Развитие связной речи у ребенка с онр
Елена Корнильева
Развитие связной речи у детей с ОНР
Развитие связной речи у детей с ОНР
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции – являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме.
Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная,которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.
Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица.
Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения детей связной речью. Умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Не для кого ни секрет, что у детей с общим недоразвитием речисуществуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речипредполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук
В число задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, входит научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Эта задача решается путем совершенствование монологической речи, различными видами речевой деятельности пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Игра – основной вид деятельности дошкольника, именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Ну, а словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. Эти игры учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, углублять знания о них, требуют использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти игры особенно важны для детей,так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Игры способствуют формированию и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи
«Испорченный телефон»
«Светофор
«Вершки- корешки»
«Фрукты- овощи»
«Новоселье»
Лото «В мире растений»
«Летает, а не птица»
«Размытое письмо»
«Живые слова»
«Дополни предложение»
«Придумай предложение»
«Кто больше заметит небылиц»
«Где начало рассказа?»
«Найди картинке место»
«Исправь ошибку»
«Какая картинка не нужна?»
Игры на закрепление полученных знаний и навыков детей.
«Составь слово»
«Разгадай ребус»
«Из слов – предложение»
«Четвёртый лишний»
«Верно ли это?»
«Найди лишнее слово»
«Зачем нам эти вещи»
«Составь два рассказа»
«Поиск пропавших деталей»
игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора:
«Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» «Садовник»
Игры для освоения правил словообразования
Например, игра «Назови ласково»
Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра «Что для чего?»
Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.
Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице).
Игра «Чьи хвосты?» помогает нам образовывать притяжательные прилагательные.
Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий.
Игра «Что из чего сделано?» учить образовывать прилагательные от существительных. Сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная
В процессе изучения лексической темы дети играют в сюжетные игры, при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Диалог- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает трудней, чем строить монологическое высказывание.Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь чтобы контролировать ее нормативность.
В играх ребенок попадает в ситуацию, где он должен применять на практике все полученные знания.
Сюжетно-ролевые игра является именно той самой игровой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносит слова, усваивать грамматические нормы.
Театрализованная деятельность – является разновидностью ведущей игровой деятельности, так же в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков.
Метод мнемотехники и метод наглядного моделирования могут быть использованы во всех направлениях логопедической работы.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение) научиться работать с ними.
При обучении звуковому анализу детьми используют фишки зеленого, красного и синего цветов для обозначения звуков. При определении звонкости и глухости звуков дети пользуются символами колокольчиков (один из них звенит, другой молчит, учатся графически изображать предложение, используя слова модели.
Так, в ходе работы над формированием произносительной стороны речикартинками-символами обозначают: упражнения артикуляционной гимнастики, звуки («песенки звуков» картинка насос- звук с, самолет звук л).
В процессе обучения связной монологической речи мнемотехника служит средством планирования высказывания. Метод мнемотехники может быть использован в работе над всеми видами связногомонологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по серии картин и сюжетной картине;
• рассказ-описание, рассказ-сравнение, описательные загадки;
Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Помогают мнемосхемы
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотехника многофункциональна. На основе ее основе можно составить разнообразные дидактические игры.
Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует формы нормы поведения в обществе, что является решающим фактором для развития личности.
Источник
«Формирование связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР»
Описание пейзажной картины.
Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.); разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов
При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.
Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях, проводимых по плану логопеда. Составлению рассказов на основе опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков по той же тематике.
Обучение рассказу-описанию предметов.
Описание — особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного,
речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:
1. Развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
2. Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа – описания предмета;
3. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков – микротем); закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета:
1. Определение (называние) предмета.
2. Отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.
3. Назначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др. С учетом отображаемых в рассказе элементов-микро-тем составляется образец и план описания. В зависимости от особенностей строения предмета, пространственного расположения его частей (кукла, животное, автомобиль) детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания (сверху – вниз, спереди – назад, от основной части к деталям).
