Развитие связной речи у ребенка с онр

Развитие связной речи у ребенка с онр thumbnail

Елена Корнильева
Развитие связной речи у детей с ОНР

Развитие связной речи у детей с ОНР

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции – являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная,которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.

Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.

Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица.

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения детей связной речью. Умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Не для кого ни секрет, что у детей с общим недоразвитием речисуществуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речипредполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук

В число задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, входит научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Эта задача решается путем совершенствование монологической речи, различными видами речевой деятельности пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Игра – основной вид деятельности дошкольника, именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Ну, а словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. Эти игры учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, углублять знания о них, требуют использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти игры особенно важны для детей,так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Игры способствуют формированию и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи

«Испорченный телефон»

«Светофор

«Вершки- корешки»

«Фрукты- овощи»

«Новоселье»

Лото «В мире растений»

«Летает, а не птица»

«Размытое письмо»

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Придумай предложение»

«Кто больше заметит небылиц»

«Где начало рассказа?»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

Игры на закрепление полученных знаний и навыков детей.

«Составь слово»

«Разгадай ребус»

«Из слов – предложение»

«Четвёртый лишний»

«Верно ли это?»

«Найди лишнее слово»

«Зачем нам эти вещи»

«Составь два рассказа»

«Поиск пропавших деталей»

игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора:

«Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» «Садовник»

Игры для освоения правил словообразования

Например, игра «Назови ласково»

Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Что для чего?»

Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.

Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице).

Игра «Чьи хвосты?» помогает нам образовывать притяжательные прилагательные.

Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий.

Игра «Что из чего сделано?» учить образовывать прилагательные от существительных. Сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная

В процессе изучения лексической темы дети играют в сюжетные игры, при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Диалог- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает трудней, чем строить монологическое высказывание.Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь чтобы контролировать ее нормативность.

В играх ребенок попадает в ситуацию, где он должен применять на практике все полученные знания.

Сюжетно-ролевые игра является именно той самой игровой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносит слова, усваивать грамматические нормы.

Театрализованная деятельность – является разновидностью ведущей игровой деятельности, так же в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков.

Читайте также:  Как помочь хорошему развитию ребенка

Метод мнемотехники и метод наглядного моделирования могут быть использованы во всех направлениях логопедической работы.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение) научиться работать с ними.

При обучении звуковому анализу детьми используют фишки зеленого, красного и синего цветов для обозначения звуков. При определении звонкости и глухости звуков дети пользуются символами колокольчиков (один из них звенит, другой молчит, учатся графически изображать предложение, используя слова модели.

Так, в ходе работы над формированием произносительной стороны речикартинками-символами обозначают: упражнения артикуляционной гимнастики, звуки («песенки звуков» картинка насос- звук с, самолет звук л).

В процессе обучения связной монологической речи мнемотехника служит средством планирования высказывания. Метод мнемотехники может быть использован в работе над всеми видами связногомонологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по серии картин и сюжетной картине;

• рассказ-описание, рассказ-сравнение, описательные загадки;

Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Помогают мнемосхемы

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе ее основе можно составить разнообразные дидактические игры.

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует формы нормы поведения в обществе, что является решающим фактором для развития личности.

Источник

«Формирование связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР»

Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.); разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях, проводимых по плану логопеда. Составлению рассказов на основе опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков по той же тематике.

Обучение рассказу-описанию предметов.

Описание — особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного,

речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:

1. Развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

2. Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа – описания предмета;

3. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков – микротем); закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета:

1. Определение (называние) предмета.

2. Отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3. Назначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

Читайте также:  Лекарство для ребенка при замедленном развитии

В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др. С учетом отображаемых в рассказе элементов-микро-тем составляется образец и план описания. В зависимости от особенностей строения предмета, пространственного расположения его частей (кукла, животное, автомобиль) детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания (сверху – вниз, спереди – назад, от основной части к деталям).

При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используются различные вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть также использованы условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой.

Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) можно проводить на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка по темам: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти проводится и на воспитательских занятиях, на основе впечатлений, полученных детьми при посещении зоопарка, уголка животных, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и др.

