Развитие теории физического воспитания ребенка зарубежные системы

Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию ребенка была Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе).

В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начинался с первых дней жизни младенца. После рождения ребенка отец нес его в Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшую его судьбу. Если ребенок оказывался здоровым, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по данным различных источников, его или отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала легенда, что больных новорожденных спартанцев бросали в пропасть.

До семилетнего возраста физическим воспитанием ребенка занималась семья. Смысл этого воспитания заключался в закаливании. С семилетнего возраста всех мальчиков направляли в общественные дома.

Главное место в их воспитании, очень суровом, занимало физическое развитие. Чтобы сделать мальчиков более выносливыми, кормили их весьма скудно, ходили они босыми и, как правило, без одежды.

Основными занятиями, связанными с физическим воспитанием мальчиков, были охота, различного рода обрядовые танцы, а также многочисленные состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе.

Следует заметить, что в Спарте была постоянная забота родителей и о физическом развитии девушек, которые, как и юноши, участвовали в военных походах и сражениях. По свидетельству Плутарха, «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки, и чтобы такими же были рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, забота о физическом развитии в Древней Спарте распространялась не только на мужчин, но и на женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их потомство — это мужественные, ловкие и смелые люди. А причину этого они видели в своем физическом совершенстве.

Таково было спартанское воспитание. Оно было в основном направлено на улучшение физического развития. Умственное воспитание являлось частным делом каждого спартанца.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В городах Древней Греции физическое воспитание носило классовый характер, особенно в Афинах. Если Спарту и Афины в вопросах воспитания объединяет классовый подход, то само воспитание значительно отличается и прежде всего тем, что из афинянина готовили всесторонне образованного человека, получавшего умственное, эстетическое и физическое воспитание, в то время как спартанца учили лишь быть выносливым воином.

В Афинах семилетнего мальчика отдавали в школу, но он продолжал жить с родителями. В городе существовали частные школы  трех видов, которые поочередно посещали учащиеся. В грамматических школах они обучались чтению и письму. В музыкальныхпению и игре на музыкальных инструментах. В гимнастическихборьбе и различным физическим упражнениям.

Воспитание в Афинах не было таким жестоким, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей проявляли родители.

Физическая подготовка в основном осуществлялась в государственных школах (гимназиях), а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верной своей опоры против рабов и внешних врагов. Для гимназий («гимнос» — нагой) строились специальные здания, спортивные площадки и городки.

Преподаватели гимнастики не только обучали отдельным упражнениям (например, борьбе), но и наблюдали за влиянием их на организм, за соблюдением гигиенических правил. Это означало, что преподаватели должны были не только быть хорошими педагогами, но и знать основы современной им медицины.

Необходимо подчеркнуть, что далеко не все дети свободных граждан получали образование. Дети крестьян из окружающих города сел, ремесленников и рыбаков часто не имели такой возможности. Что касается девочек, то они не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались лишь ведению домашнего хозяйства.

Таким образом, хотя физического развития греки добивались ради мощи своих государств, они понимали в то же время, что занятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека.

Уже в начале IV в. до н.э. в Афинах создаются профессиональные наемные войска вместо гражданского ополчения из числа свободных людей. Это обстоятельство отразилось и на физическом воспитании. Оно отодвигалось как бы на второй план, уступая место ораторскому искусству. Физические упражнения стали более легкими, необходимыми скорее для отдыха, чем для воспитания выносливости.

Специфика того времени и взгляды на физическое воспитание отразились в трудах древнегреческого философа Платона, который сводил физическое развитие человека к тому, чтобы «совершенствовалась душа человека».

Читайте также:  Развитие ребенка видео 4 минуты

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию ребенка была Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе).

В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начинался с первых дней жизни младенца. После рождения ребенка отец нес его в Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшую его судьбу. Если ребенок оказывался здоровым, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по данным различных источников, его или отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала легенда, что больных новорожденных спартанцев бросали в пропасть.

До семилетнего возраста физическим воспитанием ребенка занималась семья. Смысл этого воспитания заключался в закаливании. С семилетнего возраста всех мальчиков направляли в общественные дома.

Главное место в их воспитании, очень суровом, занимало физическое развитие. Чтобы сделать мальчиков более выносливыми, кормили их весьма скудно, ходили они босыми и, как правило, без одежды.

