Развитие связной речи у ребенка

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.

   Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

   В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

   Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

   Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
  Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

   Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

   Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

   У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

   С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

– учит слушать и понимать речь взрослого;

– учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

– учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

– учит отвечать на вопросы воспитателя;

– повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

– повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

   В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

   В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

– подготовка к восприятию текста;

– первичное чтение текста педагогом;

– беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

– составление плана пересказа;

– повторное чтение текста педагогом;

– пересказ.

   План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.

   Задачи педагога на этом этапе:

– научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

– подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3 лет.

   Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).

   Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.

   Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:

– научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

– научить детей передавать разговор действующих лиц;

– научить последовательно пересказывать текст;

– научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:

– вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;

– выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;

– беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.

– составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);

– повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;

– пересказ текста детьми;

– оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

   Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

– из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

– дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

– драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:

   В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

– рассматривание картины;

– ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

   Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки.

   Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке;
связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки; познакомить с картиной гостя.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:

   В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:

– подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

– рассматривание картины в целом;

– вопросы к картине воспитателя;

– образец рассказа по картине воспитателя;

– рассказы детей.

   Воспитатель помогает детям рассказывать по опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

– подготовка к эмоциональному восприятию картины;

– лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

– рассматривание картины в целом;

– вопросы педагога по содержанию картины;

– составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

– рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

– рассказы 4-5 детей;

– оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

   В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка школьника по фгос образец

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в младшей группе:

   В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

– рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

– тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

– использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

– рассказ воспитателя об игрушке.

   Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

   В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:

– рассматривание игрушки;

– вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

– образец рассказа воспитателя;

– рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

– рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

– оценка детских рассказов воспитателем.

   Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

   Теперь методика обучения выглядит так:

– рассматривание игрушки;

– вопросы воспитателя;

– составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

– образец рассказа воспитателя по плану;

– рассказы детей по плану и опорным вопросам;

– оценка детских рассказов воспитателем.

   Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

– узнавание игрушки по контуру;

– графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

– рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

– выкладывание разрезных картинок по теме;

– игры с данной игрушкой;

– чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

Методика обучения описанию детей 5 лет.

– лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

– рассматривание объекта описания;

– вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

– составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

– рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

– рассказы 4-5 детей об объекте;

– оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

   Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же.

   Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

   Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.

Рассказы детей из личного опыта.

   В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» – «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

   В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.

   По мере усложнения существуют виды рассказов:

– рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

– рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

– рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

– рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

– рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;

– коллективное составление письма (например: «Письмо деду Морозу»).

   Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

   Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

– придумывание продолжения и завершение рассказа;

– придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

– придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

– придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Литература:

1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». – СПб.: Акцидент, 1991.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.

4. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

Источник

Что такое связная речь?

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. По мнению исследователей, существуют две разновидности устной связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности:

Диалогическая речь – речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Для нее характерно использование разговорной лексики и фразеологии.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное  изложение мыслей, знаний одним лицом, протекающее относительно долго  во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и логическая завершенность.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (построенной без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства).

Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе, однако от группы к группе идет постепенное усложнение каждой задачи. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе.

Читайте также:  Упражнения для развитие внимания у ребенка в картинках

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах – как на специальных занятиях, так и вне их.

Упражнения, связанные с выполнением движений, могут использоваться на занятиях (физкультминутки), на прогулке. В процессе подвижных игр, в часы утренней гимнастики проводят упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка. Именно в движении эффективно усваиваются грамматические правила, передается тот или иной художественный образ.

Последовательность работы над связной речью:

  • воспитание понимания связной речи;
  • воспитание диалогической связной речи;
  • воспитание монологической связной речи,

Приемы работы:

  • работа над составлением рассказа — описания;
  • работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
  • работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
  • работа над пересказом;
  • работа над самостоятельным рассказом.

Формирование связной речи у дошкольников

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

  • беседы;
  • дидактические игры;
  • театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

Беседы.

В содержание работы по обучению старших дошкольников входит обучение детей умению вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами и односложными, уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки, дополнять ответы, вносить свои реплики. Малышей тоже надо научить качеству речи, то есть быть доброжелательным, тактичным, вежливым, соблюдать позу при разговоре, смотреть в лицо собеседника.

