Развитие связная речь у ребенка родителям от логопеда
Консультация для родителей старших дошкольников .
« Связная речь. Рекомендации для родителей»
Разработала учитель – логопед
Дмитриева М.Е.
г. Дзержинск 2016г.
Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы с вами затронем такой важный аспект в жизни дошкольника, как связная речь. Формирование связной речи – актуальная задача , т.к. многие дети не способны сами освоить этот, согласитесь, не лёгкий процесс.
Действительно, благодаря связной речи мы доступно изъясняемся, доводим нашу мысль до конца и ясно её выражаем. Но не все ребятишки в совершенстве владеют этим навыком, как мы с вами. Вовремя сформированные навыки связного высказывания – это залог высокой успеваемости в школе, а значит положительных эмоций и удовольствия от обучения.
Наверняка, вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том , что он видел или делал в цирке, парке, да и просто в садике. А ведь это неспроста! А значит, предстоит работа над повышением речевой активности нашего чада, и так же работа по обогащению словаря . И кто же как не мы поможет нашим детям в этом?
Но для начала мы поподробнее разберемся , что же такое « связная речь».
Итак, основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Но обе формы объединяет единая природа происхождения : потребность людей общаться друг с другом.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Этапы формирования связной речи у детей с ОНР
1. Однословное предложение
(Этап логопедической работы с неговорящими детьми)
Основные задачи логопедического воздействия – вызвать речевую деятельность детей, расширить объём понимания речи.
Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи. Одни дети владеют большим пассивным словарём, у других понимание речи ограниченное. Занятия на этом этапе – индивидуальные или подгрупповые (не более 3 человек). Основная форма проведения занятий – игровая. Занятия насыщены невербальными заданиями. Всякое проявление речи у детей необходимо поощрять.
2. Двухсловное предложение.
На этом этапе мы учим детей строить двухсловное предложение (обращение + повеление), заучивать определённые обиходные словосочетания, произносить ударный слог слова, расширить объём понимания чужой речи. У детей развивается аномальная речь детей – полное отсутствие способности к словоизменению. Дети с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова. коррекционная работа – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи.
3. Двусоставное предложение.
На этом этапе стоят задачи:
– Учить детей грамматически правильно строить предложения типа: И. п. существительного + согласованный глагол 3-л. настоящего времени;
– Воспроизводить ритмико-слоговую структуру 3-х сложных слов;
– Продолжить работу по различению грамматических форм слов.
Активный словарь на этом этапе пополняется новыми обиходно-разговорными словами. Дети смешивают основные значения слов. В это время появляется умение употреблять 3-е лицо глаголов настоящего времени. Аграмматичные инструкции не выполняются появившимися правильно построенными грамматическими стереотипами. Эта речь не может служить им средством полноценного общения.
4. Предложение из нескольких слов.
Учить детей грамматически правильно строить предложения из 3 – 5 слов. Учить самостоятельному словоизменению существительных и глаголов. Формировать простейшие навыки связной речи. Активный словарь пополняется словами, обозначающими признаки предметов.
5. Расширение объёма простого предложения:
– учить детей строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
– продолжить работу по словоизменению;
– учить согласовывать местоимения и прилагательные с существительным.
Дети начинают использовать служебные слова: предлоги и союзы. Стремление ребёнка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний. Отмечаются положительные сдвиги в развитии речи детей, появляются предложения с однородными членами.
6. Формирование сложного предложения.
Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переход к обучению составления разных видов предложения. Логопедическая работа ведётся от сложносочинённого к сложноподчинённому предложению.
При составлении предложений хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.
7. Совершенствование связной речи.
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.
Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям:
– обогащение словарного запаса;
– обучение пересказу и придумыванию рассказов;
– разучивание стихотворений;
– отгадывание загадок.
8. Обучение рассказыванию.
Обучение рассказыванию занимает большое место в системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал.
Так как же формировать связную речь? Как мотивировать ребенка заговорить и рассказать о чем либо? Сразу скажу, что в этом случае, нудные каждодневные занятия не для нас! Лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком или в творческих играх.
Дети данного возраста уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им следующее ненавязчивые задания:
Каждодневные будни не влекут ничего нового! А что если предложить ребенку представить и отправиться в путешествие ? В этом случае можно использовать карты с режимом панорамного видения, на мой взгляд это очень интересно ! Для начала определите, что вам понадобится, на чем поедете , где остановитесь и на что будете обращать внимание? После можно открыть карту с панорамой выбранного вами места и… рассматривать , делиться впечатлениями. А может быть вы захотите сфотографироваться вон с той прекрасной статуей, или заглянуть в кафе мороженого за углом ? Почему бы и нет? Пусть ваш ребенок описывает , додумывает, фантазирует.
Вы прекрасно знаете ,что в этом возрасте ребятишки очень любят мультфильмы. Предложите ребенку вспомнить недавно просмотренный мультик ,или расспросите ребенка про его любимый мультфильм, ,попросите его рассказать, про что он смотрел мультик, кем были главные герои и чем он закончился.
Можно петь хорошо знакомые песенки и заменять в них слова на другие, немного повеселимся. Уверяю, вашим деткам понравится такой вид работы, вот уж где полет детской фантазии не знает границ!
Хорошо если вы подберете сюжетные картинки и вместе с ребенком рассмотрите их, сначала с наводящими вопросами , а после , постепенно сводя их на нет ,пускай ребенок сам рассказывает всё , что видит.
