Развитие связной выразительной речи у ребенка
Надежда Телицына
Развитие связной и выразительной речи у ребенка
Доклад «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».
Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.
Последовательность работы над связной речью:
– воспитание понимания связной речи;
– воспитание диалогической связной речи;
– воспитание монологической связной речи,приемы работы:
– работа над составлением рассказа — описания;
– работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
– работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
– работа над пересказом; – работа над самостоятельным рассказом.
Приемы работы по формированию связной речи.
1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки.
Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т. п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т. д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения.Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.
(Приведем пример «усложненной» беседы.
– Каких животных ты видишь на этой картинке?
– Волка, медведя и лису.
– Что ты знаешь о волке?
– Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
– А что ты можешь сказать о медведе?
– Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
– А что ты знаешь о лисе?
– Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
– Где ты видел этих зверей?
– В зоопарке, там они живут в клетках.
– Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т. п.)
4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.
Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т. д. Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.
5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».
6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно,чтобы картина отвечала следующим требованиям:
– она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
– сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
– на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
– она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.
7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.
Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.
Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.
«Белый медведь и бурый медведь»
Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом.Он сказал: – Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?Бурый ответил: – Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого.Первым заговорил бурый: – Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.Белый медведь сказал: – Верно, мы братья. И делить нам нечего.Лесной медведь сказал: – Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.Морской медведь сказал: – А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает. Важно упражнять ребенкаи в других видах пересказа: – Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент. – Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание. – Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец. – Пересказ без опоры на наглядность.При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее: – полноту пересказа; – последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей; – использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности); – характер употребляемых предложений и правильность их построения; – отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.
Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
• рассказ о дне, проведенном в детском саду;
• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.);
• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т. п.
В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.
Основные тематические группы: – домашние животные; – дикие животные; – домашние птицы; – дикие птицы; – рыбы; – насекомые; – деревья; – цветы; – грибы; – ягоды; – овощи; – фрукты; – мебель; – посуда; – инструменты; – одежда; – обувь; – головные уборы; – транспорт; – игрушки; – явления природы; – продукты питания; – школьные принадлежности; – электроприборы.
Важно знать и такие понятия,как: времена года, время суток, названия месяцев и дней недели.Можно использовать следующие игровые моменты: • «Месяцы осени» Осенью природа засыпает Сентябрь Октябрь Ноябрь
С О Н • «Четвертый лишний» Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему. • Времена суток.
2.Подбор слов-признаков: • по цвету; • вкусу; • температуре; • форме; • материалу, из которого сделан предмет; • принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т. п.)
Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т. д.) Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки. Красное, круглое, сладкое, садовое. Оранжевая, хрустящая, вытянутая, сладкая. Круглый, полосатый, зеленый, сладкий. Игра «Чей хвост?» Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» желтый желтое желтые кислый яркое пушистые овальный круглое смешные
3. Подбор глаголов к существительным.Наиболее распространенные группы глаголов: • Действия людей; мальчик рисует • Способы передвижения животных, птиц, насекомых; летит прыгает ползет • Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми; квакает мычит • Явления, происходящие в природе. молния сверкает дождь идет
4. Подбор наречий к глаголам. • наречия образа действиям (как? каким образом); Медленно речка течет, Плавно в ней рыбка плывет, Тихо сидит рыбачок, Ловко закинув крючок. • наречия места (где? куда? откуда) Вверх поднимаются волны, с ревом бросаются Вниз, Справа – лишь мрак один полный, Слева виднеется мыс. • наречия времени (когда) Когда это бывает? зимой весной летом осенью • наречия причины и цели: назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком. Таких наречий не много.
5. Сравнительные конструкции. Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т. д. В речке вода холодная, В колодце еще холоднее. Бывают яблоки кислые, Лимоны еще кислее. Чай в стакане горячий, А в чайнике горячее. Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т. д.
6. Подбор синонимов. В качестве синонимов могут выступать разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы.Например: Он – друг, товарищ, приятель. Человек – храбрый, отважный, смелый. Одному дома – грустно, тоскливо, печально. На улице – пасмурно, дождливо. Люди – работают, трудятся.
7. Подбор антонимов с опорой на наглядность и без нее. Игра «Скажи наоборот» добро – зло толстая – тонкая день – ночь левый – правый радость – горе дневной – ночной добрый – злой ранний – поздний умный – глупый белый – черный близко – далеко горький – сладкий глубокий – мелкий звонкий – глухой холодный – горячий тяжелый – легкий большой – маленький жадный – щедрый
8. Образование новых слов. Префиксальное словообразование. Летел – прилетел, взлетел, улетел. Едет – приедет, заедет, уедет, въедет, съедет. Шел – пришел, ушел, зашел, вышел и др. Игра «Большой — маленький» Игра «Собери семейку слов»
В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.
Используемая литература:
1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. Москва, 1981 г.
2. Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное воспитание. 1972 г. № 9.
3. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва 1977г.
Источник
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.
Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.
У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:
– учит слушать и понимать речь взрослого;
– учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;
– учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);
– учит отвечать на вопросы воспитателя;
– повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;
– повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.
В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
Обучение пересказу.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:
– подготовка к восприятию текста;
– первичное чтение текста педагогом;
– беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);
– составление плана пересказа;
– повторное чтение текста педагогом;
– пересказ.
План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.
В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.
Задачи педагога на этом этапе:
– научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;
– подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.
Методика обучения пересказу детей 3 лет.
Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:
– научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
– научить детей передавать разговор действующих лиц;
– научить последовательно пересказывать текст;
– научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:
– вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
– выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
– беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
– составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
– повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
– пересказ текста детьми;
– оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).
Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
– из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
– дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
– драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:
– рассматривание картины;
– ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки.
Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке;
связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки; познакомить с картиной гостя.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:
В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:
– подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)
– рассматривание картины в целом;
– вопросы к картине воспитателя;
– образец рассказа по картине воспитателя;
– рассказы детей.
Воспитатель помогает детям рассказывать по опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:
– подготовка к эмоциональному восприятию картины;
– лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
– рассматривание картины в целом;
– вопросы педагога по содержанию картины;
– составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
– рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
– рассказы 4-5 детей;
– оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:
– рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);
– тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
– использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
– рассказ воспитателя об игрушке.
Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.
Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:
– рассматривание игрушки;
– вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;
– образец рассказа воспитателя;
– рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
– рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;
– оценка детских рассказов воспитателем.
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.
Теперь методика обучения выглядит так:
– рассматривание игрушки;
– вопросы воспитателя;
– составление воспитателем плана рассказа об игрушке;
– образец рассказа воспитателя по плану;
– рассказы детей по плану и опорным вопросам;
– оценка детских рассказов воспитателем.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
– узнавание игрушки по контуру;
– графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;
– рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
– выкладывание разрезных картинок по теме;
– игры с данной игрушкой;
– чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.
Методика обучения описанию детей 5 лет.
– лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
– рассматривание объекта описания;
– вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
– составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
– рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
– рассказы 4-5 детей об объекте;
– оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).
В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же.
Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».
Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.
Рассказы детей из личного опыта.
В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» – «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».
В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.
По мере усложнения существуют виды рассказов:
– рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
– рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
– рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);
– рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);
– рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;
– коллективное составление письма (например: «Письмо деду Морозу»).
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.
Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
– придумывание продолжения и завершение рассказа;
– придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;
– придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;
– придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». – СПб.: Акцидент, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
4. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
Источник