В процессе дня педагогу необходимо найти время для кратковременных разговором со всеми детьми, для этого пойдет время утреннего приема детей в детский сад, умывание, одевание и прогулки.

Для сформирования у детей навыков диалогической речи педагогу следует использовать прием словесных поручений. При этом детям воспитатель дает образец просьбы, иногда предлагает ребенку повторить её, чтобы проверить, запомнил ли он фразу. Это также способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития первоначальных форм речи-собеседования воспитатель планирует и организует совместное рассматривание с детьми иллюстраций, любимых книг, детских рисунков. Побудить к разговору на конкретную тему помогут небольшие эмоциональные рассказы педагога (что он наблюдал в автобусе; как провёл выходные дни), которые вызывают в памяти детей различные подобные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

В старших группах тематика разговоров самая разнообразная и более сложная. Например: можно предложить детям вспомнить свою любимую сказку, игру. Наибольшее внимание уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить друг друга, поправить товарища, задать вопрос собеседнику.

Общение с детьми имеет очень большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на всестороннее развитие речи ребенка: исправлять ошибки, задавать вопросы, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре педагогу легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. В процессе разговора воспитатель может лучше изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, какие упражнения для развития речи лучше использовать, узнать его интересы, стремления.

Общение с детьми может быть индивидуальным и коллективным. В коллективном разговоре участвуют вся группа или несколько детей. Наилучшее время для коллективных разговоров является прогулка. Для индивидуального общения лучше подходят утренние и вечерние часы. Но когда бы педагог ни говорил с детьми, разговор должен нести пользу, быть интересным и доступным для понимания.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире.

В игре нет схем и правильных образцов, ни что не сковывает ребенка. Не поучать, и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами – заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В иге он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре.

Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, но надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

  • бытовые (игры в семью, детский сад),
  • производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин),
  • общественные (игры празднование Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну).  

Сюжет ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинения ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Для дошкольников роль- это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница хорошо заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

Известны два вида речи – диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи(беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика- основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическая речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Читайте также:  Роль игровой деятельности развитии ребенка

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Роль словесных игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Они активно включаются в словесно-речевые игры.  В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе я применяю четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К. Приведу краткие характеристики каждой группы:

  1. группа – игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?»
  2. группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
  3. группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».
  4. группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная игра.

В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

На первоначальном этапе работы над игрой-драматизацией необходимо правильно подобрать художественное произведение. Очень важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. И имело место быть занимательно развивающийся сюжет: в нем должно быть один или несколько основных героев наряду с эпизодическими героями, активно участвующих в происходящих событиях.

Выбрав произведение для игры-драматизации, воспитатель несколько раз читает его детям, рассматривает с ними иллюстрации, беседует о прочитанном.

Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию связной речи:

1) систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка;

2) введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации;

3) переход к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый театр или настольный);

4) переход к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок, где  используются разные маски или элементы костюмов и виды театров – настольный, пальчиковый, би-ба-бо, дети могут разыгрывать текст в качестве актеров.

Ученые давно заметили, что речь и – ручные действия очень тесно связаны между собой.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это неслучайно.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме этого доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скорость, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальце рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Стихи, сопровождающие упражнения, – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слушать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Заключение.

Развитие связной речи у детей – не стихийный процесс. Он требует целенаправленных действий взрослого. Наша задача – помочь ребенку вырасти образованным человеком, с грамотной речью.

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. – с.27-43.
  2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. – с. 4-16.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
  5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского
  6. .Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2011. – N 9. – с. 28-34.
  7. Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №9. – С. 10-13.
  8. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.:Педагогика, 1974. – 256с.
  9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  10. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2009. – 368 с.
  11. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. – 240 с.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12» городского округа Самара

443114, г. Самара, проспект Кирова 317 а

(846) 956-93-57, (846) 927-06-83

delfin12@samtel.ru     sad12samara@mail.ru

Развитие связной речи дошкольников посредством игры

Соколова Н.Н.

2016 год

Источник