Основными занятиями, связанными с физическим воспитанием мальчиков, были охота, различного рода обрядовые танцы, а также многочисленные состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе.

Следует заметить, что в Спарте была постоянная забота родителей и о физическом развитии девушек, которые, как и юноши, участвовали в военных походах и сражениях. По свидетельству Плутарха, «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки, и чтобы такими же были рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, забота о физическом развитии в Древней Спарте распространялась не только на мужчин, но и на женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их потомство — это мужественные, ловкие и смелые люди. А причину этого они видели в своем физическом совершенстве.

Таково было спартанское воспитание. Оно было в основном направлено на улучшение физического развития. Умственное воспитание являлось частным делом каждого спартанца.

В городах Древней Греции физическое воспитание носило классовый характер, особенно в Афинах. Если Спарту и Афины в вопросах воспитания объединяет классовый подход, то само воспитание значительно отличается и прежде всего тем, что из афинянина готовили всесторонне образованного человека, получавшего умственное, эстетическое и физическое воспитание, в то время как спартанца учили лишь быть выносливым воином.

В Афинах семилетнего мальчика отдавали в школу, но он продолжал жить с родителями. В городе существовали частные школы трех видов, которые поочередно посещали учащиеся. В грамматических школах они обучались чтению и письму. В музыкальныхпению и игре на музыкальных инструментах. В гимнастическихборьбе и различным физическим упражнениям.

Воспитание в Афинах не было таким жестоким, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей проявляли родители.

Физическая подготовка в основном осуществлялась в государственных школах (гимназиях), а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верной своей опоры против рабов и внешних врагов. Для гимназий («гимнос» — нагой) строились специальные здания, спортивные площадки и городки.

Преподаватели гимнастики не только обучали отдельным упражнениям (например, борьбе), но и наблюдали за влиянием их на организм, за соблюдением гигиенических правил. Это означало, что преподаватели должны были не только быть хорошими педагогами, но и знать основы современной им медицины.

Необходимо подчеркнуть, что далеко не все дети свободных граждан получали образование. Дети крестьян из окружающих города сел, ремесленников и рыбаков часто не имели такой возможности. Что касается девочек, то они не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались лишь ведению домашнего хозяйства.

Таким образом, хотя физического развития греки добивались ради мощи своих государств, они понимали в то же время, что занятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека.

Уже в начале IV в. до н.э. в Афинах создаются профессиональные наемные войска вместо гражданского ополчения из числа свободных людей. Это обстоятельство отразилось и на физическом воспитании. Оно отодвигалось как бы на второй план, уступая место ораторскому искусству. Физические упражнения стали более легкими, необходимыми скорее для отдыха, чем для воспитания выносливости.

Специфика того времени и взгляды на физическое воспитание отразились в трудах древнегреческого философа Платона, который сводил физическое развитие человека к тому, чтобы «совершенствовалась душа человека».

Читайте также:  Значение слуха и зрения для развития ребенка

Источник

Предмет теории физического воспитания. Основные понятия науки.

Научная основа теории физического воспитания.

Теория технического физического воспитания– это наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребёнка.

 Теория технического физического воспитания включает ряд научных дисциплин:

1) Общая теория физического воспитания

2) Теория технологии физического воспитания детей разного возраста.

3) Теория технология обучения различным видом спорта.

Теория технического физического воспитания-отрасль педагогики.

Предмет теория технического физического воспитания– изучение общих закономерностей физического воспитания и управление развитием развития ребёнка от 0-7 лет.

Теория технического физического воспитания основывается на следующих закономерностях:

1) О единстве организма и среды

2) О взаимообусловленности функционального и структурного строения организма.

Физическое развитие – биологический процесс изменения форм и функций организма в процессе индивидуальный жизни.

В узком смысле:

под физическим развитием понимают антропометрические и биометрические показатели.

В широком смысле этот термин включает ещё и психофизические качества.

Факторы, влияющие на физическое развитие

-среда (географическая, социальная)

-наследственность

-воспитание

· Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков психических качеств и достижение физического совершенства.

· Физическая культура – часть общей культуры общества, включающая совокупность материальных и духовных ценностей, в области физического совершенствования человека.

· Физическая подготовка – деятельность человека направленная на развитие двигательных способностей и физических качеств.

Выделяют общую физическую подготовку, которая направлена на формирование качеств необходимых человеку в повседневной жизни и осуществление различных видов труда.

