Развитие творческих качеств ребенка в урочной и внеурочной деятельности
Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новоюрьево
Доклад
«Развитие творческих качеств ребенка
через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»
Учитель начальных классов Сутормина Т.А.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.
В.А. Сухомлинский
Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми, непонятными и неинтересными делами.
Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, внедрить в привычную практику новые активные формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что потребность в этом уже существует.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов.
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Огромную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
На начальном этапе в этом очень помогают задания на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, как основы для развития творческих способностей. В современных учебниках любого учебно-методического комплекта этих заданий большое количество. В ход идут ребусы, кроссворды, головоломки…
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. При составлении заданий можно использовать метапредметные связи.
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Можно долго и много говорить о математике, но немаловажную роль для развития творческих способностей играют предметы цикла обучения грамоте, это русский язык и литературное чтение.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Часто используются на уроках дидактические игры. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её – развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий.
У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др.
Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. А затем даётся задание: заменить каждое действие своим возможным вариантом.
Для обогащения речи используется работа с различными речевыми единицами, например, с фразеологизмами.
Огромные возможности для развития творческих способностей даёт предмет литературного творчества.
Задания практического действия
- Иллюстрации к тексту.
- Составление диафильмов по произведению
- Лепка и аппликация.
- Книжки- самоделки
Задания речевой направленности
- Продолжение произведения (придумывание своего финала)
- Сочинительство
Работа над сочинительством начинается у ребят с простой игры «Я начну, а ты продолжи»
Хоть не робкий я мальчонка
Испугался *********. (Лягушонка)
Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – … (ни одной).
В дальнейшем дети с удовольствием составляют загадки, сочиняют четверостишия, пишут тематические сочинения, сказки. Всё это оформляется в книжки-малышки.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
Создаваемые на уроке ситуация неожиданности; коллизии; ситуации предположения и выбора активизируют ребят, побуждают их к действию, поиску, размышлению.
На уроках применяю эффективные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Это:
Постановка и решение проблемных вопросов «Почему звёзды падают с неба?», создание проблемных ситуаций «Докажите, что Земля круглая» и т. д.
Использование видео и компьютерной наглядности при проведении вводных уроков, уроков изучения нового материала, уроков обобщающего повторения и других.
Использование электронных учебных пособий, ресурсов Интернет позволило сделать уроки более интересными и увлекательными, а также, более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно.
Велико значение проектного и исследовательского методов. Проекты готовим по темам уже с 1 класса. Темы проектов обсуждаются и выбираются совместно: «Вырастим кедр сами», «Математика вокруг нас», «Моя семья», «Моя родословная», «Что значит имя мое». Возраст 6-9 лет- это возраст «Почемучек», которых интересует всё, что их окружает. Найти ответы на вопросы самому – это гораздо интереснее, нежели услышать готовый ответ. Поэтому исследовательской деятельности в начальной школе уделяется особое внимание. Найти ответ в различных источниках, подготовить презентацию, поделиться с друзьями и получить оценку своей работе стимулируют ребенка к занятию активной позиции.
Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки, студии, а также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали конкурсы, концерты, музыкальные спектакли, школьные, региональные и Всероссийские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.
Вот несколько упражнений, выстроенных в логической последовательности по принципу «от простого к сложному», которые можно применять как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Это упражнения типа:
«Дорисуй рисунок». Создание композиции, элементами которой являются образы, полученные путем дорисовывания геометрических фигур (треугольников и кругов).
«Волшебная клякса». Получение рисунка или образа из большой цветной кляксы при помощи выдувания воздуха из обычной трубочки.
«Чудесная пленка». Получение абстрактного или конкретного образа, пейзажа путем наложения и плотного прижимания пленки к листу картона с красками разного цвета, выдавленными из тюбиков.
«Чудесные шарики». Получение рисунка при помощи вращения двух-трех небольших шариков в коробке, на дне которой, находится белый лист бумаги с каплями разноцветной краски.
«Радужная губка». При помощи краски, нанесенной на влажную губку, на листе бумаги создаются чудесные изображения (радуга, поля, луга, волны ).
«Фантазия». Учащиеся складывают пополам лист бумаги, потом раскрывают его, хаотично наносят на одну половинку внутренней стороны листа капли
разноцветной краски, соединяют обе половинки, плотно прижимают друг к другу и получают единый рисунок из симметричных оттисков.
Выполняя эти упражнения, школьники должны в хаосе увидеть определенный образ и, дорисовав, доработав его, получить цельную, яркую картинку и затем подробно описать ее.
Кроме перечисленных упражнений, могу привести примеры заданий на развитие способности ярко и красочно представлять созданные в воображении образы посредством словесной организации, умения создавать небольшие художественные тексты путем гармоничного использования разнообразных выразительных средств литературного языка. К таким упражнениям относятся:
«Угадай предмет». Красочно описать какой-либо предмет (окно, водопроводный кран, стул, книгу и т.п.).