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания.

Источник

Панарина Т.М. учитель-логопед ГДОУ д/с №15 Прим.р-на г.СПб.

Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие   речи, относится формирование у них связной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи, основными  характеристиками которой являются тематическое и структурное единство речевого материала; соответствие его содержания поставленной коммуникативной задаче; произвольность, плановость и конспективность изложения; логическая завершенность; грамматическая связность.

Логопедическая практика показывает, что для связной речи детей 5-6 лет с ОНР 3ур. характерны

  1. нарушения логической последовательности повествования;
  1. пропуски смысловых звеньев;
  1.  незавершенность микротем;
  1. возвращение к ранее сказанному;
  1. длительные паузы на границах фраз;
  1.  бедный словарный запас;
  1. аграмматизмы словоизменения и словообразования и другие нарушения.

Значительно затрудняют работу по формированию  связной речи  у детей с ОНР нарушения у них процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Предлагаемая нами система работы по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития включает в себя упражнения по составлению предложений  сначала простых, а затем  сложных конструкций; игры и упражнения по обучению диалогической речи; игры и упражнения по обучению связной описательно-повествовательной речи.

Формы организации  обучения детей с ОНР связной речи в системе ДОУ  могут быть  различными:  занятия, игры, экскурсии, наблюдения и др. Логопед, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, психолог должны активно участвовать в процессе  развития связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительной деятельности, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения с детьми.

На занятиях используются такие приемы работы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. В структуре работы по развитию связной речи нами успешно применяются различные инновационные педагогические технологии (мнемотехника, пескотерапия, биоэнергопластика и др.), что позволяет повысить эффективность коррекции речевых нарушений, улучшить общий эмоциональный фон, повысить личную заинтересованность детей. Методика использования различных приемов работы и сам их выбор могут изменяться на различных этапах обучения в зависимости от поставленных логопедом задач, особенностей  речевых нарушений ребенка, степени его подготовленности к занятиям,  уровня его активности, самостоятельности и т.п. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом ребенка и речевым материалом способствует усвоению новых знаний, требует от ребенка, припоминающего какие-либо события, совершения определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Для полноценного развития связной речи у дошкольника чрезвычайно значима игровая мотивация, которая реализуется прежде всего в сюжетно-ролевой игре. При этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать их к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес к занятию.

Предлагаем примерную систему работы по формированию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня речевого развития в системе ДОУ.

Первый период (октябрь, ноябрь, декабрь)

  1. Составление простых предложений по сюжетной картинке по вопросам.
  2. Составление простых предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.
  3. Формирование предложений:
  1. из трех слов  с опорой на схему
    (Мальчик взял машину);
  2. из четырех слов  с опорой на схему
    (Девочка моет руки мылом);
  3.  с однородными членами предложения с опорой на схему прилагательными (Груша желтая, сладкая, сочная.); глаголами (Листья кружатся, падают, летят.); существительными (В саду собирают груши, яблоки, сливы).
  1. Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а» (Груша сладкая , а лимон кислый).
  2. Составление описательного рассказа о предмете с опорой на картинку или сам предмет по предложенному логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.
  3. Составление загадок-описаний с объяснением их содержания.
  4. Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.
  5. Пересказ текста  с помощью наводящих вопросов.
  6. Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного + глагол + два зависимых слова.
  7. Пересказ текста «по цепочке».
  8. Пересказ текста  без помощи вопросов.
  9. Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей, обусловленных конкретным речевым нарушением.
  10. Закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, определять конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
  11. Заучивание наизусть небольших диалогов.
Читайте также:  Этапы развития нервной системы ребенка

Лексические темы:

1. Игрушки.

7. Осенняя одежда и обувь.

2. Мебель.

3. Посуда.

8. Труд работников детского сада.

4. Овощи и фрукты.

5. Осень.        

9. Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью.

6. Птицы осенью.

10. Домашние животные.

11. Как звери готовятся к зиме.

