Развитие теории мышления у ребенка

Развитие теории мышления у ребенка thumbnail

Развитие мышления у детей

Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.

Психологические особенности

У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.

В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.

Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.

Развитие теории мышления у ребенка

В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.

К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.

К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.

У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.

В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.

Развитие теории мышления у ребенка

Этапы

Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.

Наглядно-действенное

Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.

Развитие теории мышления у ребенка

Наглядно-образный тип

К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.

Наглядно-образный тип осознания информации активно формируется до начала обучения в школе и дает возможность детскому уму начать мыслить и оперировать образами.

Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления. Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией.

Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.

Развитие теории мышления у ребенка

Словесно-логическое

Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ.

Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.

Развитие теории мышления у ребенка

Творческое

Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.

Фантазия и воображение есть у всех малышей, а они дают почву для развития творческого процесса. Важно лишь создать для этого подходящие условия и неуклонно следовать цели.

Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.

Читайте также:  Книга развитие ребенок 6 лет

Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.

Развитие теории мышления у ребенка

Мыслительные операции и их роль

Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.

Сравнение

Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.

Постепенно от сравнения простых предметов (например, игрушек) ребенок переходит к сравнению звуков, свойств материалов, природных явлений, времен года и так далее.

Обобщение

Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.

Развитие теории мышления у ребенка

Анализ

Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.

Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.

Синтез

Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.

Сначала малыш изучает звуки и буквы, затем учится складывать их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, предложения – в текст. Именно таким образом происходит процесс синтеза.

Классификация

Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).

Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.

Развитие теории мышления у ребенка

Как развить?

Поэтапный процесс развития мышления закладывается в ребенка в момент его зарождения самой природой. Главная задача родителей – помочь беспроблемному прохождению этого процесса, создавая для этого правильные благоприятные условия.

Педагогами и психологами разработано множество методик, технологий и программ для обеспечения развития детской мыслительной деятельности. Важно использовать те способы, приемы и методы, которые подходят к определенному возрасту и этапу развития мышления.

В младенческом возрасте необходимо воздействовать на слуховое, зрительное и тактильное восприятие малыша. Больше разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, играть на музыкальных инструментах или же включать звуковые проигрыватели.

Показывать разные по форме и цвету предметы, озвучивая их названия, давать ему их потрогать. Прикосновение к предмету будет откладывать в подсознание информацию о его свойствах и способствовать зарождению мыслительной деятельности в самой ранней и простой ее форме.

Развитие теории мышления у ребенка

В возрасте 1-2 года следует сделать упор на развитие мышления, присущего этому периоду, то есть наглядно-действенного. Главное в это время – не мешать крохе исследовать окружающий мир в рамках разумного. Нельзя забывать о создании для него безопасных условий. Все предлагаемые в детских магазинах для этого возраста развивающие игры прекрасно помогают развивать наглядно-действенное мышление ребенка. Они призваны сформировать цепочку «действие» и «результат действия», которая в будущем ляжет в основу развития логики и математических представлений.

С наступлением периода развития наглядно-образного типа осмысления, тесно связанного с творческим мышлением, надо стараться не препятствовать фантазии и воображению своего ребенка.

Здесь подходят любые игры, в основе которых лежит создание образов на основе сложившихся представлений. Пусть ребенок занимается рисованием, лепкой, конструированием и тому подобным.

Развитие теории мышления у ребенка

Далее следует период, когда начинает формироваться словесно-логическое сознание. Здесь важно заняться развитием речи и словарного запаса малыша. Нужно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы, задавать вопросы ему для того, чтобы он учился самостоятельно рассуждать и строить ответ. Во время какой-нибудь игры или занятия, например, рисования, пусть он проговаривает свои действия и описывает словами все, что видит и делает.

Надо помнить, что основа развития ребенка – это игра, она лежит в основе большинства его желаний и действий, поэтому важно, чтобы игра была увлекательной, развивающей и наполненной смыслом.

Только тогда малыш будет проводить время не впустую, а с максимальной пользой для развития своего мышления.

Упражнения

Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.

«На что похоже?»

Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.

Читайте также:  Скачать роль семьи в развитии ребенка

Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.

Развитие теории мышления у ребенка

«Что лишнее?»

Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.

«Что это?»

Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.

Развитие теории мышления у ребенка

«Игра в слова»

Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.

Например, попросите малыша перечислить все предметы в комнате, имеющие один и тот же цвет. Или же пусть перечислит все известные ему слова на предложенную букву.

А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.

«Кот в мешке»

Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.

Развитие теории мышления у ребенка

«Следопыт»

Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.

Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.

Развитие теории мышления у ребенка

Источник

Вопрос о развитии мышления всегда был предметом исследования и интереса психологов. В русле разных подходов развитие мышления получило свое толкование.

С точки зрения бихевиористов (Дж. Уотсон), мысль и речь порождаются двигательной активностью человека. Мысль —этовнутренний диалог. Речь —этомысль, произнесенная вслух. Исходя из этих определений, мышление и речь предстают как аналогичные психологические явления. Проведенные исследования показывают, что в своих доводах бихевиористы только в определенной мере правы. Если у человека спровоцировать паралич и лишить возможности производить движения, он, тем не менее, после завершения эксперимента воспроизведет те мысли, которые возникали у него по ходу эксперимента. Таким образом, мысль и речь — это специфические психологические явления.

В понимание мышления большой вклад внесли ученые-когнитивисты, связывающие развитие мышления с формированием у человека понятий.

