построении в связи с этим новой креативной концепции обучения, направленной на развитие творческих способностей. Таким образом, одной из основных характеристик современного общества, образования, человека должна выступать креативность как способность к сотворению нового, способность к творческому преобразованию реальной действительности. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Современное общество требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому сегодня очень востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно мыслить и решать новые жизненные проблемы.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества.
Целью моего педагогического опыта является развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования. Необычные техники рисования напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
* Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
* Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
* Внимания и усидчивости;
* Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в тои, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать с помощью мыльных пузырей, ставить кляксы на бумаге и получать забавный рисунок. Ведь ребенок очень любит быстро достигать результата в своей работе.
Я работаю с детьми среднего возраста (4 – 5 лет).Их знакомлю с такими техниками:
– тычок жесткой полусухой кистью,
– печать поролоном,
– печать пробками,
– восковые мелки + акварель,
– свеча + акварель,
– свеча + гуашь (гратаж,
– отпечатки листьев,
– рисунки из ладошки,
– рисование ватными палочками,
– волшебные веревочки (ниткография).
Хочу поделиться еще одним способом нетрадиционного рисования. Совсем недавно у нас была тема недели «Быть здоровым я хочу». Я с детьми попробовала новый способ рисования – рисование пузырчатой пленкой. Вот мы и украсили фрукты и овощи нетрадиционным методом.
Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например – рисование цветными (можно применять и восковые) мелками по наждачной бумаге.
Рисование на глине.
Рисование на клею.
Отпечатки морковью, пластиковой бутылочкой.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Источник
Наталья Абрамова
Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей 4–7 лет через нетрадиционные техники рисования»
Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей различных художественных материалов.
1. Условия формирования опыта
Могут наши ручки чудо сотворить,
И не только кистью мир отобразить (авторская)
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как
правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка заниматься изобразительной деятельностью, можно разбудить в нём дремлющие до поры до времени творческие возможности. Изображая то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его. Эмоции, вызванные нетрадиционным изобразительным искусством, способны творить чудеса, они развивают способности детей и их творчество. Если учесть, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то становится ясно, что именно здесь он получит основные, чёткие, систематизированные знания. Ни в одном другом возрасте ребёнок не развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не закрепляет всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить.
Нетрадиционная изобразительная деятельность заключает в себе большой потенциал. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического, волевого и психического развития детей.
Художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребёнка нетрадиционный художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, способствует созданию художественного образа. Познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. При использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Для того чтобы нетрадиционная изобразительная деятельность была для малыша любимым и желанным занятием, он должен себя чувствовать в таком творчестве счастливым и успешным.
Мы, взрослые, должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью…
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования и аппликации на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования и аппликации позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества и создают ситуацию успеха.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в работе чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования и аппликации.
Для развития творчества и систематизации знаний детейпоставила перед собой следующие задачи:
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
2. Теоретическая база опыта
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках
1. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.
4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”
6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.
7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.
8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
9. Алёхин А. Д. Когда начинается художник /А. Д. Алехин. – М., 1993.
10. Каменева Е. А. Какого цвета радуга. / Каменева Е. А – М., 1971.
11. Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. / Одноралов Н. В. – М. ,1983.
12. Петрова И. М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. / Петрова И. М. – СПб., 2002.
13. Черныш И. В. Удивительная бумага. / Черныш И. В – М., 2000.
3. Актуальность и перспективность опыта
Развитие детского творчестваявляется актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель:
1. Воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества;
2. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.Важной задачей педагогического процесса является:
1. Создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка;
2. Обеспечение его духовного развития;
3. Усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
В процессе создания рисунка,поделки ребенок испытывает разнообразные чувства:
• радуется красивому изображению, созданному им,
• огорчается, если что-то не получается.
В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем.
Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
4. Новизна опыта
Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образование, опыт работы детских садов города, выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо занятия – оригами. Комплексная работа, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, направленных на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает художественный образ в новом, оригинальном воплощении.
5. Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.
6. Трудоемкость опыта
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
– планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– подборе оборудования и материалов;
– применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
– разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
7. Технология опыта
Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисованияпроисходит в следующих направлениях:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования и аппликации. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:
“Печатание листьями”
“Набрызг”
“Печатание бумагой”
“Рисование ребром картона”
“Рисование с помощью соли”
“Рисование методом напыления”
“Рисование кляксами”
“Клеевая техника”
“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”
“Рисование методом тычка”
“Печатание спичечным коробком”
“Оттиск поролоном”
«Квилинг»
«Аппликация из шерстяных ниток»
«Аппликация из ваты»
«Аппликация из гофры»
«Аппликация из семян, пуговиц, засушенных цветов, и т. д»
«Декупаж»
«Обрывная аппликация»
«Граттаж»
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М. М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми – важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.
8. Результативность опыта
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования и аппликации. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Достижения детей.
• Конкурс совместных с родителями поделок из природного материала «Осенние фантазии»
• Выставка совместных с родителями поделок «Новогодняя сказка»
• Периодические выставки детских работ по результатам продуктивной деятельности.
• Конкурс детского изобразительного творчества “Подарок маме”;
• Выставка конкурс изобразительного искусства “Наши генералы»
• Конкурс фотогазет “Моя семья” посвященный Международному дню семьи (диплом в номинации “За оригинальность”)
• Конкурс рисунков «Чудеса квилинга»;
• Конкурс рисунков «Светлый праздник Пасхи»;
• Конкурс рисунков «Осенние фантазии»;
• Конкурс рисунков «Зимние забавы».
• Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Чудеса квилинга”.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания. У детей развивается мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);
Значительно улучшились художественные способности и эстетический вкус.
Проведенная работа с детьми способствовала формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками. Дети стали более самостоятельные и уверенные в себе.
В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51%, со средним уровнем 49%.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования и аппликации достигли высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся работы, оценивают их.
Нетрадиционная техника рисования и аппликации дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
Результатом проведенной работы стало создание проекта «Поделки с миссис Умелицей».
Библиография
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
4. Одинокова Г. Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
5. Сахарова О. М.Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
7. Петрова И. М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. / Петрова И. М. – СПб., 2002.
8. Черныш И. В. Удивительная бумага. / Черныш И. В – М., 2000.
Источник