Специальную, которая направлена на развитие психических качеств необходимых человеку для достижения высоких результатов в спорте или в каком либо виде труда.

· Физическая подготовленность – уровень развития двигательных навыков и физических качеств.

· Физическое образование – одна из сторон физического воспитания, включающая овладения специальными знаниями двигательными умениями и навыками.

2 стороны: 

1) Теоретическая

2) практическая

· Физическое совершенство – идеал физического развития человека, связанный с социально-экологическим строем общества.

Структура системы физического воспитания в нашей стране.

Характеристика компонентов.

Система физического воспитания-совокупность методологических основ, определяющих цель, задачи, научно-методологическую основу физического воспитания, а также совокупность организаций и учреждений, осуществляющих физическое воспитание и контроль за ним.

Цель- подготовка подрастающего поколения к высокой производительности труда и защите Родины.

Задачи физ.воспитания связаны с возрастными особенностями периода. Сроки их решения определяются анатомо-физиологическими особенностями и программой.

Научно-методическую основу составляет комплекс наук (педагогических, биологических ит.д). Научно-методическая основа разрабатывалась научно-исследовательским институтом. Но часто существует разрыв между теорией и практикой (практика идёт впереди, а теория догоняет).

Организации и учреждения, которые осуществляют физическое воспитание

Научно-методическая основа

Связующим звеном между наукой и практикой является контроль.( Федеральный государственный надзор в сфере образования, САНПИН и т.д)

Принципы, на который построена система физического воспитания.

1. Связь физического воспитания с трудовой деятельностью

2. Всестороннее физическое развитие человека (пропорциональное развитие ребёнка)

3. Связь с оздоровительной направленностью

Становление и развитие теории физического воспитания детей дошкольного возраста.

Развитие теории физического воспитания ребенка(зарубежные системы, царский период, советский период).

Одним из первых государств где особое внимание уделялось ФВ была спарта. Контроль над физическим воспитаем осуществлялся с первых дне жизни ребенка. До 7 лет ФВ ребенка занималась семья, его закаливали, далее всех малышей отдавали в общественные дома, где занимались его воспитанием. Основными занятиями были охота, обрядовые танцы, борьба.

Древняя Греция ФВ носило классический характер, особенно в Афинах. Там готовили всесторонне образованного человека, который получал и умственное и физическое развитие. Школы были трех видов: грамматические, музыкальные, гимнастические. ФП осуществлялось в гимназиях.

Рим Воспитание сводилось к подготовке воинов. ФВ носило трудовой характер. Дети должны были работать в школе, участвовать в охоте. Юноши много времени посвящали борьбе, фехтованию, бегу.

Первая половина 15 века Итальянец Витторино де Фельтре создал книгу «Дом радости» в которой ученым была представлена возможность получать как умственное так и физическое воспитание. Франсуа Рабле написал книгу « Гаргантюа Пантагрюэль» в котрой обращал внимание на необходимость физических упражнений, чередуемых прогулками, разумными развлечениями.

Конец 16 века Итальянский гуманист Иероним Меркуриалис создал руководство по гимнастике и считал ее искусством Томас Мор и Томазо Кампанелла – работа «Город солнца» – они предлагали идею всестороннего воспитания, для подготовки к труду и с помощью труда. Для ФВ они избрали игры, которые были широко известны среди народа.

Ян Коменский считал что без физического воспитания не мыслимо нормальное духовное развитие. К его книгам « Мир чувственных вещей в картинках» ярко выразил возможные формы физического воспитания и высказал что любого ребенка, независимо от его происхождения можно воспитать всесторонне развитого, физически крепкого человека.

Читайте также:  Дополнительное образование для гармоничного развития ребенка

Джон Локк англ. философ, материалист. Говорил, “чем «слабее тело, тем меньшей волей человек обладает, тем меньше у него возможности достичь желаемой цели», « лишь в здоровом теле, здоровый дух». Жан Жак Руссо призывал к тому чтобы ФВ начиналось с первых дней жизни человека. Иоганн Пестолоций выдвинул теорию согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Он предложил аналитический метод ФВ, суть – постепенный переход от более простых упражнений, к более сложным. Теадор Дезами, писал что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование двигательных навыков. Этьен Кабе один из первых высказал мысль что заботу о человеке следует начинать во внутриутробном развитии, первые шаги физического развития он возложил на мать, она должна кормить грудью, заниматься теми упражнениями, которые применяются в повседневной жизни. Среди всех видов физической нагрузки Кабе отводил ходьбе, прогулке на свежем воздухе. Иоганн Христофор Гутс изучал гимнастику, дал научное обоснование и методику его проведения. По его мнению гимнастика закаливает кожу, совершенствует органы чувств.