«Придумай». Предложить варианты применения различных предметов (высушенного цветка, кисти для рисования, перегоревшей лампочки, стакана, носка, перчатки т.д.).
«Медаль». Придумать, нарисовать и устно описать медаль, которую можно было бы вручать за «особые заслуги», например: за «шоколадолюбие», «лучшую лужепроходимость», «скоростное шнуркозавязывание» и т.д.
«Продолжи сказку». Сочинить продолжение знакомой сказки.
«Придумай фантастический рассказ».
«Придумай юмористический рассказ».
Также можно привести примеры упражнений на развитие беглости и оригинальности мышления, на расширение ассоциативных словесных связей:
«Гирлянда». Отталкиваясь от исходного слова, составить ассоциативный ряд, в котором каждое предыдущее слово выступает отправной точкой для последующего (дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкая – горка – снег – сахар – вкусно – компот – фрукты – …).
«Цветок». Каждому лепестку цветка соответствует одна буква слова «цветок». Придумать на каждую букву как можно больше слов, тематически связанных с растительным миром. Аналогичные упражнения «Звезда». Основой являются лучики звезды и тематическая связь с планетами, звездным небом.
«Снежинка». Основа – лучики снежинки и тематическая связь с зимней природой.
«Ассоциативный ряд». Подобрать как можно больше слов – ассоциаций (писатель – ручка. Бумага, книга, буквы, сюжет, издательство, популярность, сценарий и т.д.).
«Точка зрения бабочки», «Мысли вслух». Описать мысли, чувства, эмоции, желания конкретного персонажа (например, порхающей над лугом бабочки, летящего в ворота футбольного мяча, комара, увидевшего человека, и т.д.). При этом желательно, чтобы высказывания носили юмористический характер.
«Эмоции». Описать словами эмоцию (грусть, страх, радость, отчаяние и т.п.)
«Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный ливень», «попал в снежную бурю», «загорает на пляже», «впервые увидел море» и т.д.).
«Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам и придумать небольшое стихотворение.
Для коллективной творческой деятельности можно предложить упражнения, которые требуют большой подготовки и выполняются поэтапно в заданных временных рамках. Такие упражнения развивают у младших школьников широкий спектр психических процессов, а также творческие, литературные и артистические способности. К ним относятся упражнения:
«Спектакль». Учащиеся лепят из пластилина или изготавливают из бумаги фигурки фантастических существ, растений, придумывают им названия, совместно сочиняют сценарий небольшого спектакля с этими персонажами, а потом представляют его.
«Фантастический сад». Каждый учащийся придумывает и рисует свое фантастическое растение, подбирает к нему название, а затем представляет его одноклассникам. Далее проводится коллективная работа – учащиеся создают из этих растений чудесный «фантастический сад» и сочиняют о нем сказку.
Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребенок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых.
Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
И для учителя – одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
Продуманное оформление класса, дети, обеспеченные всем необходимым, наличие наглядных пособий, раздаточного материала – все это имеет большое значение для успешного развития ребёнка. Приветливый тон учителя, создающий доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе – повышает мотивацию творчества. А это ведёт:
- к повышению качества знаний учащихся,
- приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
- активизацию творческой и познавательной активности учащихся,
- формирование положительных личностных качеств ученика,
- формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Свое выступление я хочу закончить словами:
«Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь».
Источник
Баранова М.Л
«Развитие творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время».
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
(В.А. Сухомлинский)
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.
Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
На высоком уровне творчества создается только около 3% работ старшеклассников. Тогда как для начальной школы эта цифра достигает по мнению многих исследователей 30%.
Как и почему в 10 раз снижается творческий потенциал учеников за 10-11 лет обучения? Может быть это физиологическая или психологическая закономерность? Или педагогическая? Поэтому так важно развивать детей в младшем школьном возрасте, когда они хотят творить и созидать.
Если до недавнего времени задачу развития творческих способностей детей брали на себя учреждения дополнительного образования, то сегодня возможно развивать творческие способности младшего школьника в рамках школы, т.к. одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности школьника, его творческих способностей.
По данным многочисленных исследований (Л.С. Выготского, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман), в процессе формирования мозговых структур, доминирует правое полушарие. А оно отвечает за эмоциональность, наглядно-образное мышление, впечатлительность. Поэтому к урокам технологии, изобразительной деятельности дети чаще всего проявляют интерес, фантазируют, находят оригинальные решения.
Любую ли деятельность можно назвать творческой? Психологи (Ермолаева – Томина Л.Б., Дружинин В.Н.) утверждают, что творческой деятельностью можно назвать деятельность, которая направлена на создание полезных и значимых продуктов.
Понятие творчество и творческих способностей широко освещается в педагогике и психологии.