При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используются различные вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть также использованы условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой.
Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) можно проводить на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка по темам: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти проводится и на воспитательских занятиях, на основе впечатлений, полученных детьми при посещении зоопарка, уголка животных, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и др.
Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания.
Источник
Панарина Т.М. учитель-логопед ГДОУ д/с №15 Прим.р-на г.СПб.
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи, основными характеристиками которой являются тематическое и структурное единство речевого материала; соответствие его содержания поставленной коммуникативной задаче; произвольность, плановость и конспективность изложения; логическая завершенность; грамматическая связность.
Логопедическая практика показывает, что для связной речи детей 5-6 лет с ОНР 3ур. характерны
- нарушения логической последовательности повествования;
- пропуски смысловых звеньев;
- незавершенность микротем;
- возвращение к ранее сказанному;
- длительные паузы на границах фраз;
- бедный словарный запас;
- аграмматизмы словоизменения и словообразования и другие нарушения.
Значительно затрудняют работу по формированию связной речи у детей с ОНР нарушения у них процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Предлагаемая нами система работы по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития включает в себя упражнения по составлению предложений сначала простых, а затем сложных конструкций; игры и упражнения по обучению диалогической речи; игры и упражнения по обучению связной описательно-повествовательной речи.
Формы организации обучения детей с ОНР связной речи в системе ДОУ могут быть различными: занятия, игры, экскурсии, наблюдения и др. Логопед, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, психолог должны активно участвовать в процессе развития связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительной деятельности, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения с детьми.
На занятиях используются такие приемы работы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. В структуре работы по развитию связной речи нами успешно применяются различные инновационные педагогические технологии (мнемотехника, пескотерапия, биоэнергопластика и др.), что позволяет повысить эффективность коррекции речевых нарушений, улучшить общий эмоциональный фон, повысить личную заинтересованность детей. Методика использования различных приемов работы и сам их выбор могут изменяться на различных этапах обучения в зависимости от поставленных логопедом задач, особенностей речевых нарушений ребенка, степени его подготовленности к занятиям, уровня его активности, самостоятельности и т.п. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом ребенка и речевым материалом способствует усвоению новых знаний, требует от ребенка, припоминающего какие-либо события, совершения определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.
Для полноценного развития связной речи у дошкольника чрезвычайно значима игровая мотивация, которая реализуется прежде всего в сюжетно-ролевой игре. При этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать их к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес к занятию.
Предлагаем примерную систему работы по формированию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня речевого развития в системе ДОУ.
Первый период (октябрь, ноябрь, декабрь)
- Составление простых предложений по сюжетной картинке по вопросам.
- Составление простых предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.
- Формирование предложений:
- из трех слов с опорой на схему
(Мальчик взял машину); - из четырех слов с опорой на схему
(Девочка моет руки мылом); - с однородными членами предложения с опорой на схему прилагательными (Груша желтая, сладкая, сочная.); глаголами (Листья кружатся, падают, летят.); существительными (В саду собирают груши, яблоки, сливы).
- Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а» (Груша сладкая , а лимон кислый).
- Составление описательного рассказа о предмете с опорой на картинку или сам предмет по предложенному логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.
- Составление загадок-описаний с объяснением их содержания.
- Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.
- Пересказ текста с помощью наводящих вопросов.
- Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного + глагол + два зависимых слова.
- Пересказ текста «по цепочке».
- Пересказ текста без помощи вопросов.
- Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей, обусловленных конкретным речевым нарушением.
- Закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, определять конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
- Заучивание наизусть небольших диалогов.
Лексические темы:
1. Игрушки. | 7. Осенняя одежда и обувь. |
2. Мебель. 3. Посуда. | 8. Труд работников детского сада. |
4. Овощи и фрукты. 5. Осень. | 9. Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью. |
6. Птицы осенью. | 10. Домашние животные. |
11. Как звери готовятся к зиме. | |
Второй период (январь, февраль, март)
- Формирование умения объединять отдельные высказывания путем распространения предложений с помощью вопросов.
