Развитие связной речи ребенка в игре
Ольга Курбатова
Консультация «Развитие связной речи через игру»
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней. В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания детей, не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника – участника игры, а так же дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Именно в процессе игры у ребенка активно происходит психическое развитие – развитие воли, памяти, внимания, воображения, у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе применяются четыре группы игр, предложенные Бондаренко А. К.
Приведу краткие характеристики каждой группы:
1. Игры,которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?»
Например:
Отгадай-ка
Цель игры: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки,и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него.Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Если игра проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, длительность ее будет 20—25 минут.
В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет.Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?»или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор, «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка, «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).
«Радио»
Цель игры: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям,говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», – говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Воспитатель следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей, как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
«Да – нет»
Цель игры: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Ход игры. Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня. Воспитатель выходит,потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» – «Нет». «На стене?» – «Нет». «На потолке?» – «Да». «Стеклянный? – «Да». Похож на грушу?» – «Да». «Лампочка?» – «Да». Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы.Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы.Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу,ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?»Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» – «На полу». «Нужно было их называть?» – «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», – предлагает воспитатель. «Он квадратный?»– «Да». «В рамочке?» – «Да». «На нем нарисованы цветы?» – «Да». «Картина?» – «Да».
2. Игры, с помощью которых развиваетсяумение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три предмета».
«Кому, что нужно?»
Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?»Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» – говорит воспитатель. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,- отвечают дети.
Воспитатель называет профессии,знакомые детям: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.
Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.
«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет», говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», отвечает тот и бросает мяч ей.
В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов.Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.
«Назови три предмета»
Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры.
«Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я передам мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?»Дети: «Стол, стул, кровать, диван». «Правильно, говорит воспитатель, но в игре нужно назвать только три слова». «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы передает мяч ребенку.Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например,воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, у которого мяч,отвечает: «Ягоды».
Более сложным вариантом игры будет такой,когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.
Эту игру рекомендуется проводить с небольшими группами играющих.
3. Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает».
«Испорченный телефон»
Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание.
Ход игры.
Дети выбирают ведущего при помощи считалки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего игрока.Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего, какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игра проводится в свободное от занятий время. Она успокаивает детей после подвижных игр.
«Краски»
Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры.
Для этой игры надо выбрать хозяина красок и отгадчика Сеньку Попова. Все остальные будут красками.
Сенька Попов отходит в сторону, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто будет какой краской. Название краскам дает хозяин, или они сами себе выбирают название. Нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска. Когда цвета распределены, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Сенька Попов. Подходит,стучит несколько раз в дверь и говорит:
– Тук, тук!
Хозяин просыпается,встает и спрашивает:
– Кто там?
– Сенька Попов!
– За чем пришел?
– За краской!
– За какой?
-За синей!
Если такого цвета среди красок нет,хозяин говорит:
– Такой у нас нет!
А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:
Пойди по синенькой дорожке,
Найдешь синие сапожки,
Поноси, поноси,
И нам принеси!
Сенька уходит в сторону, потом снова возвращается и ведет с хозяином прежний разговор.
Если краска, которую просит Сенька, есть, он уводит ее в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Когда Сенька уведет от хозяина все краски, игра кончается.
«Летает – не летает»
Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Ход игры.
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать «летает?»,например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант». Похлопывая по коленям,воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?» – и поднимает руки.Дети отвечают: «Летает», – и тоже поднимают руки. «Дом летает?» – спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат. У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.
4. Игры – предположения («Дополни предложение», «Закончи предложение», «Придумай предложение»). Направленны на развитие у детей умений высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».
«Дополни предложение»
Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры.
Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.Например: «Мама купила.»Дети: «. книжки, тетради, портфель» и т. д.
«Закончи предложение»
Цель игры. Учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять детей в правильном подборе слов.
Дети уже играли в игру «Дополни предложение». В данной игре ставятся более сложные задачи.
Ход игры.
Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы.» и предлагает детям закончить его.Дети говорят: «чтобы было тепло, чтобы пойти гулять, чтобы не замерзнуть».
Воспитатель должен заранее подготовить ряд предложений,например: «Мы зажгли свет, потому что.», «Дети надели панамки, потому что.», «Полили рассаду, чтобы.» и т. д.
В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.
«Придумай предложение»
Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры.
Дети и воспитатель садятся в круг.Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек.Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.