Вот лишь одно из них:
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.[1]
Творчество всегда индивидуально и уникально. Например, если на уроке технологии в одинаковых условиях дети будут выполнять одно и то же задание, результат у всех будет различным, т.к. каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои способности.
Если ребёнок не воспроизводит определенные действия или впечатления, а сам создаёт новые действия или образы, то здесь уже присутствует творческая деятельность, в основе которой лежат творческие способности.
Так что такое творческие способности?
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные: музыкальные, художественные, математические, технические.
Творческие способности формируются и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Например, нельзя говорить о музыкальных способностях, если ребенок еще не занимался этим видом деятельности. Только в процессе обучения музыке можно выяснить, какие у ребенка способности.
Способности ребенка формируются, складываются, развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. При внимательном отношении к ребёнку у учителя есть возможность раскрыть и полноценно развить его творческие способности.
Что такое творческие способности? Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.
Необходимо, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей. Творческие способности будут формироваться быстрее, если ученики будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат.
В начальной школе основной задачей является развитие у всех младших школьников общих способностей и формирование интереса к учению. Однако не всегда учебная деятельность ребёнка успешна. Но, не смотря на неудачи ребёнка в учёбе, он должен чувствовать поддержку учителя. Развивать творческие способности ребенок может в различных кружках и творческих объединениях, которые способствуют развитию его способностей. Младшие школьники берутся за любые дела, хотя у них нет ни опыта, ни навыков. Однако без помощи учителя многие затеи обречены на провал, поэтому важно поддержать ребенка, чтобы был определенный результат.
Развитие творческих способностей зависит от ряда условий:
1.Раннее начало.
2. Среда и система отношений, стимулирующая самую разнообразную творческую деятельность.
3. Направляющая помощь взрослых. В младшем школьном возрасте таким взрослым для ребенка, несомненно, оказывается учитель.
Учитель, чтобы помочь ребенку развить свои творческие способности должен обладать следующими педагогическими способностями:
- дидактические
- -академические
- -речевые
- -организаторские
- -авторитарные
- -коммуникативные
- -педагогическое воображение
- -способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников:
- Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учетом воображения;
- Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
- Используются технологии развития творческого мышления.
Способы стимулирования творческих способностей.
- обеспечение благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- представление детям возможности активно задавать вопросы.
В современной школе развитие творческих способностей учащихся происходит не только на уроках технологии и изобразительного искусства, которые как нельзя более располагают к этому, но и на всех других уроках, проводимых в начальной школе.
Основные приемы развития творческих способностей на уроках русского языка.
- написание сочинений, изложений.
- – рецензирование сочинений;
- – игры;
- – творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
- – творческие задания на дом.
Виды творческих заданий на уроках литературного чтения.
- Придумай свою сказку.
- Составь свод сказочных законов.
- Сочини продолжение сказки.
- Придумай продолжение к стихотворению.
- Подбери рифму.
- Составь книгу-самоделку любимых произведений о маме.
- Чтение по ролям.
- Пересказ от лица литературного героя.
Учитель должен ежедневно и систематически включать в учебный процесс творческие задания и упражнения, стараться использовать творческий потенциал ребёнка в соответствии с уровнем его развития (посильность выполнения творческого задания). Творческие задания должны постепенно усложняться.
Особую роль в развитии творческих способностей играет подготовка и проведение классных праздников. В современном мире много самых различных предложений проведения праздников, но самые запоминающимися являются те мероприятия, где дети сами являются актёрами. Ученики во время подготовки к праздникам становятся раскрепощёнными, сами мастерят себе костюмы и делают декорации к сценкам, сочиняют конкурсы для своих одноклассников, родителей. Главная задача в данной работе – это привлечение к работе большего числа учащихся, чтобы никто не оставался в стороне.
В современном мире – динамичном и разнообразном – человеку просто необходимо творческое мышление, способность находить нестандартные решения и умение быстро реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию. Такой человек с легкостью может найти несколько выходов из одной ситуации и несколько ответов на один вопрос.
Природа щедро наградила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.
Классному руководителю надо быть очень внимательным к своим подопечным. Выявлять и поддерживать интерес ребенка на ранней стадии развития, помочь найти способ реализовать и развить свои возникшие творческие желания и потребности.
В своей педагогической практике в наши дни много внимания надо уделять внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой.
Каждое учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы.
Помощь школе могут оказывать учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.
В нашей школе внеурочная деятельность для учеников начальной школы осуществляется по различны направлениям:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно – нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
С этой целью работают кружки: «Умники и умницы», «Твой дом», «Юный натуралист», «Хоровая студия», «Изобразительное искусство», «Шахматы», «Акробатика», «Подвижные игры», «Рукоделие».
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества» М.Горький
[1] Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленска, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
Источник