Заучивайте с ребенком интересные и небольшие стишки. Пускай ребенок попытается их читать с разной интонацией и силой голоса. Например : пускай этот стишок расскажет лисичка, а потом косолапый мишка.
Не только спрашивайте с ребенка, но и рассказывайте ему интересные истории из вашей жизни, из вашего детства ,например, кем вы хотели стать, о чем мечтали.
Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная(монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют ,либо развиваются с большими отставанием.
Поэтому, чтобы ваш ребенок в соответствии овладел связной речью, предлагаю вашему вниманию следующие игры:
Игры на развитие связной речи
Игровое упражнение “Распространи предложение”
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда?Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра “Пойми меня”
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Игра проводится с несколькими детьми. Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше взрослый объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось . После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение “Если бы…”
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
– “Если бы я был волшебником, то …”
– “Если бы я стал невидимым…”
– “Если весна не наступит никогда…”
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
Игровое упражнение “Закончи сам”
Цель – развитие воображения, связной речи.
Взрослый рассказывает начало сказки или рассказа, а ребенку даётся задание продолжить или придумать концовку.
Игра «Профессии»
Цели: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.
Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
Игра «Закончи предложение»
Цель: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».
Игра «Почини предложение»
Цель: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова – существительные в именительном падеже, глаголы – в начальной форме.
Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» – «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» – «Я читаю интересную книгу».
Игра «Моя семья»
Цель: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
Игра «Где спрятана игрушка»
Цель: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.
Оборудование: игрушки.
Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».
Игра «Маленькое нужное слово»
Цель : познакомить детей со значением в речи простых предлогов.
Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель), сюжетные картинки.
Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
Игра «Составь рассказ»
Цель: развить связную речь детей.
Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.
Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы – начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
Помните, что дети 5-6 лет должны уметь:
Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Благодаря этим играм и заданиям вы поможете своему ребенку сформировать связную речь. Всего доброго, до свидания!
Источник
Консультация учителя – логопеда для родителей: «Обучаем детей связной речи».
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. “Вот автомобиль, а что у него есть?” – “Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…” – “А что есть у дерева?” – “Корень, ствол, ветки, листья…” К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: “Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?” Можно просто спросить: “Какой он?” Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: “Что бывает высоким?” – “Дом, дерево, человек…” – “А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?” Или: “Что бывает широким?” – “Река, улица, лента…” – “А что шире – ручеек или река?” Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов “высота”, “ширина” и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: “Жили-были дед…”, а ребенок ее заканчивает: “…да баба”; взрослый: “И была у них…”, ребенок: “…курочка Ряба” и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: “Кого встретил Колобок?” – “Зайчика”. – “Какую песенку Колобок ему спел?” и т. д .
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
Получаются описания игрушек – можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка – елочка – корзинка – грибок – ежик…). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.
Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания:
Вспомни случай.
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному.
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!Бюро путешествий.
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Рассказы по картинкам.
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде “Веселых картинок”). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Истории из жизни.
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
Мой репортаж.
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.
Семейное ток-шоу.
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте “журналисту” в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: “Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?” и т. д.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Совершенствование связной речи у дошкольников.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
И вот уже ваш ребенок скоро пойдет в школу? Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
К 5-ти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений.
Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем другие виды речи. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Развернутым видом речи является монологическая речь. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.
При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения:
1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.
Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.
2. Составление предложений с использованием фланелеграфа.(магнитной доски) Объединение этих предложений в рассказ.
Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.
3. Составление рассказа по картинке и серии картин.
Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.
4. Составление рассказа-повествования.
Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.
5. Составление рассказов-описаний.
Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.
6. Рассуждение.
У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.
7. Пересказ текстов.
Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.
8.Разучивание стихотворений.
При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.
Ниже приводятся примерные тексты, которые можно рекомендовать для пересказа, рассказывания по ролям, рассказы с элементами драматизации, рассказы-описания, рассказы-размышления.
Лес осенью.
Летом лес был зеленый. Наступила осень. Березки стоят желтые. Осины стоят красные. Остались зелеными елки и сосны. В лесу тишина. Птицы улетели на юг. В норе на сухих листьях засыпает еж. Медведь ложится в берлогу. Белочка запасла на зиму орехи и свернулась клубочком в дупле.
Петя помог.
Над окном дома было ласточкино гнездо. Из него выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали, но помочь не могли. Петя это увидел. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо.
Где мои очки?
Ночью Миша проснулся и будит свою маму:
– Мама, дай мне скорее очки!
– Посмотри, сынок, в окно, вокруг так темно, зачем тебе очки?
– Мама, мне снится такой интересный сон, что я хочу его получше рассмотреть.
Кролик.
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.
Кухня.
Вот наша кухня (появляется стол с посудой и плита). На плите – чайник (на плиту ставится чайник) – всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем пить чай.
Тишка.
Жил у Танюшки маленький черный котенок Тишка. В углу в корзине стоял мешок с мукой. Играл Тишка с мячом. Стало ему скучно, и он решил забраться на мешок. Лез, лез, но вдруг исчез. Зовет Танюшка Тишку, а из мешка вылезает какой-то незнакомый, белый котенок. Заплакала Танюшка: «Куда делся ее любимый Тишка?»
Уважаемые родители! Надеюсь, что предложенный материал поможет вам при занятиях с детьми.
Но хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»
Желаем вам успехов!
Источник