Источник
Картотека дидактических игр для развития связной речи дошкольников.
«Кто больше заметит небылиц?»
Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:
– Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
«Какая картинка не нужна?»
Задача: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Исправь ошибку»
Задача: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
«Где начало рассказа?»
Задача: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Отгадай-ка»
Задача игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
План описания предмета
Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
«Найди картинке место»
Задача: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Наборы серийных картинок для выкладывания.
«Нарисуй сказку»
Задачи: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Козлята и волк»
Цель: обучение детей придумывать концовку сказки по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
– Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали… И т.д.
«Чего на свете не бывает»
Задача: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Фотограф»
Задача: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
«Последовательность событий»
1). «Кто кем (чем) будет?»
Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.
2). «Кем (чем) был?»
кем (чем) был раньше:
- цыпленок – яйцом;
- лошадь – жеребенком;
- корова- теленком;
- дуб -желудем;
- рыба -икринкой;
- яблоня – семечком;
- лягушка -головастиком;
- бабочка – гусеницей;
- хлеб -мукой;
- птица -птенцом;
- овца -ягненком;
- шкаф -доской;
- велосипед -железом;
- рубашка -тканью;
- ботинки -кожей;
- дом -кирпичом;
- сильный -слабый;
- мастер -ученик;
- листок -почкой;
- собака -щенком;
- шуба -мехом;
- козел -козленком.
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Как ты узнал?»
Задача: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Закончи предложение»
Цель: развитие понятийного мышления.
- Ночью темно, а днем….
- Трава зеленая, а небо…
- Зимой холодно, а летом….
- Ты ешь ртом, а слушаешь…
- Утром мы завтракаем, а днем…
- Птица летает, а змея…
- Лодка плывет, а машина…
8.У человека две ноги, а у собаки…
9. Композитор сочиняет музыку, а музыкант….
«Поиск пропавших деталей»
Задача: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
«Составь два рассказа»
Задача: научить различать сюжеты разных рассказов.
Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Слово заблудилось» ( с 5 лет)
Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово.
- На полу из плошки молоко пьет ложка. (кошка),
- На полянке у дубочка собрала кусочки дочка. (грибочки).
- Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша. (каша, ложка).
- На дворе большой мороз, отморозить можно хвост. (нос).
- «Испеки мне утюжок!» – просит бабушку крючок. (пирожок. внучок)
Игры для закрепления формы множественного числа:
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.
1. Игра “Один – много”.
Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Педагог показывает картинку и называет: шар.
– А у тебя, – спрашивает педагог, – что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
2. Игра “Лови и называй”.
Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Педагог бросает мяч ребенку, называя слово “дом”; ребенок возвращает мяч, называя слово “дома”. Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.
3. Игра ” Играем со словом”
Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием “ы”.
4. Игра “Измени слово”.
Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
5. Игра ” Назови одним словом”
Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
Игры для уточнения формы родительного падежа:
1.”Угадай, чьи это вещи”. Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2. “Угадай, чьи это хвосты”. На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра “Чей клюв?”.
Игры для уточнения формы дательного падежа:
1. Игра “Кому нужны эти вещи”. Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
2. Игра “Подарки” Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
3. Игра “Гости”. На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: “Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка – зайчику) и т.д.”.
Игры для уточнения формы винительного падежа:
1.Игра “Кто самый наблюдательный”. Дети должны называть, что они видят: “Я вижу стол, стул, окно” и т.д.
2.Игра “Ответы на вопросы” Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.
Игры для уточнения формы творительного падежа
1. “Профессии” Ответы на вопрос “кто чем работает?” по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).
2. Игра “Назови слова” Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
3. Игра “Назови пары” Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
Игра для уточнения формы предложного падежа:
Игра “Помоги животным найти свой домик”. Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища
Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
1. Игра “Большой маленький”.
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов “большой” и “маленький”.
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает педагог на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.
Игра в образовании сложных слов игра “Эхо”.
- листья падают – листопад
- сам ходит – самоход
- снег падает – снегопад
- мед носит – медонос
- вода падает – водопад
- звонит попусту – пустозвон
- звезды падают – звездопад
- сено косит – сенокос
- разводит сады – садовод
- везде ходит – вездеход
- разводит лева – лесовод
- база для нефти – нефтебаза
- перевозит лес – лесовоз
- ходит на атомной
- энергии – атомоход
- сам летит – самолет
- пыль сосет – пылесос
- воду возит – водовоз.
Источник