Второй период (январь, февраль, март)

  1. Формирование умения объединять отдельные высказывания путем      распространения предложений с помощью вопросов.
  2. Составление предложений с однородными подлежащими, однородными сказуемыми, с однородными определениями.
  3. Составление предложений с приставочными глаголами, с глаголами совершенного и несовершенного вида.
  4. Составление предложений со словами «сначала», «потом», «поэтому», «потому что», «чтобы». (Сначала выпал снег, а потом дети начали лепить снеговика.)
  5. Преобразование деформированного предложения с опорой на картинки и без них. (Оля, телят, кормит, телятница. Телятница Оля кормит телят.)
  6. Составление предложений по схеме без предлогов и с предлогами. (Дети катаются на лыжах.)

Распространение предложения путем добавления слов.

(Дети катаются на санках.

Зимой дети катаются на санках.

Зимой дети катаются на санках с горы.

Зимой дети катаются на санках с  ледяной горы.)

  1. Составление описательных рассказов по модели (графическому плану).
  2. Формирование умения задавать вопросы друг другу по содержанию рассказа, по содержанию картинки.
  3. Пересказ текстов без помощи вопросов.
  4. Пересказ коротких рассказов (5-6 предложений), где предложения даются в нарушенной последовательности с опорой на картинки.
  5. Пересказ рассказов, сказок, диалогов в лицах с передачей характеров действующих лиц.
  6. Совершенствование разговорной речи. Обучение  несложному диалогу, сначала на коротких диалогических текстах, затем в свободных диалогах на заданную тему.
  7. Составление рассказа детьми из личного опыта по аналогии с услышанным.
  8. Продолжение работы над интонационным оформлением фразы.

Лексические темы:

1. Птицы зимой.

5. Зима.

2. Домашние животные.

6. Зимние развлечения.

3. Дикие животные.

7. Зимняя одежда.

4. Домашние птицы.

8. Ателье, ткани.

Третий период (апрель, май, июнь)

  1. Составление предложений по опорным словам, по схеме.
  2. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, цели.
  3. Обучение детей выражать одну и ту же мысль различными синтаксическими конструкциями.
  4. Составление предложений с разными глаголами, приставками, по демонстрируемым действиям. Правильное употребление предлогов: «с-со», «к-от», «над-под», «за», «из», «из-за», «из-под».
  5. Самостоятельное составление вопросов по прочитанному тексту, нахождение вариативных ответов на один и тот же вопрос, выбирая из нескольких вариантов наиболее подходящий к данной ситуации.
  6. Составление предложений на определенную тему, распространение каждого предложения и объединение их в короткий рассказ.
  7. Дальнейшее закрепление у детей умения составлять рассказ-описание по демонстрируемым действиям по описанию предмета. Сопоставление двух, а затем трех соотносимых предметов.
  8. Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:
  1. придумать заголовок к рассказу;
  2. закончить рассказ;
  3. придумать начало рассказа;
  4. рассказать о событиях в первом, втором, третьем лице.
  1. Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:
  1. определить последовательность событий на картинках;
  2. определить причинно-следственные связи;
  3. выделить главный сюжет.
  1.  Составление рассказов на основе своего личного опыта с дополнительным заданием (изменение лица, времени).
  2.  Пересказ текстов с опорой на знания, умения детей, выражение мыслей связно и последовательно, использование наиболее употребительных слов или слов-штампов (хитрая мордочка, неуклюжий медведь); высказывание детьми своего отношения к поступкам товарищей, сравнение своего поведения с поведением героев рассказов, сказок.
  3. Совершенствование разговорной речи в виде диалога (Правильно и быстро задавать вопросы, подбирать нужные слова в своих ответах, сообщать о выполненном поручении).
  4. Совершенствование интонационно-смысловой выразительности при чтении стихов, загадок, сказок, рассказов.

Лексические темы:

1. Весна.

5. Профессии людей.

2. Птицы весной.

6. Наш город.

3. Весенняя одежда, обувь.

7. Моя улица.

4. Транспорт.

8. Школа.

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1981.112с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики.- М., 2011. 288с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб, 1999. 160с.
  4. Сазонова С.Н. Развитие речи у дошкольников с ОНР.- М., 2003. 144с.
  5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.- М., 2006. 80с.

.

Источник