Родители тщательно стараются разглядеть в детях талант. Спел хорошо – бегут отдавать малыша в музыкальную школу, рассказал стихотворение – быстрее в театральный кружок. Талант не односторонний предмет, а целая совокупность задатков и способностей конкретного ребёнка как личности. Как не ошибиться и вовремя разглядеть талант ребёнка, помочь в детском развитии — рассказываем в сегодняшней статье.

Формирование талантов

Формирование и развитие детских талантов

Родители постоянно пытаются разглядеть в детях талант, переживая, что природа могла их обделить. Опытные психологи и педагоги успокаивают: у любого человека есть талант, просто проявляется он по мере взросления. С развитием общих навыков и качеств формируются исключительные способности, называемые талантом. Выделяют несколько этапов развития способностей:

  • 1-2 года – первые творческие наклонности малышей;
  • 3-4 года – период детского развития с разных сторон, пиковая точка формирования способностей. Начинают проявляться предпочтения и способности к определённым областям деятельности;
  • 5-6 лет – развитие мыслительных процессов. Приветствуется посещение секций, кружков по ранее выявленным интересам – первичное развитие таланта;
  • 7-8 лет – занятия в кружках и секциях на регулярной основе, стабильное проявление интереса к творчеству – первые успехи в определённой сфере;
  • 9-14 лет – определение последующего пути развития, формирование самостоятельности, способностей к анализу, ответственности к регулярным занятиям.

Родителям следует помнить — любая классификация относительна. Не бегите к специалисту-психологу, если талант не раскрылся к первым четырём годам жизни малыша. Детское развитие индивидуально у всех малышей. Способности могут проявляться гораздо позже, а математический талант вообще сложно открыть раньше первого класса.

Виды интеллекта

Виды интеллекта и способностей

На помощь родителям в определении детских талантов пришёл американский психолог Говард Гарднер. Ещё в 80-х годах прошлого века он составил классификацию типов интеллекта. Развитость некоторых из них свидетельствует о возможном наличии таланта в определённой области. Признаки типов интеллекта по Гарднеру:

  • Натуралистический – интерес к живому и природе в целом, постоянное общение и контакт с растениями и животными;
  • Экзистенциальный – эмоциональная устойчивость, идейность, понимание собственных эмоций и чувств, развитая эмпатия, склонность к теоретическим, а не практическим аспектам деятельности;
  • Межличностный – лидерские проявления, ораторские способности, желание удерживать чужое внимание, общительность и умение найти подход;
  • Музыкальный – познание мира осуществляет через звуки, их комбинации, хорошо чувствует ритм, любит танцевать или петь, интересуется музыкальными инструментами;
  • Кинестетический – понятно и выразительно показывает свои эмоции, активно жестикулирует, развита моторика, любит выступать перед публикой;
  • Визуально-пространственный – яркое живое воображение, идейность, любит рисовать (существующие и выдуманные объекты), придумывает героев и истории с их участием;
  • Логико-математический – интерес к числам, математическим действиям, видит красоту формул, хорошо считает без дополнительных приспособлений (калькулятора, счётов), способности к абстрактному аналитическому мышлению;
  • Вербально-лингвистический – выдумывает новые слова и языки, интерес к литературе, способности к письму и слову, точность выражения собственных мыслей.
Читайте также:  Портал для раннего развития ребенка

У ребёнка может не быть одного типа интеллекта в чистом виде: они легко смешиваются, пересекаются или одинаково преобладают в ребёнке.

Поиск талантов

Ищем таланты

Для выявления способностей у ребёнка может потребоваться не один год. С помощью следующих рекомендаций вы сможете заметно сократить время поисков:

Список интересов

Спросите у ребёнка, что нравится ему больше всего, и запишите все ответы. Так их легче обобщить и найти что-то, удовлетворяющее всем интересам малыша.

Психологическое тестирование

Можно найти в интернете или обратиться к психологу. Лучше пройти несколько разных тестов, для большей уверенности в результатах.

Пробовать новое

Почитайте ребёнку о разных профессиях, расскажите о новом и необычном, пусть у ребёнка появляются новые увлечения.

Практика

Ни один талантливый человек не смог бы проявить свой талант без постоянных упорных занятий и тренировок.

Советы по поиску талантов

Практические советы по развитию детских талантов

Развивать талант ребёнка хочется, а как – неизвестно? Попробуйте наши советы в действии.

  • Приоритет – личностные интересы ребёнка. Взрослые в воспитании часто руководствуются собственными ожиданиями или несбывшимися желаниями, пытаются реализовать их в детях. Это заканчивается печальной неудовлетворённостью и родителей, и детей.
  • Оцените финансовые возможности. Посоветуйтесь с преподавателями кружка или секции, куда собираетесь отдавать ребёнка. Пусть они расскажут о необходимом инвентаре и материалах, задача родителей – оценить, посильны ли затраты для их кошелька.
  • Поощряйте. Во время обучения ребёнок обязательно наделает ошибок и встретится с неудачами. Это не значит, что талант пропал или отсутствовал. Родителям следует находиться рядом, хвалить малыша, поощрять дальнейшее движение вперёд.
  • Проявляйте интерес к занятиям. Родители становятся первыми зрителями и судьями творчества и успехов ребёнка. Регулярно спрашивайте о занятиях ребёнка и узнавайте больше о его увлечении, так вы поддержите малыша в начинаниях.
  • Контролируйте нагрузку. Не пытайтесь развивать одновременно несколько талантов ребёнка – ориентируйтесь на что-то определённое, исходя из детских интересов. Посещение сразу нескольких кружков или студий приведёт к перегруженности и стрессам у ребёнка, а так он не добьётся успеха ни в одной из областей.
  • Не торопитесь прекращать занятия. Если ребёнок резко теряет интерес и не хочет заниматься, стоит внимательно расспросить его и узнать причину. Это могут быть конфликты с ребятами, взаимное непонимание с тренером или руководителем.
  • Выбирайте с умом. В выборе преподавателя и секции ориентируйтесь на отзывы тех, кто там занимается, узнайте про оснащённость студии, местоположение относительно вашего дома. Если есть возможность – лично посетите кружок и познакомьтесь с преподавателем.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими. Сравнения могут болезненно сказаться на творчестве и детском развитии. Помните, известные художники тоже нравятся не каждому критику.
  • Развивайте в ребёнке самостоятельность. Пусть учится добираться до секции без родителей, сам начинает разбираться в необходимых материалах и подбирать их. Объясните необходимость послушания и внимательности на занятиях.
  • Сократите свои ожидания. Не любой ребёнок из математической школы становится учёным и получает Нобелевскую премию. Самое главное, что ребёнок получит новые знания и опыт, в интересующей его сфере.

Пусть эти простые и понятные рекомендации станут началом развития таланта вашего ребёнка. Будьте внимательны и прислушивайтесь к нему, тогда детское развитие несомненно будет успешным!

Помните — наряду с развитием талантов, важно следить и за психическим здоровьем ребенка.

Навигация по записям