Источник

Наряду с 
физическим дети должны получать и 
гигиеническое воспитание, приучаться
с раннего возраста к соблюдению
чистоты как одной из первых обязанностей.

Не менее 
интересны взгляды на воспитание
еще одного социалиста-утописта — 
Шарля Фурье (1772—1837). В его трудах
четко подчеркивается мысль о 
сочетании умственного и физического 
воспитания в процессе труда. Он утверждал,
что «… воспитание имеет целью осуществлять
полное развитие физических и умственных
способностей, применять их все, даже развлечения,
к производительному труду».

Замечательной
фигурой среди всех социалистов-утопистов
XIX в. является Роберт Оуэн (1771 —1858). В 
вопросе формирования всесторонне развитого
человека на первое место Оуэн ставил
физическое воспитание как основу всего
последующего воспитания. В сохранении
здоровья он видел один из главных принципов
будущего совершенного общества. По его
мнению, здоровье, физическое совершенство
и умственное воспитание принесут истинное
счастье человечеству. Оуэн был убежден,
что при помощи воспитания можно не только
сделать человека физически совершенным,
но и воздействовать на его физическую
природу в целях ее дальнейшего совершенствования.
Он считал, что «…физические упражнения,
введенные для усовершенствования природных
склонностей, укрепления здоровья и силы
отдельных людей, составят часть системы
образования и воспитания детей. Таким
образом, дети, развлекаясь, будут приобретать
в раннем возрасте привычки, которые помогут
им сделаться в старшем возрасте хорошими
защитниками своей страны, если потребуется,
защищать ее; по всей вероятности, на них
можно будет положиться гораздо больше,
чем на людей, физическое, умственное и
нравственное воспитание которых было
менее тщательным.

Иоганн Христофор 
Гутс-Мутс (1759—1839) — выдающийся немецкий
теоретик и практик физического 
воспитания. Он изучал гимнастику и 
дал научное обоснование и 
методику ее проведения. Субъективная
гимнастика заключается в установлении гармонии
между телесными и духовными силами человека.
Объективная — в приобретении навыков,
полезных для жизни, которой управляет
тысяча случайностей. По мнению Гутс-Мутса,
гимнастика укрепляет мышцы, оживляет
кровообращение, закаляет кожу, развивает
в мускулах и теле навыки наиболее ловких
и эффективных движений, совершенствует
органы чувств.

Значительный 
вклад в теорию физического воспитания
детей внес Жорж Демени (1850 — 1917), французский 
физиолог и педагог, автор гимнастической
системы физического воспитания.
Его система была рассчитана на непрерывные
занятия, использование упражнений на
растяжку, расслабление, движения под
музыку. Рассчитанная на годы, система
не давала мгновенных результатов, а это
не устраивало французское правительство,
которое поощряло готовность молодежи
к военной службе, но не к психофизическому
совершенству.

В конце XIX — 
начале XX в. появилась система гимнастики
для детей раннего и дошкольного 
возраста, создателем которой был 
И. Мюллер.

В последние 
годы XX столетия наблюдается проникновение
общечеловеческой культуры в национальные
системы физического воспитания, что является
естественным отражением их взаимообогащения.

Система
физического воспитания — это исторически обусловленный
тип социальной практики физического
воспитания, включающий мировоззренческие,
теоретико-методические, программно-нормативные
и организационные основы, обеспечивающие
физическое совершенствование людей и
формирование здорового образа жизни.

Система
физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического 
воспитания в дошкольных учреждениях 
представляет собой единство цели,
задач, средств, форм и методов работы,
направленных на укрепление здоровья
и всестороннее физическое развитие
детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной
системы физического воспитания, которая
помимо указанных компонентов включает
так же учреждения и организации, осуществляющие
и контролирующие физическое воспитание.
Каждое учреждение в зависимости от его
специфики имеет свои конкретные направления
в работе, отвечающие в целом государственным
и общенародным интересам.

Целью физического воспитания
является формирование у детей основ 
здорового образа жизни.

Источник