- Составление предложений с однородными подлежащими, однородными сказуемыми, с однородными определениями.
- Составление предложений с приставочными глаголами, с глаголами совершенного и несовершенного вида.
- Составление предложений со словами «сначала», «потом», «поэтому», «потому что», «чтобы». (Сначала выпал снег, а потом дети начали лепить снеговика.)
- Преобразование деформированного предложения с опорой на картинки и без них. (Оля, телят, кормит, телятница. Телятница Оля кормит телят.)
- Составление предложений по схеме без предлогов и с предлогами. (Дети катаются на лыжах.)
Распространение предложения путем добавления слов.
(Дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках с горы.
Зимой дети катаются на санках с ледяной горы.)
- Составление описательных рассказов по модели (графическому плану).
- Формирование умения задавать вопросы друг другу по содержанию рассказа, по содержанию картинки.
- Пересказ текстов без помощи вопросов.
- Пересказ коротких рассказов (5-6 предложений), где предложения даются в нарушенной последовательности с опорой на картинки.
- Пересказ рассказов, сказок, диалогов в лицах с передачей характеров действующих лиц.
- Совершенствование разговорной речи. Обучение несложному диалогу, сначала на коротких диалогических текстах, затем в свободных диалогах на заданную тему.
- Составление рассказа детьми из личного опыта по аналогии с услышанным.
- Продолжение работы над интонационным оформлением фразы.
Лексические темы:
1. Птицы зимой. | 5. Зима. |
2. Домашние животные. | 6. Зимние развлечения. |
3. Дикие животные. | 7. Зимняя одежда. |
4. Домашние птицы. | 8. Ателье, ткани. |
Третий период (апрель, май, июнь)
- Составление предложений по опорным словам, по схеме.
- Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, цели.
- Обучение детей выражать одну и ту же мысль различными синтаксическими конструкциями.
- Составление предложений с разными глаголами, приставками, по демонстрируемым действиям. Правильное употребление предлогов: «с-со», «к-от», «над-под», «за», «из», «из-за», «из-под».
- Самостоятельное составление вопросов по прочитанному тексту, нахождение вариативных ответов на один и тот же вопрос, выбирая из нескольких вариантов наиболее подходящий к данной ситуации.
- Составление предложений на определенную тему, распространение каждого предложения и объединение их в короткий рассказ.
- Дальнейшее закрепление у детей умения составлять рассказ-описание по демонстрируемым действиям по описанию предмета. Сопоставление двух, а затем трех соотносимых предметов.
- Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:
- придумать заголовок к рассказу;
- закончить рассказ;
- придумать начало рассказа;
- рассказать о событиях в первом, втором, третьем лице.
- Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:
- определить последовательность событий на картинках;
- определить причинно-следственные связи;
- выделить главный сюжет.
- Составление рассказов на основе своего личного опыта с дополнительным заданием (изменение лица, времени).
- Пересказ текстов с опорой на знания, умения детей, выражение мыслей связно и последовательно, использование наиболее употребительных слов или слов-штампов (хитрая мордочка, неуклюжий медведь); высказывание детьми своего отношения к поступкам товарищей, сравнение своего поведения с поведением героев рассказов, сказок.
- Совершенствование разговорной речи в виде диалога (Правильно и быстро задавать вопросы, подбирать нужные слова в своих ответах, сообщать о выполненном поручении).
- Совершенствование интонационно-смысловой выразительности при чтении стихов, загадок, сказок, рассказов.
Лексические темы:
1. Весна. | 5. Профессии людей. |
2. Птицы весной. | 6. Наш город. |
3. Весенняя одежда, обувь. | 7. Моя улица. |
4. Транспорт. | 8. Школа. |
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1981.112с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики.- М., 2011. 288с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб, 1999. 160с.
- Сазонова С.Н. Развитие речи у дошкольников с ОНР.- М., 2003. 144с.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.- М., 2006. 80с.
.
Источник