Дж. Брунер объяснял мышление, связывая его с чувствительной и двигательной активностью человека, которая направлена на познание окружающего мира. Существуют разные способы познания мира. В детстве человек, считает Дж. Брунер, познает мир в процессе сенсомоторного отображения действительности с помощью ощущений, движений и восприятия. По мере того как ребенок растет, он овладевает более сложным способом познания мира — иконическим отображением действительности (отображением в образах). Сформированные образы играют важную роль в познании мира в младшем школьном возрасте. Иконическое отображение действительности — первый шаг к символическому отображению мира, т. е. к отображениюего с помощью понятий и слов. Такой способ познания действительности характерен для старших школьников и взрослых.

Ребенок, убежден Дж. Брунер, всему научается у взрослых. Взрослые — носители слов, слова — носители понятий. Ребенок слышит слова, усваивает их значения. С помощью речи он усваивает понятия. В 1934 году эту мысль еще до Дж. Брунера высказал Л. С. Выготский.

С точки зрения конструктивиста Ж. Пиаже, мышление и речь напрямую не связаны. Речь — это специфическая активность, которая развивается в своем русле и дает возможность человеку демонстрировать свои успехи. По Ж. Пиаже, развитие мышления происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром, который предъявляет к ребенку требования, что нарушает его внутреннее равновесие. Чтобы восстановить равновесие, ребенку необходимы когнитивные структуры (понятия, мыслительные операции), соответствующие схемы поведения. Механизмы восстановления равновесия: ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция — это принятие чего-либо в свою данность по аналогии с интериоризацией. Благодаря ассимиляции происходит приспособление новой ситуации к когнитивным структурам, которые имеются у человека. При этом обогащаются понятия, сформированные у него ранее. Аккомодация представляет собой изменение когнитивных структур человека, формирование у него новых когнитивных структур. Благодаря действию этого механизма человек усваивает новые понятия.

Читайте также:  Развитие малыша по неделям после рождения ребенка

Ж. Пиаже выделил следующие стадии в развитии интеллекта у детей:

а) стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет). Для нее характерно развитие способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их устойчивых свойствах и признаках;

б) стадия операционального мышления (от 2 до 7 лет). На этой стадии у ребенка складывается речь, формируются наглядные представления, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами;

в) стадия конкретных операций с предметами (от 7-8 до
11-12 лет). Здесь умственные действия становятся обратимыми;

г) стадия формальных операций (от 11-12 до 14-15 лет). Эта стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, развивается понятийное мышление.

Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров установили, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени: 1) образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом; 2) образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков; 3) образование настоящих понятий. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий (ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку), стадия истинных понятий (абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, затем они синтезируются и включаются в определение).

Подводя итог своему исследованию, Л. С. Выготский отмечал, что центральным моментом в возникновении понятий является использование слова — средства произвольного направления внимания, абстрагирования, выделения отдельных признаков, их синтеза и символизации с помощью знака.

По мнению Дж. Брунера, формирование и развитие мышления у учащихся можно стимулировать путем использования соответствующих форм и методов обучения, в том числе совместной учебной деятельности, направленной на развитие рефлексии, путем воспитания у самого педагога заинтересованности в том, чтобы у детей развивалось мышление.

Глоссарий

Мышление, интеллект, теоретическое мышление, практическое мышление, понятийное мышление, образное мышление, наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, логическое мышление, предикативное мышление, иррациональное мышление, формальное мышление, критическое мышление, творческое мышление, сравнение, абстракция, синтез, анализ, обобщение, конкретизация, понятие, суждение, умозаключение, индуктивное рассуждение, дедуктивное рассуждение, рассуждение по аналогии, ассимиляция, аккомодация.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение мышления.

2. Как трактуют мышление в русле деятельностного подхода?

3. Какие виды мышления выделяют в зависимости от характера решаемых задач?

4. Каким может быть теоретическое и практическое мышление в зависимости от содержания решаемых задач?

5. В чем отличие логического мышления от предикативного и иррационального?

6. Какие операции мышления выделяют?

7. В чем суть мыслительных операций сравнения и абстракции? обобщения и конкретизации?

8. Назовите формы мышления.

9. Что означает усвоить понятие?

10. В чем отличия конъюнктивных, дизъюнктивных и соотносительных понятий?

11. В чем отличия интерпретации развития мышления бихевиористами и когнитивистами?

12. Какие стадии в развитии интеллекта у детей выделил Ж. Пиаже?

13. Через какие ступени проходит формирование понятий у детей?

Список литературы

1. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. — М. : Прогресс, 1977.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа ; пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотип. — М. : Мир, 1996. — Т. 1.

3. Квинн, В. Прикладная психология / В. Квинн. — СПб. : Питер, 2000.

4. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. /
А. Н. Леонтьев.— М. : Просвещение, 1983. — Т. 2.

5. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 2-е изд. — М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1 : Общие основы психологии.

6. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М. : Просвещение, 1988.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Просвещение, 1989. — Т.1.

8. Савельева, Т. М. Теоретическое мышление в непрерывном образовании человека / Т. М. Савельева, В. Я. Баклагина; под общ. ред. Т. М. Савельевой. —Минск : Адукацыя i выхаванне. — 2007.

9. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов.— М. : Просвещение, 1985. — Т. 1.

10. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М. : Педагогика, 1989. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 762 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник