Развитие творческих способностей ребенка через нетрадиционное рисование
Татьяна Васильева
Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования.
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через освоение нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.
Цель педагогического опыта – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
Для достижения планируемого результата я поставила ряд задач:
1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.
2. Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.
Этапы работ
Первоначальный этап – подбор необходимой методической литературы, разработку программы, тематического перспективного плана работы на год, конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организацию предметно-развивающей среды.
На втором этапе – введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов в художественно-продуктивную деятельность.
Третий этап – проведение диагностики и анализа результатов, подведение итогов.
Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов артпедагогики. Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Современные ученые, психологи, педагоги (Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Г. И. Щукина придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Свою работу строила на следующих принципах:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип развивающегообучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
• – Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• – Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• – Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
•- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
• – Принцип доступности материала.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисованияпроисходит в следующих направлениях:
• – от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• – от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
• – от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
• – от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• – от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
• – от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
• музыкальное сопровождение и т. п.
• Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.
Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
• – личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации) ;
• – коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря) ;
• – игровые (оригинальность сюжета, мотивация) ;
• – педагогические (доверительная беседа, стимулирование) .
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Для рисованияв детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используют разнообразные материалы. Детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.
С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой ;
• монотипия пейзажная ;
• печать по трафарету ;
• монотипия предметная ;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, на которых мы показываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.
Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике Т. Г. Казаковой) свидетельствуюто положительной динамике:
высокий Средний низкий
2011г. 8дет. -38% 10дет. -48% 3дет. -14%
2012г. 14дет. -67% 5дет. -24% 2дет. -9%
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.
Литература:
Для практической работы использует следующую литературу:
1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
Источник
РЕГИНА ПАНАХОВА
Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
Проект
«Развитие творческих способностей дошкольников
через нетрадиционные техники рисования»
Подготовила:
Воспитатель
Панахова Р. К.
Люберцы
2017
Актуальность выбора темы
«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
(М. Шклярова).
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала проект на тему «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Цель проекта:
Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Развивающие:
– Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
– Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
– Развивать желание экспериментировать,проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
– Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
– Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
-Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Воспитательные:
– Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
– Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Оздоровительные:
-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающих технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной техникой рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Тип проекта: творческий.
По содержанию: детское творчество.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный,незаконченный.
Основные принципы развития детского творчества:
* Принцип поэтапности (от простого к сложному)
* Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
* Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
* Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Основное содержание и методы реализации проекта.
Дополнительные стимулы:
1. Игра является основным видом деятельности детей.
2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
3. Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
4. Музыкальное сопровождение.
5. Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
2. Практический
3. Заключительный. Выставка детских работ.
Ресурсное обеспечение проекта
1. программно-методическое обеспечение;
2. развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
3. взаимодействие всех участников педагогического процесса;
4. система взаимодействия с родителями;
5. система мониторинга.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
– развитию мелкой моторики рук;
– обострению тактильного восприятия;
– улучшению цветовосприятия;
– концентрации внимания;
– повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей изо деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Нетрадиционные техники рисования, используемые в разных возрастных группах
2й младшая группа (3-4г.)
Средняя группа (4-5 лет)
1. Оттиск поролоном.
2. Оттиск втулкой
3. Восковые мелки + акварель.
4 Рисуем бутылкой
.
5. Рисование мятой бумагой.
6. Печать от руки
7. Рисуем пальчиками
8. Пластилинография.
9. Рисование вилкой.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
* Печать от руки
Способполучения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
* Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
* Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После ри
* Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
* Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
* Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
* Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
* Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
* Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
* Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
* Ниткография.
Способполучения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
* Пластилинография.
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
* «Я рисую маму» …
Рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения стали члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала были фотографии, беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников.Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества.
* Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способполучения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
* Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способполучения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества
* Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Мы сделали из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепили их тонкой проволокой к палочке. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры.А затем предложите сделать из них картины: «зимний пейзаж», «букет для любимой мамы».
* Разрисовка маленьких камешков.
Роспись морских камешек очень интересна и забавна. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок или клубничка. На камешек наносится яркая густая краска – и образ готов.А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.
* Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Формы работы с детьми[/b].
* Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
* Чтение загадок.
* Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
* Чтение художественной литературы.
* Тестовые задания (дорисовывание кругов).
* Беседы.
* Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.
Формы работы с родителями.
* Консультации.
* Беседы.
*Наглядная информация: буклеты, памятки.
* Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
* Участие в конкурсах, выставках.
Список использованной литературы
1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 – №8.
2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч – 1997 – №5.
3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997
5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М., 2000.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
8. Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.
9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание – 1995 – №2.
10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб, 2002
11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 – № 1.
12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание – 2004 – №2.
13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание – 1994 – №4.
14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \ Дошкольное воспитание – 1991 – №12
15. Комарова Т. С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 – № 2.
17. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.
Источник